ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,
ул. Коммунистическая, 51
Судья Бардунаева А.Э.
Дело № 21-235 пост. 02.11.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
4 декабря 2018 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1 на решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении
должностного лица - главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1,
установил:
постановлением № 40-рэ/1 старшего государственного инспектора Республики Бурятия ФИО2 от 5 июня 2018 года глава МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Решением судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба должностного лица ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом с нарушением установленного порядка. При проведении проверки государственным инспектором ФИО2 представитель администрации МО СП «Тамирское» не присутствовал, фактически проверка не проводилась. Гараж отапливается электроприборами; здания домов культуры в зимний период не отапливаются; отработанные картриджи печатающих устройств и иные устройства оргтехники отсутствуют; техническое обслуживание автотранспорта производится на СТО. Указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства не соответствуют действительности. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения не установлена. Вопрос выделения денежных средств на выполнение мероприятий находится вне зоны компетенции и контроля ФИО1
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Бурприроднадора, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 возражал доводам жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как видно из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной с 3 по 31 мая 2018 года старшим государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы ФИО2 на основании распоряжения руководителя Бурприроднадзора, установлено, что производственная деятельность Администрации МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия осуществляется с образованием, сбором, накоплением и размещением отходов производства и потребления на промышленных площадках ... (здание администрации, промышленная площадка – складские помещения, гараж, отопительная печь гаража, котельная, здание ДК <...>), здание ДК <...>, здание ДК <...>. Основными источниками образования отходов производства и потребления являются административное нежилое здание, промышленная площадка – складские помещения, гаражи, котельная, сельские клубы.
Так, при осуществлении деятельности образуются следующие отходы - мусор, отходы бумаги и картона; отработанные картриджи печатающих устройств и иные составляющие оргтехники; ртутьсодержащие лампы, трубки люминесцентные, содержащие ртуть; при эксплуатации автотранспорта образуются отходы шин, резиновых изделий, аккумуляторы, масла моторные и другое; золошлаки от сжигания угля в котельной.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона об отходах).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года ... (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об отходах применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (абзац 2 пункта 4 статьи 18 Закона об отходах).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как видно из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом установлено, что в нарушение приведенных выше нормативных предписаний в Администрации МО СП «Тамирское» ответственный не прошел курсы повышения квалификации по дополнительной программе «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами»; не ведется первичный учет обращения с отходами производства и потребления. Данные учета не заносятся в журнал движения отходов производства и потребления.
В Администрации МО СП «Тамирское» не разработаны и не утверждены паспорта на отходы I-IV класса опасности.
Обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не выполнена. Отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Установлено, что находящееся на балансе здание администрации сельского поселения в зимний период отапливается при помощи двух водогрейных котлов. В качестве топлива используется уголь. При сжигании данного топлива в атмосферный воздух с дымовыми газами попадают: азота диоксид, азот оксид, сера диоксид, углерод, углерод оксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая 70-20 % (зола угольная). Уголь и шлак хранятся на улице на открытой площадке.
Отопление помещений гаража, домов культуры, которые также находятся на балансе администрации сельского поселения, осуществляется при помощи отопительной печи. В качестве топлива используются дрова, при сжигании которых в атмосферный воздух поступает азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.
Ответственным в Администрации МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия за обеспечение деятельности учреждения, в том числе связанной с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, является глава ФИО1
Выявленные в результате проведенной в отношении организации плановой проверки нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе распоряжением руководителя административного органа о проведении плановой проверки от 12 апреля 2018 года; актом проверки ...-рэ от 31 мая 2018 года; протоколом ...-рэ/1 об административном правонарушении от 31 мая 2018 года и другими доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы административным органом по статье 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями экологического законодательства.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены. Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом с нарушением установленного порядка, является несостоятельным, поскольку данный протокол составлен 31 мая 2018 года, в нем имеется подпись ФИО1, сделанная в тот же день, а также его объяснения, согласно которым он обязуется устранить допущенные нарушения в кратчайшие сроки, договоры на разработку документации заключены.
Утверждение ФИО1 о том, что проверка проводилась в отсутствие представителя администрации, опровергается материалами дела - в акте проверки от 31 мая 2018 года имеется указание на то, что при проведении проверки глава администрации МО «Тамирское» ФИО1 присутствовал. Каких-либо замечаний к данному акту ФИО1 не высказаны.
То обстоятельство, что 31 мая 2018 года (на момент проверки) между МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» и ООО «Ретрус» заключен договор на оказание услуг по разработке и согласованию в надзорных органах проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и разработку и утверждение паспортов на отходы I-IV класса опасности, свидетельствует о невыполнении на момент проведения проверки требований закона по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Доводы заявителя о том, что никаких отходов производства и потребления у Администрации МО СП «Тамирское» не имеется, являются несостоятельными.
27 марта 2017 года МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» поставлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, о чем уполномоченным органом выдано свидетельство. В данном свидетельстве указано, в том числе количество и состав выбросов в атмосферный воздух, которые отнесены к I-IV классу опасности.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 вину в совершении административного проступка признал, каких-либо замечаний не высказывал.
Процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Доводы жалобы на правильность выводов обжалуемого решения суда и постановления должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, не влияют.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1, оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.