НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 24.01.2022 № 21-78/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №...

г. Уфа 24 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Графское» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора №... от 02 июня 2021 года и решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Графское»,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2. №... от 02 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Графское» (далее – ООО «Графское», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан, генеральный директор общества ФИО3. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просит отменить в связи с незаконностью, указывая на неверную квалификацию действий юридического лица.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания законного представителя и защитника ООО «Графское», должностного лица административного органа, представителя прокуратуры Баймакского района Республики Башкортостан, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (п. 2 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды).

В силу п. 6 ст. 31.2 Закона об охране окружающей среды декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из материалов дела следует, что на территории муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан ООО «Графское» осуществляет деятельность по разведке и добыче россыпного золота в пределах ... группы россыпей (участки «...» и «...»).

Лицензия на пользование недрами сер. ...№... зарегистрирована в Отделе геологии и лицензирования по Республике Башкортостан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 21 июня 2018 года в реестре №.... Срок действия лицензии - до 20 ноября 2032 года (л.д. 36 – 37). Лицензионный участок имеет статус горного отвода, его площадь составляет ... кв. км.

При осуществлении своей деятельности ООО «Графское» использует объект негативного воздействия на окружающую среду II категории - НВОС–80-0102-001660-П.

Прокуратурой Баймакского района Республики Башкортостан во исполнение поручения Прокуратуры Республики Башкортостан от 31 июля 2020 года №... и решения прокурора Баймакского района Республики Башкортостан от 29 марта 2021 года в отношении ООО «Графское» проведена проверка соблюдения требований действующего природоохранного законодательства.

По состоянию на 29 марта 2021 года прокурорской проверкой установлено, что ООО «Графское» осуществляло свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не представило в Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.

Указанные обстоятельства не оспаривались генеральным директором ООО «Графское» ФИО4. как в ходе рассмотрения дела административным органом, так и при подаче жалоб на постановление должностного лица административного органа в Баймакский районный суд Республики Башкортостан и Верховный Суд Республики Башкортостан, а также подтверждаются копиями:

постановления прокурора Баймакского района Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ от 29 марта 2021 года (л.д. 22 – 23);

решения прокурора Баймакского района Республики Башкортостан о проведении проверки от 29 марта 2021 года (л.д. 26);

информационной справки Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора по соблюдению ООО «Графское» требований природоохранного законодательства от 25 февраля 2021 года (л.д. 30 – 32);

письменного объяснения директора ООО «Графское» ФИО5. от 29 марта 2021 года, данного помощнику прокурора Баймакского района Республики Башкортостан, согласно которому ФИО6. с нарушениями был согласен; указал, что на работу приняты маркшейдер, главный геолог, главный инженер, которые буду следить за работой и контролировать соблюдение экологического законодательства (л.д. 24 – 25).

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Представленные доказательства проверены должностным лицом Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Действия ООО «Графское» правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не допущено. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным совершенному административному правонарушению.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи районного суда.

Так, в обжалуемом решении, при описании события административного правонарушения судьей указано на то, что предприятием не сдана декларация о воздействии на окружающую среду за 2019 год, что является неверным, противоречит как постановлению прокурора Баймакского района Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 марта 2021 года, постановлению должностного лица Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 02 июня 2021 года, так и положениям Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из смысла и содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что прокурор Баймакского района Республики Башкортостан и старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальник межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора указали на то, что ООО «Графское» осуществляло свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не представило декларацию о воздействии на окружающую среду в Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, в 2019 году и по настоящее время осуществляет производственную деятельность с нарушением требований п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д. 16, 22).

Вопреки выводу судьи районного суда декларация о воздействии на окружающую среду не представляется за календарный год. В соответствии с требованиями п. 6 ст. 31.2 Закона об охране окружающей среды она представляется один раз в семь лет.

Частью 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного Закона разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ч. 8.1 ст. 11 этого же Закона до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из анализа вышеприведенных положений частей 1, 1.2, 8.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что первичное представление декларации о воздействии на окружающую среду в федеральный орган исполнительной власти должно быть обеспечено хозяйствующим субъектом до окончания срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Поэтому выяснения вопроса о наличии у ООО «Графское» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух являлось юридическим значимым обстоятельством и нашло свое отражение в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении должностного лица административного органа о привлечении общества к административной ответственности.

Однако, вопреки доводам жалобы, указанное не свидетельствует о том, что общество привлечено к административной ответственности за отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, по настоящему делу образует сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, которая выразилась в непредставлении обществом в федеральный орган исполнительной власти декларации о воздействии на окружающую среду. Указанная декларация должна была быть представлена ООО «Графское» в Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора после начала эксплуатации объекта НВОС II категории до окончания срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а затем - один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Учитывая изложенное, указание судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан в решении о том, что декларация о воздействии на окружающую среду не представлена за 2019 год, является неверным. В связи с чем слова «за 2019 год» из абзаца 14 описательно-мотивировочной части решения судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года необходимо исключить.

Ссылка в жалобе на представление обществом в Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не влечет удовлетворение жалобы и отмену обжалуемых актов, поскольку ООО «Графское» привлечено к административной ответственности за непредставление другой декларации, а именно – декларации за воздействие на окружающую среду.

Доводы жалобы о необходимости квалификации действий юридического лица по ст. 13.19 КоАП РФ и прекращению производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности также несостоятелен.

Статьей 8.5 КоАП РФ прямо предусмотрена административная ответственность за сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, т.е. за непредставление декларации за воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, виновные в непредоставлении первичных статистических данных.

Таким образом, ст. 13.19 КоАП РФ является общей по отношению к ст. 8.5 КоАП РФ, в связи с чем квалификация действий ООО «Графское» по ст. 8.5 КоАП РФ является правильной.

Совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, выявлено 29 марта 2021 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, составляет один год.

Следовательно, срок давности по настоящему делу истекает 29 марта 2022 года и на момент вынесения постановления должностным лицом Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора 02 июня 2021 года не истек.

Довод заявителя о ненадлежащем извещении ООО «Графское» о времени и месте рассмотрения жалобы судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан проверен и признается необоснованным.

В материалах дела имеется почтовое уведомление, из которого следует, что судебное извещение по делу №... направлено обществу по адресу, указанному им в своих жалобах: адрес (л.д. 3, 100), и вручено адресату 20 ноября 2021 года (л.д. 82).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан подлежит изменению путем исключения из абз. 14 его описательно-мотивировочной части слов «за 2019 год». Исключение данного вывода положение лица, в отношении которого вынесено судебное решение, не ухудшает.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Графское» изменить, исключить из абзаца 14 его описательно-мотивировочной части слова «за 2019 год».

В остальном постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора №... от 02 июня 2021 года, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Графское» ФИО7 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка:

судья районного суда Утарбаев А.Я. (дело №...)