НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 16.12.2021 № 3ГА-1719/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 3га-1719/2021

16 декабря 2021 года г. Уфа

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Старичковой Е.А.,

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.,

с участием представителя административного истца АО «Уральские Камни» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Уральские камни» (далее – АО «Уральские Камни») к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,

установил:

АО «Уральские Камни», являясь собственником нежилого здания АБК с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость здания в размере 15 880 660,88 руб. по состоянию на 7 сентября 2018 года не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика ...№... от дата.

Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком в размере 11 831 000,00 руб. по состоянию на 7 сентября 2018 года. Данное обстоятельство нарушает законные интересы истцов в части уплаты налога на имущество в повышенном размере.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере, установленном в Отчете по оценке.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости согласно Отчету об оценке.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд представителей не направили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, уважительные причины неявки в суд не представили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав пояснения представителя административного истца, пояснения оценщика ...ФИО4, исследовав письменные доказательства из материалов дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

С 01.01.2015 введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (глава 32 Налогового Кодекса Российской Федерации). Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания АБК с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, нежилое здание поставлено на кадастровый учет 17 июня 2011 года.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от дата кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 15 880 660,88 рублей определена по состоянию на 7 сентября 2018 года на основании удельных показателей по результатам государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года», опубликованным на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан 27.11.2015 года http://www.npa.bashkortostan.ru.

Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец 7 июня 2021 года обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, представив отчет оценщика ...№... от дата, согласно которому рыночная стоимость объекта капитального строительства определена в размере 111 831 000,00 руб. по состоянию на 7 сентября 2018 года.

В принятии данного заявления комиссией отказано по причине оспаривания архивной кадастровой стоимости, вследствие чего суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

На предмет соответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также на подтверждение стоимости объекта оценки в судебном заседании опрошен оценщик ФИО4, имеющая стаж оценочной деятельности ... лет, включенная в реестр оценщиков СРОО «Экспертный Совет», квалификационный аттестат в области оценочная деятельности «Оценка недвижимости» от 22.12.2020 года, профессиональная деятельность которой застрахована по действующему до 31 мая 2023 года страховому полису.

Из пояснений оценщика следует и Отчетом об оценке №... от дата подтверждено, что при проведении исследования использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, метод капитализации в рамках доходного подхода. Отказ от применения в исследовании затратного подхода в Отчете мотивирован. При сравнительном подходе учтено, что объект оценки имеет назначение торгово-офисное, в связи с чем в качестве объектов-аналогов отобраны аналогичные объекты, расположенные в адрес. В связи с выбором максимально аналогичных аналогов объем произведенных корректировок незначительный (на расположение в черте города, относительно красной линии, по площади, этажность, торг). Удельные веса всех трех аналогов практически равные, что свидетельствует об однородности подобранных аналогов. Информация получена по данным Интернет-сайтов по продаже объектов капитального строительства в августе-сентябре 2017 года, апреле 2018 года, содержащих необходимую информацию на предмет проверки ее достоверности. Рыночная стоимость 1 к.м при использовании сравнительного подхода составила 11 511,26 руб.

При использовании доходного подхода рыночная стоимость 1 кв.м определена в размере12 020 руб., в связи с чем примененным при исследовании подходам определены равные веса.

Со стороны административных ответчиков замечания и возражения относительно проведенного исследования эксперта, использованных в расчетах аналогов не поступили.

При указанных обстоятельствах суд полагает Отчет об оценке оценщика ...№... от дата надлежащим доказательством, которое может быть положено в основу вывода о рыночной стоимости нежилого здания в размере, установленном при оценке его рыночной стоимости, поскольку использованные оценщиком аналоги соответствуют среднему уровню ценового диапазона в том сегменте рынка, к которому относится объект оценки, и с учетом проведенных корректировок сопоставим по основным ценообразующим факторам. Анализ рынка экспертом произведен надлежащим образом, правила отбора объектов-аналогов соблюдены, использованная экспертом информация и методология расчетов соответствуют принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности (пункт 25 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Поскольку доказательства недостоверности выводов по оценке лицами, участвующими по делу, не представлены, суд приходит к выводу о признании Отчета об оценке ...№... от дата надлежащим доказательством по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в Отчете.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО «Уральские Камни» об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания АБК с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости 11 831 000,00 руб. по состоянию на 7 сентября 2018 года, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ..., определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства считать 7 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Е.А. Старичкова