НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 21.11.2018 № 21-1185/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

г.Уфа РБ 21 ноября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,

при секретаре Гаймалеевой А.Т.,

с участием Соколинской Т.В. - должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

представителя Управления Федерального казначейства по РБ ФИО8., действующего на основании доверенности от 20 ноября 2018 года,

представителя Управления Федерального казначейства по РБ ФИО9., действующего на основании доверенности от 20 ноября 2018 года,

рассмотрев жалобу должностного лица – главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинской Т.В. на решение судьи Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года, которым:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 20-16/2018-5 от 15 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколинской Татьяны Валерьевны оставлено без изменения, жалоба -без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО10 № 20-16/2018-5 от 15 мая 2018 года должностное лицо- главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинская Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Судьей Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан 16 октября 2018 года по жалобе должностного лица Соколинской Т.В. вынесено обжалуемое решение.

Не соглашаясь с решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года, Соколинская Т.В. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая его отменить ввиду незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела, выслушав Соколинскую Т.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителей Управления Федерального казначейства по РБ ФИО11., ФИО12., проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу статьи 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Согласно статье 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 140 от 22 февраля 2018 года в Федеральном казенном учреждении «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» была проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства в финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года.

Проверкой выявлены нарушения требований статьи 162, пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 4, 373 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, пунктов 16, 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.

Так, установлено, что в 2016 году в учете Учреждения на балансовом счете 105.36 «Материальные запасы - прочие материальные запасы» учтены объекты основного средства: Генератор шума Соната - РС1 в количестве 2 единиц, на общую сумму 19200 рублей, подлежащие учету на счете 101.34 «Основные средства – Машины и оборудование», что повлекло за собой предоставление недостоверной отчетности по состоянию на 01 января 2017 года. Неверное отражение учреждением стоимости объектов основных средств привело к нарушению пункта 16 Инструкции от 28 декабря 2010 года № 191н, искажению показателя Баланса главного распорядителя, выразившемуся в занижении балансовой стоимости иного движимого имущества по коду строки 013 «Иное движимое имущество учреждения» на сумму 19200 рублей и завышению балансовой стоимости материальных запасов по коду строки 080 «Материальные запасы».

Лицом, допустившим нарушение бюджетного законодательства, является главный бухгалтер учреждения Соколинская Т.В., в должностные обязанности которой входит осуществление организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, по обеспечению своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движение активов, формирование доходов и расходов, выполнение обязательств, по обеспечению контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов, по обеспечению составления отчета об исполнении бюджетных денежных средств и смет расходов, подготовка необходимой отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы, а также за составление и предоставление бухгалтерской отчетности в установленные сроки.

Судья районного суда согласился с выводом должностного лица органа административного надзора о нарушении Соколинской Т.В. бюджетного законодательства, указывая, что должностное лицо, вступая в регулируемые бюджетным законодательством правоотношения, не предприняла меры для соблюдения требований бюджетного законодательства.

Документов, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения должностных полномочий по контролю за предоставлением достоверной бюджетной отчетности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан не предоставлено.

Факт совершения должностным лицом – главным бухгалтером Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинской Т.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03 мая 2018 года; актом выездной проверки от 14 марта 2018 года; данными бухгалтерской отчетности; должностной инструкцией главного бухгалтера и другими материалами дела.

Должностным лицом и судьей первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях должностного лица Соколинской Т.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Довод жалобы Соколинской Т.В. о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, является несостоятельным. Соколинская Т.В., осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, наделенная правом первой подписи бухгалтерских и расчетных документов в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинской Т.В. к исполнению своих обязанностей.

Все доказательства, собранные по делу, судьей первой инстанции оценены правильно, с учетом норм статьи 26.11 КоАП РФ.

Нарушений материального и процессуального закона не допущено.

С учетом изложенного, решение судьи Ленинского районного суда города Уфы РБ от 16 октября 2018 г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Соколинской Т.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Соколинской Т.В. (л.д. 58), на постановление о назначении административного наказания Соколинская Т.В. была уведомлена надлежащим образом (л.д. 38) и при его вынесении присутствовала, что подтвердила на заседании суда второй инстанции. Жалоба судьей районного суда рассмотрена с участием Соколинской Т.В.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

решение судьи Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года в отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинской Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу главного бухгалтера бухгалтерии Федерального казенного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» Соколинской Т.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова

справка: судья Кочкина И.В.

дело №21-1185/2018