Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дело №3а-117/19
21 ноября 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Закаменского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 877 от 29 августа 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом № 877 от 29 августа 2018 года Республиканским агентством лесного хозяйства утвержден Лесохозяйственный регламент Закаменского лесничества(далее-Регламент).
Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения просит признать недействующим приведенный Лесохозяйственный регламент в части: включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Снежинский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 Регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Закаменского лесничества Баянгольского участкового лесничества № 28-31.
В части включения видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Снежинский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам»: в кварталах Цаган-Моринского участкового лесничества № 182-200, 210-212; кварталах Баянгольского участкового лесничества №№ 1-181,201-209,213-220,359,360, а именно:
- заготовка древесины;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
-осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
-ведение сельского хозяйства;
-строительство, реконструкция линейных объектов;
- переработка древесины и иных лесных ресурсов;
- иные виды.
В кварталах Баянгольского участкового лесничества №№ 28-31, а именно:
-выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;
-строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Исковые требования основаны на том, что на территории Закаменскоголесничества расположена особо охраняемая территория – государственный природный биологический заказник регионального значения «Снежинский» Закаменского района РБ. Заказник расположен в границах Закаменского лесничества и занимает кварталы Цаган-Моринского участкового лесничества №№ 182-200,210-212; кварталы Баянгольского участкового лесничества №№ 1-181,201-209,213-220,359,360.
В нарушение требований Лесного кодекса РФ, часть лесов в границах указанного заказника, оспариваемым лесохозяйственным регламентом, отнесена к категории эксплуатационных лесов. В частности, в разделе 1.1.5, таблица 3 Регламента, леса Баянгольского участкового лесничества Закаменского лесничества в кварталах №№28- 31, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, отнесены к эксплуатационным лесам.
Кроме этого, в нарушение требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Снежинский» оспариваемым Регламентом на территории заказника прямо разрешена заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, несмотря на отнесение лесов заказника и к орехово-промысловым зонам, и к запретным полосам лесов, расположенным вдоль водных объектов.Также в Регламенте указано, что в границах заказника допускается: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (в <...> Баянгольского участкового лесничества). На территории всего заказника допускается переработка древесины и иных лесных ресурсов; строительство, реконструкция линейных объектов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства и иные виды деятельности.
Определением суда от 17 октября 2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержал и дал аналогичные ему пояснения.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО2 с административным иском не согласилась по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 11 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27 февраля 2017г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядках их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17 ноября 2010г. № 436 «Об отнесении лесов на территории Республики Бурятия к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» оспариваемые истцом лесные <...> отнесены к эксплуатационным, что послужило основанием для внесения информации в части названных кварталов в оспариваемый Регламент.Закаменское лесничество состоит, в том числе из Баянгольского участкового лесничества, в числе которого имеются: Дача 1 и Дача 2. <...>, отнесенные к эксплуатационным лесам, относятся к Даче 2 и не входят в границы территории заказника «Снежинский». Соответственно, требования прокурора об исключении из перечня разрешенных видов использования таких видов как выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, в части приведенных кварталов, заявлено неправомерно.
Кроме этого, Положением о Государственномприродном биологическом заказнике регионального значения «Снежинский» предусмотрено, что на территории заказника возможно осуществление гражданами заготовки древесины для собственных нужд при условии предварительного уведомления администрации заказника. Поскольку в силу положений пункта 4 приведенного приказа Министерстваприродных ресурсов РФ от 27 февраля 2017г. № 72, в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются виды разрешенного использования лесов, в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ, не предусматривающей такового вида использования как заготовка гражданами древесины для собственных нужд, в оспариваемом регламенте приведен вид разрешенного использования в соответствии с терминами и понятиями, установленными в ст. 25 Лесного кодекса РФ.
По аналогичным основаниям несостоятельны доводы административного истца и в части заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия по доверенности ФИО3 с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, полагала, что регламент принят в рамках предусмотренных полномочий административного ответчика.
В письменном отзыве на иск заинтересованное лицо приводит доводы аналогичные возражениям административного ответчика, дополнительно ссылаясь на следующие обстоятельства. Отнесение лесов к защитным осуществляется уполномоченным органом на основании принятия соответствующего акта, который является основанием для отражения соответствующей информации в регламенте. Поскольку отнесение лесов к защитным осуществляется не на основании лесохозяйственного регламента, последний не является тем нормативным актом, который вправе устанавливать и изменять категорию лесов.
Кроме этого, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201 –ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации. Данных о том, что леса, расположенные на территории заказника «Снежинский», отнесены к лесам первой группы и категории защитности лесов первой группы, не имеется. Исходя из Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения "Снежинский» на территории заказника разрешена охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях урегулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов. Запрет установлен только в отношении видов охот, указанных в пунктах 1, 2 и 6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Кроме этого, Положением о заказнике предусмотрено осуществление работ по сенокошению, выпасу скота, размещению ульев на специально отведенных участках; строительству линейных объектов, если это связано с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием, воспроизводством лесов и лесопользованием; также предусмотрена заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; заготовка гражданами древесины для собственных нужд в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий. Соответственно, требования прокурора о признаниинезаконным регламента в приведенных частях не основаны на положениях закона.
ФИО4 «Бурприрода» и Федеральноеагентство лесного хозяйства в лице своих представителей в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве на административный иск, представитель последнего доводы прокурора, изложенные в административном иске поддержала.
На основании пункта 4 ст.247 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме.
Установлено, что приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 877 от 29 августа 2018 г. утвержден лесохозяйственный регламент Закаменского лесничества (далее-Регламент).
Текст, в действующей редакции, опубликован 5 октября 2018 года на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно этой же статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.
Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 5 этой же статьи установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ; 2) возрасты рубок расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Составы лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 87 ЛК РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 72 от 27 февраля 2017г. (далее-Приказ № 72) утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.
В соответствии с пунктом 6 приведённого Приказа, глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе следующую информацию: 1) краткую характеристику лесничества, включая распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику имеющихся особо охраняемых природных территорий; 2) виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (таблица 5 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
В соответствии с п. 8 Приказа № 72, глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию: 1) ограничения по видам целевого назначения лесов (таблица 18 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); 3) ограничения по видам использования лесов.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Закаменского лесничества располагается одна особо охраняемая природная территория - государственный природный биологический заказник регионального значения «Снежинский» Закаменского района Республики Бурятия.
Так, согласно разделу 1.1.7 оспариваемого Регламента на территории Закаменского лесничества располагается особо охраняемая природная территория – государственный природный заказник регионального значения «Снежинский» Закаменского района РБ. Заказник занимает территорию Цаган-Моринского участкового лесничества в кварталах: 182-200,210-212; Баянгольского участкового лесничества в кварталах: 1-181,201-209, 213-220, 359,360. Цель деятельности заказника - сохранение и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении объектов животного мира.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).
Аналогичные законоположения (статьи 102,103) содержались в Лесном кодексе РФ на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Защитные леса в соответствии с ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, в силу императивных положений Лесного кодекса Российской Федерации, леса в границах заказника «Снежинский» являются в силу закона защитными лесами из категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Несмотря на это, в таблице 3 раздела 1.1.5 Регламента «распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, указано, что в границах Закаменского лесничества нет лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Более того, вопреки приведенным законоположениям, в оспариваемом нормативном правовом акте, лесные участки, расположенные в границах заказника, отнесены к эксплуатационным лесам.
В частности, в границах указанного заказника к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки Дачи 2 Баянгольского участкового лесничества в кварталах № 28-31.
Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (далее - Федеральный закон) установлено, что особо охраняемые природные территории есть участки земли, водной поверхности воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Пунктом 14 статьи 2 приведенного Закона установлено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона установлено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Согласно пунктам 1.3 и 3.1 Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Снежинский» Закаменского района РБ, утвержденного постановлением Правительства РБ № 361 от 28 октября 1996г., заказник имеет биологический профиль и на его территории запрещаются следующие виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам: - охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, промысловая, любительская и спортивная охота, уничтожение либо повреждение воспроизводственных и защитных участков (гнезд, дупел, нор и других жилищ и убежищ диких животных) в течение всего года;
- нахождение с огнестрельным, пневматическим и холодным оружием, отнесенным к охотничьему оружию, капканами и иными орудиями охоты, собаками, за исключением случаев, предусмотренных действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
- проведение геологоразведочных изысканий, разработка и добыча полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
- выпас скота с применением собак;
- отвод земель под организацию фермерских хозяйств, для садоводства и огородничества, а также под застройку, за исключением случаев, необходимых для функционирования Заказника;
- прокладка новых дорог, троп, линий электропередач, коммуникаций, возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью Заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.
Кроме этого, на территории заказника запрещено нахождение транспортных средств в целях не связанных с деятельностью заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и осуществлением разрешенных в установленном порядке видов природопользования; применение ядохимикатов в целях, не связанных с деятельностью заказника.
В результате неправомерного отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав заказника «Снежинский» к эксплуатационным лесам, на территории кварталов Баянгольского участкового лесничества №№ 28-31 разрешены: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Кроме этого, несмотря на приведенный законодательный запрет, таблицей 5 раздела 1.2 оспариваемого Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории заказника в пределах кварталов Цаган-Моринского участкового лесничества №№ 182-200, 210-212; кварталах Баянгольского участкового лесничества №№1-181, 201-209, 213-220, 359, 360 (в районах Дачи 1 и Дачи 2) отнесены: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; строительство и реконструкция линейных объектов и иные виды разрешенного использования лесов.
Данной таблицей в указанных кварталах также предусмотрена в качестве вида разрешенного использования переработка древесины и иных лесных ресурсов (осуществление которой невозможно без создания лесоперерабатывающей инфраструктуры), тогда как согласно части 2 статьи 14 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Также таблицей 5 раздела 1.2 Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории (в перечисленных кварталах) отнесены без каких-либо ограничений заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, тогда как Положением о заказнике «Снежинский» прямо разрешены лишь заготовка гражданами древесины для собственных нужд в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий и заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд при условии предварительного письменного уведомления администрации заказника.
Таким образом, на указанной территории заказника разрешены практически все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Республики Бурятия на сохранение благоприятной окружающей среды.
В связи с чем, положения лесохозяйственного регламента Закаменского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав государственного природного заказника «Снежинский» к эксплуатационным лесам и в части отнесения перечисленных выше видов использования лесов к разрешенным видам использования лесов на территории Заказника, противоречат положениям Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Снежинский» Закаменского района РБ, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, лесохозяйственный регламент подлежит признанию недействующим в части заявленной в административном иске.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов Республики Бурятия подлежат отклонению.
Ссылки на то, что <...> Дачи 2Баянгольского участкового лесничества не входят в границы заказника подлежат отклонению, поскольку они надлежащими доказательствами, включая поквартальную карту Закаменского лесничества, не подтверждаются, напротив, по сообщению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», указанные кварталы Дачи 2 Баянгольского участкового лесничествавходят в границы заказника «Снежинский».
Ссылки на приказ Рослесхоза от 17 ноября 2010г. № 436 «Об отнесении лесов на территории Республики Бурятия к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» нельзя принять во внимание, поскольку как уже выше указывалось, в соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Учитывая изложенное, наличие приведенного подзаконного акта в виде приказа Рослесхоза о регулировании режима лесов на территории заказника на федеральном уровне (посредством принятия Федерального закона) не свидетельствовало и, как следствие, не давало оснований административному ответчику для руководства его положениями при регулировании вопросов отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия, как ее субъекта.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что проверяя содержание акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В пункте 36 этого же Постановления разъяснено, что проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.
С учетом приведенных разъяснений высшей судебной инстанции, ссылки заинтересованного лица на то, что виды разрешенного использования лесов указаны в строгом соответствии со ст. 25 ЛК РФ и в разделе 1.2 главы 1 оспариваемого Регламента в примечании указано, что ограничения по видам разрешенного использования устанавливаются в соответствии с особенностями использования лесов на территории государственного природного биологического заказника регионального значения «Снежинский», принять во внимание нельзя.
Действительно, в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте должны указываться виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 этого же Кодекса.
Вместе с тем, как уже выше указывалось в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 72 от 27 февраля 2017г.,ограничения по видам использования лесов должны содержаться в главе 3 Лесохозяйственного регламента, в главе 1 Регламента отражается краткая характеристика лесничества и виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.
В частности, в силу п. 8 Приказа № 72, ограничения по видам использования лесов и ограничения по видам целевого назначения лесов подлежат отражению в главе 3 лесохозяйственного регламента.
Вопреки приведенному Приказу и положениям пункта 5 ст. 87 ЛК РФ, в главе 3 оспариваемого Регламента никаких ограничений по оспариваемым административным истцом видам разрешенного использования лесов, расположенных в границах заказника, не содержится. В частности, не указано, что заготовка древесины в пределах кварталов, расположенных на территории заказника осуществляется исключительно гражданами для собственных нужд в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий при условии предварительного уведомления администрации Заказника. Аналогичным образом не указано каких-либо ограничений либо изъятий в части заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов; осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведения сельского хозяйства; строительства и реконструкции линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсови иных видов разрешенного использования лесов.
При таких обстоятельствах, Регламент в оспариваемых частях вызывает неоднозначное толкование и исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, на территории особо охраняемой территории биологического профиля заказник «Снежинский» разрешены без ограничений такие виды использования лесов, как заготовка древесины, заготовка и сбор гражданами не древесных лесных ресурсов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; строительство и реконструкция линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов.
В связи с чем, положения лесохозяйственного регламента Закаменского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав государственного природного заказника «Снежинский» к эксплуатационным лесам и в части отнесения перечисленных выше видов использования лесов к разрешенным видам использования лесов на территории Заказника, противоречат положениям Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Снежинский» Закаменского района РБ, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, Лесохозяйственный регламент подлежит признанию недействующим в части заявленной в административном иске.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38 Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из того, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, соответственно, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Абзацем 2 п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части.
Из положений Закона Республики Бурятия от 26 октября 1994г. № 47-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти РБ не подлежат опубликованию в печатном издании, они подлежат размещению на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.
С учетом приведенного разъяснения Верховного Суда РФ и мнения сторон, сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию на указанном сайте.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Закаменского лесничества, утвержденный приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 877 от 29 августа 2018 года в следующих частях.
В части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Снежинский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Закаменского лесничества Баянгольского участкового лесничества №№ 28-31.
В части включения видов разрешенного использования лесов, распложенных в границах государственного природного регионального значения «Снежинский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам» в кварталах Цаган-Моринского участкового лесничества № 182-200, 210-212; кварталах Баянгольского участкового лесничества №№ 1-181,201-209, 213-220,359,360, а именно:
-осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
-строительства, реконструкции линейных объектов;
-переработки древесины и иных лесных ресурсов;
- заготовки древесины;
В кварталах Баянгольского участкового лесничества № 28-31, а именно:
-выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;
-строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
Сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» www.egov-buryatia.ru.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный Суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2019г.
Судья Раднаева Т.Н.