ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО1
г.Уфа 17 февраля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Степановой Ю.В.,
с участием ФИО8. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
ФИО9. – ... Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, действующего на основании доверенности руководителя Десяткиной Л.В. №... от 18 января 2016 года,
рассмотрев жалобу (основную и дополнительную) ФИО10. на решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года, которым:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан Десяткиной Л.В. №... от 13 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ...ФИО11 оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Башкортостан) Десяткиной Л.В. №... от 13 октября 2015 года начальник ... (далее – Управление) ФИО12. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом МФ РФ от 06 июня 2008 года №56н, выразившееся в принятии Управлением бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисление на выплаты по оплате труда» (177030910200121213) в сумме ... рубля по расчетам с Пенсионным Фондом России по РБ (л.д.13-18).
Не соглашаясь с постановлением должностного лица о назначении наказания №... от 13 октября 2015 года, ФИО13. обжаловал его в суд, предлагая отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывается, что кредиторская задолженность, отраженная в бухгалтерской документации, возникла в связи с недостаточным финансированием в 2014 году, невзирая на бюджетную заявку Главного управления. Запрашиваемые денежные средства доводятся вышестоящим органом с задержкой и не в полном объеме, вследствие чего возникает кредиторская задолженность, обязательная к отражению в бухгалтерской документации. Отражение правильной бухгалтерской отчетности в хозяйственной жизни организации не свидетельствует о принятии бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно Отчету о состоянии лицевого счета бюджетных средств, Главное управление МЧС России по РБ не превышало лимитных обязательств. Его действия совершены в состоянии крайней необходимости, предотвратили неисполнение пенсионного законодательства и не повлекли нарушения законных интересов государства, граждан и общества.
Судьей Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 11 декабря 2015 года вынесено решение об оставлении жалобы без удовлетворения (л.д.173-176).
Не соглашаясь с решением судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года, ФИО14. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить, обосновывая теми же доводами.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО15., поддержавшего доводы жалобы, свидетеля ФИО16., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
В силу части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
В качестве субъектов административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ, могут выступать только должностные лица.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в соответствии с приказом Территориального управления Росфиннадзора в Республике Башкортостан от 03 сентября 2015 года №... по обращению Военной прокуратуры ... гарнизона №... от 21 августа 2015 года выездной внеплановой проверки правомерности использования федерального бюджета, выделенных в 2014 году на оплату труда (премий, поощрений, пособий, компенсаций, других выплат и доплат) в Управлении за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года установлены факты принятия Управлением в 2014 году денежных обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств в общей сумме ... рублей по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» (17703091020012121) на сумму ... рубля.
Согласно бюджетной смете и расходных расписаний лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» утверждены и доведены Управлению в сумме ... рублей.
Согласно Отчету о принятых бюджетных обязательствах по ОКУД 0503128 Управлением в 2014 году принято бюджетных обязательств сверх выделенных лимитов по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в 2014 году в сумме ... рубля.
По состоянию на 01 января 2015 года по счету 303 «Расчеты по платежам в бюджеты» значится кредиторская задолженность в сумме ... рубля (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь месяц), что подтверждается данными, отраженными в балансе (ф.0503130), сведениях с дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169).
Данная задолженность перечислена в Пенсионный Фонд РФ по РБ платежным поручением от 15 января 2015 года №... в сумме ... рубля (л.д.85). Обоснование превышения бюджетных обязательств сверх выделенных лимитов по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в 2014 году дано в акте внеплановой выездной проверки органа надзора (л.д.45-63).
Вопреки доводам жалобы, Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств предоставляется учреждению для сверки учтенных на лицевом счете показателей и не может быть достоверным доказательством отсутствия неоплаченных денежных обязательств, превышающих остаток соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, при полном освоении лимитов бюджетных обязательств на оплату труда на 2014 год образовалась кредиторская задолженность по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» в сумме ... рубля, и отражена в графе 8 «Принято денежных обязательств» Отчета о принятых бюджетных обязательствах как денежные обязательства (форма по ОКУД № 0503128) по состоянию на 01 января 2015 года (л.д.75).
В данном случае факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе показаниями ФИО24. при рассмотрении дела и его пересмотре, и не опровергнут заявителем.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом от 29 апреля 2014 года №...... регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г....) ... внутренней службы ФИО17. назначен на должность начальника ... (л.д.116-117).
В соответствии с Положением о Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 06 августа 2004 года №... (л.д.140), и должностной инструкцией, утвержденной 30 апреля 2014 года начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (л.д.107), начальник ... несет в установленном законодательством порядке ответственность за обеспечение контроля за состоянием, движением и целевым использованием финансовых средств, результатами финансово-хозяйственной деятельности, выполнением налоговых обязательств.
Таким образом, фактические обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей начальником ...ФИО1 Ф.Ф., связанные с тем, что им не осуществлялся должный контроль и не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств, установлены правильно.
Вина ФИО18. в совершении вмененного правонарушения материалами дела установлена. Юридическая оценка его действиям по статье 15.15.10 КоАП РФ дана правильная. Наказание отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ и назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Доводы о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости, обоснованными приняты быть не могут, обстоятельств, свидетельствующих о крайней необходимости превышения лимитов бюджетных обязательств, не имеется.
Правонарушение малозначительным признать оснований не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к соблюдению положений Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно принятия и исполнения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Порядок привлечения к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен 28 сентября 2015 года в отсутствие ФИО19., извещенного надлежащим образом телеграммой, врученной лично 22 сентября 2015 года (л.д.44), копия протокола вручена ФИО20., что не оспаривается. Постановление вынесено 13 октября 2015 года с участием ФИО21. Жалоба судом рассмотрена с участием ФИО22.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года об оставлении без изменения постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан Десяткиной Л.В. №... от 13 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ...ФИО23 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Оленичева Е.А.
дело №...