НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 25.07.2017 № 3ГА-668/2017

дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Уфа 25 июля 2017 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Искужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пунктов 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.01.2008 №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Республики Башкортостан 25 января 2008 года издано постановление №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» (далее – постановление) в целях организации социальной помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Республики Башкортостан от 04 февраля 2000 года №50-з «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан»».

Данный нормативный правовой акт опубликован в изданиях «Республика Башкортостан» 19 февраля 2008 года №33 (926517), в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» 26 февраля 2008 года № 4 (274), ст. 243.

Названным постановлением утверждено Положение о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан (далее – Положение).

Заместитель прокурора Республики Башкортостан в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.01.2008 №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан».

В обоснование административного искового заявления указано на то, что субъекты Российской Федерации при определении порядка предоставления социального пособия не наделены полномочиями по выборочному сокращению числа малоимущих граждан по тем или иным основаниям и установлению категорий населения, значительно сужая круг малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, указанных в статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.

Между тем, в нарушение приведенных норм федерального закона пунктом 2 Положения установлены категории малоимущих граждан, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, устанавливаемой в Республике Башкортостан, имеющих право на получение социального пособия, а пунктом 6 Положения определены дополнительные требования, которым должны соответствовать указанные в пункте 2 малоимущие граждане при назначении им социального пособия.

Заместитель прокурора Республики Башкортостан с учетом уточнений просил признать пункты 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан 25 января 2008 года №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» не соответствующими федеральному законодательству и недействующими.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан – прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан Вильданова Г.А. административное исковое заявление с учётом уточнений поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Республики Башкортостан Тактаев И.Я. с требованиями заместителя прокурора Республики Башкортостан не согласился. Считает, что заявление Прокуратуры Республики Башкортостан необоснованно, основано на неполной оценке законодательства в сфере распределения полномочий между Российской Федерации и её субъектами. В постановлении Правительства Республики Башкортостан от 25.01.2008 года, в частности в пунктах 2 и 6, нет противоречия ни Закону Республики Башкортостан №50-з «Об адресной социальной помощи», ни федеральному законодательству. При утверждении постановления Правительство Республики Башкортостан руководствовалось принципами адресности и необходимости поддержки наиболее нуждающихся граждан. Федеральным законом от 06.10.1999 года №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрена возможность субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предмету совместного ведения по вопросам, не урегулированным на федеральном уровне. При разработке нормативно-правового документа основывались на практике, выработанной в других регионах. В части формулировки пункта 2 право на получение социального пособия имеют постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан малоимущие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, противоречия федеральному законодательству нет. Анализ нормативно-правовых актов субъектов говорит о том, что необходимость конкретизации субъектами РФ категорий граждан, желающих получить государственную социальную помощь, имеется. Если бы не было формулировки в Законе Республики Башкортостан №50-з «Об адресной социальной помощи»о категориях, не установили бы их и в оспариваемом постановлении Правительства РБ.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Гирфанова А.И. административные исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ФЗ №178 «О порядке оказания адресной социальной помощи» предусмотрено, что размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи определяет субъект Российской Федерации. Гражданин должен обратиться в службу занятости и заниматься активным поиском работы. Законом Республики Башкортостан установлено, что категории определяет Правительство Республики Башкортостан.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с подпунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу преамбулы к Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Такое толкование подтверждается также содержанием части 1 статьи 7, части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в соответствии с которыми получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Между тем, пунктом 2 Положения установлены категории малоимущих граждан, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, устанавливаемой в Республике Башкортостан, имеющих право на получение социального пособия, а пунктом 6 Положения определены дополнительные требования, которым должны соответствовать указанные в пункте 2 малоимущие граждане при назначении им социального пособия.

Определение в Федеральном законе №178-ФЗ круга получателей государственной социальной помощи не затрагивает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать объем и порядок осуществления расходов, необходимых для назначения и выплаты указанной помощи. Реализация данного права, однако, не позволяет субъекта российской Федерации ограничивать круг получателей государственной социальной помощи.

При таких обстоятельствах, установленный пунктами 2, 6 Положения круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в республике, значительно сужен по сравнению с тем, как он определен частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.

Довод представителя административного ответчика о том, что часть пункта 2 оспариваемого нормативного акта соответствует федеральному законодательству, нельзя признать убедительным в связи с тем, что содержание пункта 2 является цельным предложением, применяется в совокупности и часть пункта не может быть применена в отрыве от другой его части.

В связи с тем, что пункт 6 отсылает на пункт 2 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан и не может быть применен по содержанию нормы в иных случаях, также подлежит признанию несоответствующим федеральному законодательству и недействующим.

Довод представителя Правительства Республики Башкортостан об уточнении в оспариваемых пунктах категорий наиболее уязвимых граждан, использование принципа адресности социальной помощи, и тем самым реализаций полномочий субъекта по определению условий и порядка, предусмотренного статьей 5 Федерального закона №178-ФЗ, указание в Законе субъекта №50-з, не оспоренного и не отмененного, о возможности утверждения категорий, не может быть признан судом убедительным в связи с тем, что при проверке оспариваемых правовых норм на соответствие федеральному законодательству, судом установлено, что они противоречат части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.

Таким образом, требование Заместителя прокурора Республики Башкортостан о признании пунктов 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан 25 января 2008 года №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» не соответствующими федеральному законодательству и недействующими, подлежит удовлетворению.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Заместителя прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пункты 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан 25 января 2008 года №9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова