НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 16.12.2015 № 21-1211/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 16 декабря 2015 года

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Шендрик О.П.,

с участием ФИО1. - защитника В.В.В. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующего на основании доверенности №... от 30 сентября 2015 года,

ФИО3. – начальника отдела ... Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам,

ФИО4. – юрисконсульта отдела ... Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам,

в отсутствие В.В.В., извещенной надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу В.В.В. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 06 октября 2015 года, которым:

постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Бурдюк С.Н. от 13 августа 2015 года о привлечении к административной ответственности ... Общества с ограниченной ответственностью «...» В.В.В. по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей оставлено без изменения, ее жалоба – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

в Обществе с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...», Общество) Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на основании приказа от 5 июня 2015 года №... проведена плановая документарная проверка соблюдения законодательства при предоставлении услуг по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения.

По результатам проверки протоколом об административном правонарушении №... от 05 августа 2015 года в отношении ... ООО «...» В.В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение установленного порядка ценообразования при предоставлении услуг по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения.

Постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Госкомитет РБ по тарифам) Бурдюк С.Н. от 13 августа 2015 года ...В.В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение установленного порядка ценообразования при предоставлении услуг по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения.

Решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 06 октября 2015 года по жалобе В.В.В. постановление должностного лица о назначении административного наказания от 13 августа 2015 года оставлено без изменения.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица о назначении административного наказания от 13 августа 2015 года и решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 06 октября 2015 года, В.В.В. обжаловала их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, как незаконные, либо производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения. Указывается на нарушение предусмотренной КоАП РФ процедуры возбуждения дела, она не была извещена лично о дате составления протокола об административном правонарушении, что не позволило ей предоставить при составлении протокола свои объяснения и возражения. Доверенности на представление ее интересов ФИО12., извещенной о дате составления протокола об административном правонарушении, она не выдавала, доверенность выдана от имени юридического лица.

Изучив материалы дела, выслушав защитника В.В.В. – ФИО14., поддержавшего доводы жалобы, свидетелей ФИО15., ФИО16., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам по результатам плановой документарной проверки, проведенной на основании приказа от 05 июня 2015 года №... в соответствии с «Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год», размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ ..., выявлены факты превышения установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

По факту правонарушения ведущим специалистом-экспертом отдела контроля исполнения тарифов Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Токтаревой А.Н. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - ... ООО «...» В.В.В. №... от 05 августа 2015 года, которым установлено следующее.

В соответствии с пунктами 8.1 и 9.1 Устава ООО «...» единоличным исполнительным органом является ..., к компетенции ... относятся вопросы руководства текущей деятельностью ООО «...» (л.д.80-81).

В соответствии с Решением единственного участника ООО «...» от 15 марта 2013 года №...В.В.В. исполняет обязанности ... с 19 марта 2013 года (л.д.68).

В соответствии с Уставом и Лицензией на осуществление фармацевтической деятельности от 17 февраля 2015 года № ЛО-02-02-001964, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, ООО «...» осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения (л.д.70).

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством:

1) утверждения Правительством Российской Федерации перечня
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения, который сформирован в установленном им
порядке и в который включаются лекарственные препараты для
медицинского применения;

2) утверждения методики установления производителями
лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные
препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов;

государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

утверждения порядка выдачи предписаний органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если они приняты с нарушением законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) направления уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предписаний о приведении в соответствие с
законодательством Российской Федерации принятых с нарушением
законодательства Российской Федерации решений об установлении
предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

9) осуществления федерального государственного надзора в сфере
обращения лекарственных средств и регионального государственного
контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно
их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;

10) применения предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на
жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в Республике Башкортостан установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 февраля 2010 года № 58 «О предельных оптовых и предельных розничных надбавках на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (далее - Постановление №58) и постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 апреля 2015 года № 94 «Об установлении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в Республике Башкортостан», вступившим в силу 29 апреля 2015 года (далее - Постановление № 94).

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с информационным письмом Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан от дата 2013 года №... ООО «...» с 01 января 2014 года применяет упрощенную систему налогообложения.

На основании части 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Постановлением № 58, Постановлением № 94 организации оптовой или розничной торговли, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, имеют право формировать отпускную цену на жизненно необходимые и. важнейшие лекарственные препараты, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавки, исчисленную от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Действующими нормативными правовыми актами в сфере ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, порядок округления промежуточных и итоговых расчетных значений при формировании отпускных оптовых или розничных цен не определен.

Постановлением № 58 и Постановлением № 94 установлены предельные размеры оптовых и розничных надбавок, превышение которых, в том числе и при округлении расчетных значений, не допускается.

Плановой документарной проверкой порядка формирования розничных цен на лекарственные препараты, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на основании представленных ООО «...» заверенных копий приходных актов-накладных, заверенных копий протоколов согласования цен поставки и заверенных копий товарных накладных, установлены факты превышения установленных предельных размеров розничных надбавок.

По результатам проверки должностным лицом отдела контроля исполнения тарифов Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам был составлен акт плановой документарной проверки ООО «...» от 29 июля 2015 года №... с приложениями (л.д.58-60), врученный представителю ООО «...» ФИО19., действующей по доверенности Общества, подписанной В.В.В. (л.д.69).

Временем совершения административного правонарушения является период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года.

В.В.В. не оспаривается содержание акта плановой документарной проверки ООО «...» от 29 июля 2015 года №... и факты превышения предельных размеров розничных надбавок.

При таких обстоятельствах с выводом суда о совершении должностным лицом В.В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, не согласиться оснований не имеется. Выводы, содержащиеся в постановлении должностного лица и судебном решении, основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждены подробно приведенными в решении доказательствами, снований для их переоценки не имеется. Действиям лица дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не допущено.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности за административное правонарушение в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований законодательства, определяющего порядок регулирования ценообразования на лекарственные препараты, равно как и доказательства того, что директором общества были приняты все зависящие меры по недопущению совершения инкриминируемого ей правонарушения.

Заявитель в жалобе указывает на незначительное завышение цен на лекарственные препараты, в связи с чем полагает правонарушение малозначительным, поскольку не могло причинить вреда общественным и личным интересам.

Однако оснований считать правонарушение малозначительным не имеется, В.В.В. нарушен установленный вышеуказанными нормативными правовыми актами порядок формирования отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Вопреки доводам жалобы порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) с момента выявления правонарушения соблюден.

Протокол об административном правонарушении составлен 05 августа 2015 года в отсутствие В.В.В., извещенной надлежащим образом письменным уведомлением №... от 29 июля 2015 года о необходимости явки 05 августа 2015 года в Госкомитет РБ по тарифам для дачи объяснений по факту выявленных нарушений и для подписания протокола об административном правонарушении, полученным ФИО25. 29 июля 2015 года (л.д.57) по доверенности ... ООО «...» В.В.В. от 10 июля 2015 года на право представления интересов Общества в Госкомитете РБ по тарифам, в том числе подписания документов, дачи объяснений (л.д.13).

Постановление о назначении наказания вынесено 13 августа 2015 года в отсутствие В.В.В., извещенной надлежащим образом определением о времени и месте рассмотрения дела от 06 августа 2015 года (л.д.28,32), полученным ООО «...» заказным письмом 12 августа 2015 года (л.д.30-31).

Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена с участием защитника В.В.В. – ФИО29., представителя Госкомитета РБ по тарифам ФИО30., в отсутствие В.В.В., извещенной надлежащим образом телефонограммой (л.д.238).

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица органа надзора и решения судьи первой инстанции, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 06 октября 2015 года об оставлении без изменения постановления заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Бурдюк С.Н. от 13 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении ... Общества с ограниченной ответственностью «...» В.В.В. оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Ахтямова Л.Р.

дело №...