НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 15.05.2020 № 3А-19/20

УИД: 04OS0000-01-2019-000182-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 мая 2020 года г.Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., помощнике Врублевской О.Г., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Астраханцевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия «БайкалВодоканал» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующими в части нормативно-правовых актов - приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 октября 2019 года №3/44 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск»; приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019г. №3/174 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 октября 2019 года №3/44 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск»

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее также – РСТ Республики Бурятия) от 3 октября 2019 года №3/44 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения о водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск».

Приложением №1 к приказу утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск», действующие со дня официального опубликования по 31 декабря 2022г. с календарной разбивкой: со дня официального опубликования до 31 декабря 2019г. – 27,95 руб./куб.м.; 1 полугодие 2020г. – 27,95 руб./куб.м.; 2 полугодие 2020г. – 29,06 руб./куб.м.; 1 полугодие 2021г. – 29,06 руб./куб.м.; 2 полугодие 2021г. – 30,15 руб./куб.м.; 1 полугодие 2022г. – 30,15 руб./куб.м.; 2 полугодие 2022г. – 31,26 руб./куб.м.

Приложением №2 к приказу утверждены тарифы в сфере водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск», действующие со дня официального опубликования по 31 декабря 2022г. с календарной разбивкой: со дня официального опубликования до 31 декабря 2019г. – 66,18 руб./куб.м.; 1 полугодие 2020г. – 66,18 руб./куб.м.; 2 полугодие 2020г. – 68,83 руб./куб.м.; 1 полугодие 2021г. – 68,83 руб./куб.м.; 2 полугодие 2021г. – 69,75 руб./куб.м.; 1 полугодие 2022г. –69,75 руб./куб.м.; 2 полугодие 2022г. – 73,88 руб./куб.м.

Приложениями №3 и №4 утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования указанных тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 10 октября 2019г.

Приказом РСТ Республики Бурятия от 17 декабря 2019г. № 3/174 в приказ от 3 октября 2019г. №3/44 внесены изменения: приложения №1 и №2 изложены в новой редакции в связи с корректировкой тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2-е полугодие 2020 года. Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 19 декабря 2019г.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 марта 2020 г. №3/7 в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 октября 2019 №3/44 внесено изменение: в приложении № 2 к приказу цифры «69,48» заменены цифрами «71,34». Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 5 марта 2020 г.

Муниципальное предприятие «БайкалВодоканал» обратилось с административным иском, требования по которому уточнило в ходе рассмотрения дела, о признании не соответствующим закону и недействующим данного приказа с последующими редакциями, указав в обоснование заявленных требований, что установленный РСТ Республики Бурятия размер тарифа является заниженным, не отвечает принципу экономической обоснованности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При установлении тарифа РСТ Республики Бурятия были нарушены нормы Закона о водоснабжении и водоотведении, незаконно приняты заниженные экономические показатели.

Затраты на оплату труда при проведении регулирующим органом экспертизы были скорректированы, штатная численность снижена до 45,34 человек, хотя для МП «Жилищник», осуществлявшего на базе тех же производственных объектов водоснабжение до истца, на 2016-2019гг. штатная численность производственного персонала на водоотведение была утверждена в количестве 52,5 человек.

По статье «Прочие производственные расходы» предприятием был
представлен договор на проведение лабораторных исследований №ХРБП/19 от 20 августа 2019г. с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике
Бурятия» со сроком действия до 31 декабря 2019г., предусматривающий расходы в размере 229 983 руб. на 4 месяца, соответственно, в годовом выражении расходы должны были быть учтены в размере 689 949 руб.

По статье «Ремонтные расходы» не учтены представленные предприятием документы, в том числе Производственная программа, в соответствии с которой были запланированы экономически и технологически обоснованные объемы ремонтных работ на 2019 год в размере 6 377 540 руб. Однако экспертом на 2019г. были приняты ремонтные расходы на сумму 657 640 руб.

По статье «Неподконтрольные расходы» были исключены расходы «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» в размере 3 077 290 руб., которая является обязательным платежом с учетом осуществляемых предприятием видов экономической деятельности.

Также необоснованно исключены расходы по статье «Земельный налог и арендная плата за землю», являющиеся обязательными платежами, со ссылкой на то, что у предыдущего предприятия не было подтвержденных документально расходов по уплате земельного налога.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, действующий на основании доверенности представитель административного истца Стяжкин П.В. поддержал заявленные требования с учетом уточнения.

Действующий на основании доверенности представитель административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаев А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ с последующими редакциями принят в установленном порядке органом, к чьей компетенции это относится, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Регулирующим органом была проведена экспертиза поступившего предложения МП «БайкалВодоканал», в результате которой были скорректированы затраты организации, часть расходов были исключены или уменьшены как экономически необоснованные, поскольку регулируемой организацией не было представлено обоснование и документы, подтверждающие соответствующие затраты.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Астраханцевой Е.П., указавшей о необоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Государственное регулирование тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение регламентируется Федеральным законом от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов в указанной сфере наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия.

В соответствии со ст.31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся помимо прочих холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод. Соответственно, регулированию подлежат: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение (п.п.2, 8 ст.31 Закона).

МП «БайкалВодоканал» осуществляет регулируемую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения, использует в регулируемой деятельности муниципальное имущество: имущественный комплекс объектов холодного водоснабжения и водоотведения г.Северобайкальск, переданные ему в хозяйственное ведение в соответствии с распоряжением администрации г.Северобайкальск от 16.07.2019г. №324, договором №26/2019 от 19.07.2019г. и актом приема-передачи.

В соответствии с п.п. 12, 13 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения по предложению регулируемой организации дел об установлении тарифов.

Согласно п.25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (п.п.25, 27).

Изложенный порядок принятия нормативно-правового акта был соблюден.

Как следует из материалов дела, 27 августа 2019г. в РСТ Республики Бурятия с заявлением об установлении тарифа для потребителей МО «город Северобайкальск» на долгосрочный период 2019-2022 г.г., обратилось МП «БайкалВодоканал», представив приложение на 2473 листах.

Как следует из заявления, организацией было предложено установить тарифы методом экономически обоснованных расходов: в сфере холодного водоснабжения - со дня официального опубликования до 31 декабря 2019г. – 36,19 руб./куб.м.; на 2020г. – 36,36 руб./куб.м.; на 2021г. –37,82 руб./куб.м.; на 2022г. –39,33 руб./куб.м. В сфере водоотведения были предложены следующие размеры тарифа: со дня официального опубликования до 31 декабря 2019г. – 141,84 руб./куб.м.; на 2020г. – 144,94 руб./куб.м.; на 2021г. – 150,25 руб./куб.м.; на 2022г. – 155,77руб./куб.м.

В соответствии с указанным предложением регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов экспертом подготовлено экспертное заключение, в котором ряд расходов, которые МП «БайкалВодоканал» предлагало включить в расчет тарифов, исключены или уменьшены как экономически необоснованные.

Решение об установлении тарифа принято в соответствии с п.27 Правил органом регулирования по итогам заседания коллегии РСТ Республики Бурятия, состоявшегося 3 октября 2019г., нормативный акт опубликован в порядке, установленном статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994 г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 "Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru).

Процедура принятия скорректированного тарифа приказом РСТ Республики Бурятия №3/174 от 17 декабря 2019г. также была соблюдена: решение принято на основании экспертного заключения на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия, приказ опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru),

3 марта 2020 г. приказом РСТ Республики Бурятия № 3/7 в приказ от 3 октября 2019 №3/44 внесено изменение: в приложении № 2 к приказу цифры «69,48» заменены цифрами «71,34», что было обусловлено технической ошибкой в тексте приказа. Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

Таким образом, оспариваемый приказ и его последующие редакции приняты РСТ Республики Бурятия в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия нормативно-правовых актов регулирующим органом была соблюдена, административным истцом нормативно-правовые акты по мотиву нарушения процедуры принятия не оспариваются.

Иных нарушений положений нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, судом при рассмотрении дела также не установлено.

В соответствии с п.1 ст.32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе следующими методами:

- методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;

- методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (п.5 ст.32 Закона).

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.6 ст.32 Закона).

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.8 ст.32 Закона).

Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации (п.10 ст.32 Закона).

Пунктом 16 Правил установлено, что предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, к которым п.17 Правил относит помимо прочего следующие:

- копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подп. «д»);

- расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подп. «е»);

- расчет размера тарифов (подп. «ж»);

- расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подп. «з»);

- копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подп. «о»).

В соответствии с п.25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении и отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п.30).

В соответствии с п.24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (п.26).

Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг (п.29).

Согласно п.38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

а) производственных расходов;

б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;

в) административных расходов;

г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;

д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;

з) нормативной прибыли;

и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Из содержания иска следует, что истцом оспариваются основные нормативные положения в части тарифов в сфере водоотведения с учетом внесенных в них изменений (производных корректировок к основному тарифу), производные корректировки истцом не оспариваются.

Так, оспаривая нормативно-правовой акт, административный истец указал, что регулирующим органом при установлении тарифа в сфере водоотведения была снижена численность персонала: в предложении об установлении тарифа было указано 57.5 ед., однако принято при утверждении тарифа 45.34 ед., что повлекло уменьшение общего фонда оплаты труда в МП «БайкалВодоканал». Кроме того, при неизменности технологического процесса в сфере водоотведения, должны быть приняты аналогичные показатели предшествующего предприятия МП «Жилищник».

Указанные доводы суд находит несостоятельными.

В соответствии с п. 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с п.17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям. При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются параметры отраслевого тарифного соглашения.

Из п.2.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, имеющего общеобязательный характер (прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости регистрационный № 22/17-19 от 28.12.2016г.) следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты.

При расчете численности работников как МП «БайкалВодоканал», так и РСТ Республики Бурятия руководствовались Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999г. № 66 (далее – Рекомендации), однако РСТ Республики Бурятия исходило из того, что регулируемой организацией нормативная численность персонала была завышена, в связи с чем экспертом произведена корректировка и перерасчет расходов организации на оплату труда.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что РСТ Республики Бурятия обоснованно не были приняты расчеты нормативной численности работников, представленные регулируемой организацией, поскольку они не соответствуют характеристикам, указанным в Рекомендациях по нормированию труда, при этом суд учитывает, что МП «БайкалВодоканал» не было представлено возражений относительно факторов, влияющих на расчет нормативной численности (протяженность сети, объем производительности, не превышающих установленного порога).

Так, регулирующим органом в расчет обоснованно не принята должность бригадир (освобожденный) при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку она отсутствует в разделе Рекомендаций 2.1.8 «Оперативное руководство эксплуатацией канализационных насосных станций».

В разделе 2.2.10. «Ультрафиолетовые (бактерицидные) установки» Рекомендаций для должностей «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» при производительности установки до 200 тыс. куб.м./сутки нормативная численность составляет 1-2 единицы (табл.24), потому РСТ Республики Бурятия обоснованно не принят расчет численности по данным должностям предприятия (4.40 и 1 ед.) и по каждой из указанных профессий принято в расчет тарифа по 1 единице.

В разделе Рекомендаций 2.2.11. «Насосные станции канализации» по должности «машинисту насосных установок» в таблице 25 при объеме производительности, не превышающей 15 тыс. куб.м./сутки, численность установлена в размере 4-6 единиц (табл.25), в связи с чем РСТ Республики Бурятия обоснованно скорректировало предложенные истцом 8,80 ед., не соответствующие указанным в Рекомендациях значениям по данной должности до 4 единиц.

В разделе 2.2.12. «Канализационные сети» при протяженности канализационной сети от 20 до 40 км. нормативная численность для должностей «слесарь аварийно-восстановительных работ» и «электрогазосварщик» Рекомендациями установлена в количестве 6-10 единиц (табл.26), соответственно, РСТ Республики Бурятия обоснованно принято по каждой профессии 9,67 единиц против заявленных предприятием 15,1 и 8 единиц.

В разделе 2.2.13. «Очистные сооружения канализации» по должности «оператор очистных сооружений (станция биологической очистки)», при объеме производительности, не превышающей 15тыс. куб.м./сутки, численность в таблице 27 Рекомендаций составляет 3 единицы, соответственно, РСТ Республики Бурятия по каждому направлению очистки (решетки с ручной очисткой, с механической очисткой и т.д.) обоснованно принято по 3 единицы (в целом - 18 единиц), против предложенных истцом 37,99 единиц, которые не соответствуют указанным Рекомендациям.

В разделе 2.2.14. «Контроль качества сточных вод» Рекомендациями для должности «лаборант химического анализа» при объеме производительности до 50 тыс. куб.м./сутки численность составляет 2-3 единицы (табл.43), соответственно РСТ Республики Бурятия обоснованно принято 2 единицы и отклонены предложенные истцом 4.40 ед.

С учетом изложенного, поскольку истец экономическую обоснованность расходов на оплату труда, указанных в тарифной заявке, не подтвердил, нормативная численность персонала, принятая в качестве экономически обоснованной регулирующим органом, составившая 45.34 единицы, является обоснованной и соответствует содержанию изложенных требований.

Доводы истца о нормативной численности штата, принятой при тарифном регулировании МП «Жилищник», осуществлявшего указанную деятельность до МП «БайкалВодоканал», во внимание быть приняты не могут, поскольку затраты предыдущего предприятия не могут быть учтены в тарифной составляющей для МП «БайкалВодоканал».

Доводы о том, что при определении списочной численности необходимо было учесть коэффициент планируемых невыходов (ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей и т.д., коэффициенты сменности также нельзя признать обоснованными, поскольку в материалах тарифной заявки МП «БайкалВодоканал» обоснование (расчет) в указанной части не привел.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний прочие производственные расходы - это непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения расходы, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией.

Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.

При расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для МП «БайкалВодоканал» на 2019 - 2022 годы по статье «прочие производственные расходы» расходы на осуществление производственного контроля качества воды были приняты в соответствии с представленным предприятием договором на проведение лабораторных исследований №ХРБП/19 от 20.08.2019 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Бурятия в Северобайкальском районе», стоимость работ по которому была установлена в размере 229 983 руб., срок действия договора - до 31.12.2019.

Таким образом, из состава затрат обоснованно исключены расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в размере превышающем установленную в договоре стоимость данных работ (принято 229 983 руб., предусмотренные договором, против предлагаемых предприятием 689 949 руб.), поскольку документы, обосновывающие данные расходы, не представлены.

Согласно п.51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с п. 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (п.24).

Обосновывая свои расходы в указанной части, истец указал в расчете о включении в тарифную составляющую расходов на 2019г. на капитальный ремонт централизованных систем в размере 6 377 543 руб. в годовом выражении, однако регулирующим органом расходы скорректированы и приняты в размере 174 440 руб. в соответствии с представленным предприятием договором поставки.

При этом орган регулирования обоснованно исходил из того, что в составе мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоотведения в соответствии с Производственной программой МП «Байкал Водоканал» в сфере водоотведения на 2019 год не запланированы конкретные ремонтные мероприятия на указанный период, сумма финансовых потребностей в размере каким-либо образом 6 377 543 руб. не обоснована, в том числе документально, а перспективный план-график ремонтных работ и затрат, графики технического обслуживания предусматривают несение соответствующих расходов только в 2020-2022г.г., соответственно, не могли быть учтены при установлении тарифа методом экономически обоснованных затрат на базовый период 2019г.

В соответствии с п.45 Основ ценообразования, п.30 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст.22 указанного Закона для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п.10).

В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В обоснование расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду истец представил декларации за 2019 и 2020 г.г., предусматривающие расходы организации за 2019г. по плате за сбросы загрязняющих веществ водные объекты в размере 1 016 184,62 руб., плату за размещение отходов производства и потребления в размере 51 047,3 руб., однако указанные суммы, как следует из содержания деклараций, являются сверхлимитными, сведения об установленном для предприятия нормативе допустимого воздействия на окружающую среду организацией не представлены, лимиты не исчислены.

Приведенные ранее положения пункта 30 Методических указаний и пункта 45 Основ ценообразования предполагают, что нельзя производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с объемами, превышающими предельные размеры нормативов и (или) лимитов, в связи с чем суд приходит к выводу, что регулирующим органом правильно исключены указанные затраты организации как экономически необоснованные.

Органом тарифного регулирования также обоснованно были исключен из состава экономически обоснованных расходов, связанных с уплатой налогов и сборов (п.30 Методических указаний) земельный налог, исчисленный МП «БайкалВодоканал» расчетным путем (справка для расчета авансового платежа по земельному налогу, составленная главным бухгалтером).

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база, как предусмотрено п.1 ст.390 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Между тем, помимо авансового расчета налога МП «БайкалВодоканал» в тарифной заявке не были представлены документы, подтверждающие, что муниципальное предприятие является плательщиком данного налога (принадлежность имущества на правах, предусмотренных п.1 ст.388 НК РФ) и налоговую базу по данному налогу (сведения о кадастровой стоимости).

Поскольку в нарушение требований п.17 Правил регулирования тарифов исходные данные не были представлены регулирующему органу, указанные расходы обоснованно не были учтены при утверждении тарифа.

Таким образом, суд, исследовав материалы дела применительно к нормам материального права, регулирующим порядок установления тарифов, приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом тарифы являются экономически обоснованными, приняты РСТ Республики Бурятия в установленном порядке в пределах максимальной величины роста тарифов, установленной для Республики Бурятия, в связи с чем приходит к выводу, что основания для признания оспариваемых приказов недействующими отсутствуют, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия

Р Е Ш И Л :

Отказать МП «БайкалВодоканал» в удовлетворении исковых требований о признании недействующими в части нормативно-правовых актов - приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 октября 2019 года №3/44 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения о водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск»; приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019г. №3/174 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 3 октября 2019 года №3/44 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал» в МО «город Северобайкальск»

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2020 года.

Председательствующий судья: Т.Б. Казанцева