НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 01.03.2019 № 3А-150/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 марта 2019 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.

при секретаре Черепановой О.М.,

с участием прокурора Хорошевой О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-9/2019 по административному исковому заявлению Игумновой Виктории Михайловны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о признании недействующим со дня принятия пункта 234 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 19.12.2014 г. № 04-01-04-885/14, о признании недействующим со дня принятия пункта 213 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 23.12.2015 г. № 04-01-04-909/15, о признании недействующим со дня принятия пункта 211 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 22.12.2016 г. № 04-01-04-790/16, о признании недействующим со дня принятия пункта 211 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 14.12.2017 г. № 04-01-04-662/17,

У С Т А Н О В И Л:

Игумнова В.М. обратилась с административным иском о признании незаконным Распоряжения № 04-01-04-885/14 от 19.12.2014 г. в части включения в Перечень объекта с кадастровым номером ..., расположенного по адресу <...>

Исковые требования мотивированы тем, что Игумнова В.М. является собственником индивидуального жилого дома с магазином, расположенного по адресу <...>, назначение объекта – жилое. Таким образом, указанный объект не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Спорный объект не является отдельно стоящим зданием и не может быть признано торговым центром (комплексом). Включение в Перечень объекта и начисление налога в соответствии с данным перечнем повлекло для Игумновой В.М. последствия в виде доначисления налога на имущество физических лиц в большем объеме.

В ходе судебного разбирательства представителями административного истца Егоровым В.А., Лазаревой Е.Б. заявлено уточнение исковых требований, в котором они просят признать недействующим со дня принятия пункта 234 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 19.12.2014 г. № 04-01-04-885/14, признать недействующим со дня принятия пункта 213 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 23.12.2015 г. № 04-01-04-909/15, признать недействующим со дня принятия пункта 211 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 22.12.2016 г. № 04-01-04-790/16, признать недействующим со дня принятия пункта 211 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 14.12.2017 г. № 04-01-04-662/17.

В судебное заседание административный истец Игумнова В.М. не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители административного истца Егоров В.А., Лазарева Е.Б. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Симонова О.А. считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, пояснив, что основанием для включения спорного объекта в Перечень явилось то, что он находился на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения объектов розничной торговли, а также сведения из общедоступных информационных систем, в т.ч. «2ГИС», из которых следовало, что в указанном здании расположен магазин «Апельсин».

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра Лубсанова О.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

Ранее, Лубсанова О.Д. дала пояснения о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Бурятия, Администрации города Улан-Удэ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Хорошевой О.Я., полагавшей, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, суд приходит к следующему выводу.

19 декабря 2014 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия издано распоряжение, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ (далее Перечень), которое размещено на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (http:/ www.egov-byryatia.ru/mizo).

Согласно пункту 234 в названный Перечень включен объект, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу <...>

23 декабря 2015 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия издано распоряжение, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость по Октябрьскому району города Улан-Удэ (далее Перечень), которое размещено на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (http:/ www.egov-byryatia.ru/mizo).

Согласно пункту 213 в названный Перечень включен объект, с кадастровым номером 03:24:031204:1781, расположенный по адресу <...>

22 декабря 2016 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия издано распоряжение, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость на 2017 год по Октябрьскому району города Улан-Удэ (далее Перечень), которое размещено на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (http:/ www.egov-byryatia.ru/mizo).

Согласно пункту 211 в названный Перечень включен объект, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу <...>

14 декабря 2017 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия издано распоряжение, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость на 2018 год по Октябрьскому району города Улан-Удэ (далее Перечень), которое размещено на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (http:/ www.egov-byryatia.ru/mizo).

Согласно пункту 211 в названный Перечень включен объект, с кадастровым номером 03:24:031204:1781, расположенный по адресу <...>

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 15 Налогового кодекса РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Из пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ следует, что налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица, индивидуальные предприниматели, являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

Здание, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), признается объектом налогообложения (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Из пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.11.2014 № 30-3 «Об установлении и введение в действие налога на имущество физических лиц» на территории городского округа «Город Улан-Удэ» установлен налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 г.

В соответствии с пунктом 2 решения налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно пункту 3.2 указанного решения налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей определена в размере 0,3 процента с 2015 года, 0,5 процента с 2020 года.

На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.08.2014 № 383 установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия:

- по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень);

- по размещению перечня на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия и официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РБ от 19.12.2014 № 04-01-04-885/14, от 23.12.2015 № 04-01-04-909/15, от 22.12.2016 № 04-01-04-790/16, от 14.12.2017 № 04-01-04662/17 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, определяется как кадастровая стоимость, по Октябрьскому району города Улан-Удэ» подписаны Министром, официально опубликованы на сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (http:/ www.egov-byryatia.ru/mizo).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2015, 2016 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ (в действующей редакции) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2015, 2016 года) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в действующей редакции) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.

Из материалов дела следует, что спорное здание расположено на земельном участке, принадлежащее на праве собственности Игумновой В.М., категория земель - земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, объектов розничной торговли, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ...

Из разрешения на строительство от 27.08.2010 г. выданное Игумновой В.М. Комитетом по строительству Администрации города Улан-Удэ следует, что проектом предусмотрено строительство одноэтажного здания прямоугольной формы, размерами 10*12 м. Жилой дом решен в виде пристроя к зданию магазина.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 29.11.2010 г., выданного Игумновой В.М. Комитетом по строительству Администрации города Улан-Удэ разрешен ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома с магазином – здание одноэтажное с пристроенной жилой частью.

Согласно техническому паспорту здания, составленному по состоянию на 27.09.2010 г., общая площадь составляет 142,6 кв.м., из них магазин 104,8 кв.м. (торговый зал – 57,7 кв.м., подсобное помещение – 40 кв.м., подсобное помещение – 4,6 кв.м., туалет – 2,5 кв.м.), жилая комната – 29,8 кв.м., туалет – 3,7 кв.м., котельная 4, 3 кв.м.

Таким образом, спорный объект, принадлежащий административному истцу на праве собственности расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает, в т.ч. размещение объектов розничной торговли, а документами технического учета (инвентаризации) недвижимости предусмотрено размещение магазина, площадь которого составляет более 20 процентов от общей площади здания.

Таким образом, здание полностью отвечает двум условиям включения его в оспариваемый Перечень, которые предусмотрены подпунктом 1 и абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. В связи чем, отсутствовала необходимость установления фактического использования данного здания в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, проведенное Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия 27.02.2018 г. обследование фактического использования спорного объекта подтвердило, что там находится магазин продуктов «Апельсин».

Стороной истца не отрицается тот факт, что с момента ввода объекта в эксплуатацию, в здании находилось помещение магазина и жилой дом, согласно техническому паспорту.

Доводы стороны истца о том, что спорный объект не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, так как является жилым домом и имеет назначение жилое, подлежат отклонению.

Федеральный законодатель, определяя в статье 378.2 Налогового кодекса РФ виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которых исчисляется как их кадастровая стоимость, признает таким имуществом не только административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), то есть здания (строения, сооружения), но и помещения в них, не делая никаких исключений, предусмотрев в пункте 6 названной статьи каким образом определяется кадастровая стоимость являющегося объектом налогообложения помещения, расположенного в здании, включенного в Перечень.

На день издания оспариваемых Распоряжений и в настоящее время спорный объект недвижимости, включенный в Перечень, находится на кадастровом учете как одно здание, состоящее из помещения магазина, занимающего более 20 процентов общей площади здания и жилого помещения, в связи с чем правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Игумновой Виктории Михайловны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 марта 2019 года.

Судья Е.И. Захаров