НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 14.09.2018 № 3А-90/18

дело № 3а-90/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 сентября 2018 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М., с участием прокуроров Ковалевой Г.Н., Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19 декабря 2012г. №108 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия»,

У С Т А Н О В И Л:

19 декабря 2012г. Совет депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия принял решение №108, которым был утвержден Генеральный план Муниципального образования сельского поселения «Сотниковское».

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать указанное решение недействующим в части включения в границы с.Ошурково муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия (далее – МО СП «Сотниковское») участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Иволгинское сельское участковое лесничество, ТУ №1 СПК «Пригородное» в квартале 2 части выделов 24, 25, 32, 33, в квартале 4 части выделов 2,7,27, в квартале 5 части выделов 1-7.

В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал на то, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.

По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы с. Ошурково МО СП «Сотниковское» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

Рослесхоз, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. №736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Проект генерального плана МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия согласован с Рослесхозом не был, при принятии оспариваемого решения не соблюдена процедура согласования с собственником земель лесного фонда (Российской Федерацией в лице Рослесхоза) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.

По мнению истца, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы с.Ошурково МО СП «Сотниковское» не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007г. №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов МО СП «Сотниковское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Участвуя ранее в судебном заседании, представитель Совета депутатов МО СП «Сотниковское» Петрунин М.А. возражений относительно заявленных требований не представил, пояснив, что проводится процедура внесения изменений в генеральный план поселения, в частности проведены публичные слушания.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Гылыпкылова О.И. указала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Иволгинский район» Хандархаев Б.И. возражений относительно заявленных требования не представил.

Представители заинтересованных лиц - Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», Управления Росреестра по РБ, Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Председатель Совета депутатов МО СП «Сотниковское» Иволгинского района РБ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение участвующих в деле прокуроров Ковалевой Г.Н., Бадмацыреновой Ю.С., указавших об обоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия (статья 20 Устава МО СП «Сотниковское»).

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Такой порядок был утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012г. №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее – Порядок), действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития РФ в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.

Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

Органом, управомоченным на согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. №736, является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г.Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения).

Также Рослесхоз до 1 января 2015г. согласовывал включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов (п.4 Положения).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

Судом установлено, что 9 апреля 2008г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 1649290 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, условный номер <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...>.

Зарегистрированное право собственности Российской Федерации на лесные участки в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Однако при издании оспариваемого решения Совета депутатов МО СП «Сотниковское» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта с.Ошурково лесных участков из состава лесного фонда Иволгинского лесничества с Рослесхозом не обеспечено.

Письмом от 01.04.2016г. №АВ-06-46/3856 Рослесхоз проинформировал Департамент лесного хозяйства по СФО и ФГБУ «Рослесинфорг» о несогласовании проекта генерального плана муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия.

Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 20 марта 2017 г. №86 следует, что в результате совмещения рабочих материалов лесоустройства со схемой Генерального плана МО СП «Сотниковское» выявлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенного пункта.

Из представленных в дело схем совмещения материалов лесоустройства с границами СП «Сотниковское» видно, что в границах с.Ошурково находятся участки из земель лесного фонда, расположенных в Иволгинском лесничестве, Иволгинское сельское участковое лесничество, ТУ №1 СПК «Пригородное» в квартале 2 части выделов 24, 25, 32, 33, в квартале 4 части выделов 2,7,27, в квартале 5 части выделов 1-7.

С учетом изложенного основания для утверждения Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия в границах, предусматривающих включение земель лесного фонда, отсутствовали.

Доводы Рослесхоза о том, что в границы населенного пункта с.Ошурково вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются исследованными судом материалами лесоустройства Иволгинского лесничества (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, лесохозяйственный регламент). Доказательств, опровергающих доводы истца, в дело не представлено.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, в границы населенного пункта с.Ошурково МО СП «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия.

В связи с изложенным решение об утверждении генерального плана МО СП «Сотниковское», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, является недействующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что проведены публичные слушания относительно с.Ошурково и готовятся изменения в Генеральный план поселения, не имеют правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку проект генерального плана сельского поселения, утвержденный оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Сотниковское», не прошел обязательное согласование с Рослесхозом, в связи с чем была нарушена процедура принятия нормативного правового акта, установленная федеральным законодательством. Указанные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого решения недействующим.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись, на основании них были реализованы права граждан, проживающих в населенном пункте, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу изложенного суд приходит к выводу о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19.12.2012г. №108 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия» в части включения в границы с.Ошурково муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Иволгинское сельское участковое лесничество, ТУ №1 СПК «Пригородное» в кварталах и выделах в оспариваемой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия от 19 декабря 2012 года №108 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия» в части включения в границы с. Ошурково муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Иволгинского района Республики Бурятия, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Иволгинский район, Иволгинское лесничество, Иволгинское сельское участковое лесничество, ТУ №1 СПК «Пригородное» в квартале 2 части выделов 24, 25, 32, 33, в квартале 4 части выделов 2,7,27, в квартале 5 части выделов 1-7.

Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования сельского поселения «Сотниковское» Кабанского района Республики Бурятия опубликовать информацию о принятии настоящего решения в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет-портале органов местного самоуправления Иволгинского района Республики Бурятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 24 сентября 2018 года.

Председательствующий: Т.Б. Казанцева