НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 19.07.2017 № 12-596/17

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа РБ 19 июля 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.

при секретаре Галяутдиновой М.А.

с участием Шалагина Н.А., Шайгарданова Р.Р. – законных представителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр «СтройЭнергоМонтажСервис» -юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

Михановой А.В. – ведущего специалиста эксперта отдела контрольно- надзорной деятельности в сфере образования Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан,

рассмотрев жалобу защитников Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр «СтройЭнергоМонтажСервис» Шайгарданова Р.Р., Шалагина Н.А. на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2017 года, которым:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебный центр «СтройЭнергоМонтажСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа 200 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л А:

31 мая 2017 года в 14.00 час. на основании приказа Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (далее – Обрнадзор РБ) № 1278 от 24 апреля 2017 года проведена плановая выездная проверка деятельности Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр «СтройЭнергоМонтажСервис» (далее - ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС») (место нахождения: адрес). В ходе проверки выявлено, что ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС», имея соответствующую бессрочную лицензию № 2814 на осуществление образовательной деятельности, осуществляло деятельность по адресу, не указанному в приложении к лицензии – адрес, адрес, адрес, тем самым нарушило части 1, 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», о чем составлен акт проверки от 31 мая 2017 года (л.д.15-20).

За выявленные нарушения, подробно приведенные в описательной части протокола об административном правонарушении заместителя начальника отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Обрнадзора РБ К.Р.Г, № 110-01/17 от 31 мая 2017 года, в отношении юридического лица ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» с участием генерального директора А.В.Д. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.4-7).

Обрнадзором РБ 02 июня 2017 года материалы дела об административном правонарушении направлены в Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан для рассмотрения по существу (л.д.1).

Судьей Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан 29 июня 2017 года вынесено вышеуказанное постановление о назначении административного наказания (л.д. 128-130).

Не соглашаясь с постановлением судьи от 29 июня 2017 года, защитники ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» Шайгарданов Р.Р. и Шалагин Н.А. обжаловали его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что учебные программы по Охране труда не являются образовательными программами и не подлежат контролю и надзору со стороны Обрнадзора РБ, в связи с чем данная деятельность лицензированию не подлежит.

Изучив материалы дела, выслушав защитников ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» Шалагина Н.А., Шайгарданов Р.Р., поддержавших доводы жалобы, возражения должностного лица Обрнадзора РБ Михановой А.В., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и частей 1 и 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляет в лицензирующий орган документы, перечисленные в подпунктах "а" - "и" пункта 15 Положения копии документов и сведения.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности.

Как следует из материалов дела ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» занимается образовательной деятельностью и на данный вид деятельности имеет бессрочную лицензию № 2814 от 14 июля 2014 года, выданную Управлением по контролю и надзору в сфере образования в Республике Башкортостан.

Вместе с тем в ходе проведенной Рособрнадзором РБ внеплановой выездной проверки 31 мая 2017 года выявлено, что ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» осуществляет образовательную деятельность по адресу: адрес, отсутствующему в приложении к лицензии № 2814 от 14 июля 2014 года.

Вывод судьи районного суда о совершении ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и подтвержден доказательствами, имеющимися в деле, оцененными судьей согласно статье 26.11 КоАП РФ, признанными относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения постановления. Оснований для переоценки установленных судьей первой инстанции фактических обстоятельств дела не имеется.

Доводы жалобы, что учебная программа «Общие вопросы охраны труда для руководителей и специалистов организаций (предприятий)» не является образовательной и не подлежит лицензированию и контролю со стороны Обрнадзора РБ, необоснованы.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Вопросы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда урегулированы Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 № 1/29.

Согласно пункту 2.3.2 данного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

Таким образом, обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности, и требования к его осуществлению содержатся в законодательстве Российской Федерации об образовании, следовательно, их реализация подлежит лицензированию.

Более того, в представленной ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» программе «Общие вопросы охраны труда для руководителей и специалистов организаций (предприятий)» по результатам обучения предусмотрена выдача удостоверений установленного образца лицам, прошедшим курс обучения и проверки знаний.

При таких обстоятельствах, утверждение жалобы о том, что ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» не осуществляло образовательную деятельность по вопросам охраны труда, а потому не обязано было получать лицензию на ее проведение по адресу: адресадрес, нельзя признать состоятельным.

Доводы жалобы о том, что вопросы обучения в области охраны труда контролю со стороны Обрнадзора не подлежат, а относятся к ведению Минтруда РФ, необоснованы и не могут повлечь освобождение ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» от административной ответственности, поскольку в соответствии с пунктом 1.5 Указа Главы Республики Башкортостан №УГ-81 от 10 апреля 2015 года «Об утверждении административного регламента» Управление по контролю и надзору в сфере образования в Республике Башкортостан исполняет государственные функции по осуществлению государственного контроля в сфере образования и имеет право осуществлять плановые и внеплановые проверки организаций.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о совершении образовательным учреждением правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения образовательным учреждением названных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Образовательное учреждение должно было выполнить обязанности по соблюдению законодательства о лицензировании образовательной деятельности, но в полном объеме не исполнило, в связи с чем судья первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в его действиях вины в совершении вмененного правонарушения.

Назначение наказания в виде штрафа отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ. Исключительные обстоятельства для применения положений частей 3.1, 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют и не представлены.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности в пределах срока давности судьей первой инстанции соблюден.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА :

постановление судьи Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении ЧОУ ДПО УЦ «СЭМС» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова

Справка

судья Сафин С.М.

дело № 33А-12- 596/2017