НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 19.08.2016 № 3ГА-782/2016

дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа 19 августа 2016 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,

при секретаре С.

с участием прокурора Замалетдиновой Л.И., административного истца Головина С.Ю., представителя территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан по доверенности Ахметова М.В., заинтересованного лица Анохина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головина С.Ю. об отмене решения территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 30 июля 2016 года № 21/02 о регистрации Анохина С.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6»,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва одномандатного избирательного округа «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6» возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 июля 2016 года № 19/149-7 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по одномандатным избирательным округам, согласно которому в список по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6» включен Анохин С.В., член политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

30 июля 2016 года решением территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан № 21/02 Анохин С.В., выдвинутый политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6».

Головин С.Ю., зарегистрированный по тому же избирательному округу кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 30 июля 2016 года № 21/02, ссылаясь на то, что регистрация Анохина С.В. произведена с нарушением требований пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», так как Анохиным С.В. не было представлено письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, кроме того, в нарушение пунктов 2 и 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ представленная кандидатом справка с места работы подписана лицом, не уполномоченным в соответствии с законом без доверенности представлять интересы организации, не имеет персональных данных кандидата, документ об образовании представлен не в полном объеме, без вкладыша и в заявлении о согласии баллотироваться приведен только номер бланка без его реквизитов.

Полагает, что указанное решение территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан нарушает принцип равенства кандидатов, противоречит законодательству о выборах и подлежит отмене.

В судебном заседании административный истец Головин С.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что административное исковое заявление им подано в срок, в нарушение избирательного законодательства письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках в территориальную избирательную комиссию представлено Анохиным С.В. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, представленные в территориальную избирательную комиссию документы справка с места работы, диплом об образовании оформлены с нарушением требований закона.

Представитель территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан по доверенности от №... М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий территориальной избирательной комиссии, соответствует действующему избирательному законодательству, полагает административным истцом пропущен десятидневный срок подачи административного иска в суд.

Заинтересованное лицо Анохин С.В. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку им в территориальную избирательную комиссию были представлены все документы, необходимые для его регистрации кандидатом, также считает пропущенным срок подачи административного иска.

Выслушав объяснения административного истца Головина С.Ю., представителя территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан по доверенности Ахметова М.В., заинтересованного лица Анохина С.В., заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 24 статьи 38 названного закона основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1).

Основания отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации установлены в части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, в силу пунктов 3, 4 которой является отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что отмена судом решения о регистрации кандидата возможна только в случае нарушения или несоблюдения требований избирательного законодательства Российской Федерации. Таких оснований для отмены решения о регистрации суд не усматривает.

При рассмотрении дела установлено, материалами дела подтверждается, что 20 июля 2016 года Анохин С.В., выдвинутый политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6», представил в территориальную избирательную комиссию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - территориальная избирательная комиссия) документы о выдвижении его в качестве кандидата, в том числе уведомление об открытии банковского счета и уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках и ему территориальной избирательной комиссией выдано письменное подтверждение № 31-д о приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата и разрешено открытие специального счета.

В тот же день Анохиным С.В. в территориальную избирательную комиссию представлены уведомление об открытии банковского счета, о чем выдано подтверждение № 39-д. Факт поступления документов в территориальную избирательную комиссию сторонами не оспаривается.

Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата, территориальная избирательная комиссия решением от 30 июля 2016 года № 21/02 зарегистрировала Анохина С.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6».

Исходя из представленных в материалы дела постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года № 130/10-5 о формировании территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, № 130/74-5 о назначении председателя территориальной избирательной комиссии, решения территориальной избирательной комиссии от 11 февраля 2016 года № 2/01 об утверждении Регламента, протокола заседания территориальной избирательной комиссии от 30 июля 2016 года № 21 суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения территориальной избирательной комиссией процедура была соблюдена, решение принято правомочным составом и при наличии кворума.

С доводом административного истца Головина С.Ю. о том, что письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках представленное Анохиным С.В. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться является нарушением избирательного законодательства, что влечет отмену регистрации кандидата Анохина С.В., суд не может согласиться.

В силу пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Аналогичные требования содержатся в пункте 3 части 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ.

Как следует из материалов дела, 20 июля 2016 года Анохин С.В. представил в территориальную избирательную комиссию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан в соответствии с требованиями статьей 43,47 Федерального закона № 20-ФЗ, в том числе уведомление об открытии банковского счета и уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, оригиналы которых были представлены территориальной комиссией суду на обозрение, в этот же день территориальной комиссией выданы письменные подтверждения № № 31-д, 39-д.

То обстоятельство, что уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках было представлено Анохиным С.В. одновременно с документами представленными кандидатом, не свидетельствует о несоответствии ее требованиям закона, не противоречит положениям статьи 47 названного закона и не может повлечь отмену решения территориальной избирательной комиссии о регистрации Анохина С.В.

Более того, суд учитывает, что пункт 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ, предусматривающий требование от кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу и включенного в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатному избирательному округу представления в соответствующую окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться утратил силу с принятием Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

Такое заявление в силу пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет список кандидатов по одномандатным избирательным округам и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет копии заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (заверенные выписки из указанного списка), копии заявлений кандидатов, включенных в указанный список, о согласии баллотироваться в соответствующие окружные избирательные комиссии (часть 14 статьи 42).

Не может повлечь отмену решения территориальной избирательной комиссии о регистрации Анохина С.В. и довод административного истца об отсутствии оснований для принятия решения о регистрации в связи с представлением в избирательную комиссию документов, оформленных с нарушением требований закона.

Как указал Головин С.Ю. в своем административном исковом заявлении, представленные Анохиным С.В. справка с места работы подписана лицом, не уполномоченным в соответствии с законом без доверенности представлять интересы организации, не имеет персональных данных кандидата, документ об образовании представлен не в полном объеме, без вкладыша и в заявлении о согласии баллотироваться приведен только номер бланка без его реквизитов.

Из положений пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ части 4 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ следует, что в избирательную комиссию представляются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6», поданной в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации 27 июня 2016 года, Анохин С.В. указал: профессиональное образование - Всесоюзный юридический заочный институт, ... г., диплом №..., основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий) - общество с ограниченной ответственностью «МД Ресурс», генеральный директор.

Судом установлено, что в территориальную избирательную комиссию Анохиным С.В. была представлена копия диплома, в которой содержатся все указанные кандидатом в заявлении сведения, а также наименование образовательного учреждения: Всесоюзный юридический заочный институт, регистрационный номер: №..., дата: ... года, квалификация: юрист.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при представлении документа об образовании Анохиным С.В. требования вышеуказанных норм не нарушены. При этом вопреки утверждению административного истца, отсутствие вкладыша к диплому об образовании при представлении самого диплома со всеми реквизитами не свидетельствует о ненадлежащем оформлении избирательных документов.

Судом также установлено, материалами дела подтверждается, что Анохиным С.В. в территориальную избирательную комиссию вместе с иными документами была представлена справка с места работы № ... за подписью главного бухгалтера ООО «МД Ресурс» Пчелинцевой И.В., изготовленная на фирменном бланке предприятия, из содержания которой следует, что Анохин С.В. с 22 апреля 2006 года работает в ООО «МД Ресурс» и занимает должность генерального директора.

В судебном заседании Анохин С.В. в подтверждение полномочий главного бухгалтера на оформление кадровых документов представил копию приказа ООО «МД Ресурс» от ...... о назначении Пчелинцевой И.В. на должность главного бухгалтера с правом ведения кадрового делопроизводства.

Представленная Анохиным С.В. в территориальную избирательную комиссию справка содержит все необходимые сведения, отвечает требованиям вышеназванных федеральных законов. При этом отсутствие персональных данных Анохина С.В. в справке не искажает сведения о нем.

Ссылка Головина С.Ю. на то, что представленная Анохиным С.В. справка не подтверждает его основное место работы, так как из представленных им в территориальную избирательную комиссию сведений о размере и об источниках доходов следует, что Анохин С.В. кроме ООО «МД Ресурс» в 2015 году работал и получал заработную плату еще в двух других предприятиях, несостоятельна.

Законодательство о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства определенного документа.

Анохиным С.В., как указывалось выше, с основного места работы в территориальную избирательную комиссию была представлена справка за подписью главного бухгалтера ООО «МД Ресурс» Пчелинцевой И.В., сомневаться в которой у территориальной избирательной комиссии оснований не имелось. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Ахметов М.В., указанные в справке сведения относительно места работы кандидата были проверены территориальной избирательной комиссией на сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет.

То обстоятельство, что в представленных Анохиным С.В. сведениях о размере и об источниках доходов указаны в качестве источников дохода заработная плата, полученная им в других предприятиях, само по себе не может свидетельствовать о неподтверждении им указанных в заявлении о согласии баллотироваться сведений об основном месте работы.

При таких обстоятельствах суд считает, что представленная в территориальную избирательную комиссию справка с места работы Анохина С.В. может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата. Оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации Анохина С.В. кандидатом в депутаты по приведенным административным истцом доводам не имеется.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о регистрации кандидата является законным, принято в пределах компетенции территориальной избирательной комиссии и не нарушает избирательные права административного истца, в связи с чем административное исковое заявление Головина С.Ю. не подлежит удовлетворению.

Что касается срока для обращения Головиным С.Ю. с административным исковым заявлением об отмене решения о регистрации, суд считает его не пропущенным. При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в пункте 26 Постановления Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой положения статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающей порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не распространяются на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При исчислении срока обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд руководствуется требованиями статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и днем окончания срока обжалования решения территориальной избирательной комиссии от 30 июля 2016 года о регистрации Анохина С.В. кандидатом в депутаты считает 9 августа 2016 года - день отправления административного искового заявления Головиным С.Ю. почтовой корреспонденцией согласно штемпелю на конверте.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Головина С.Ю. об отмене решения территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 30 июля 2016 года № 21/02 о регистрации Анохина С.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ № 6» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина