НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 13.10.2021 № 21-1004/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

№ 21-1004/2021

г. Уфа 13 октября 2021 г.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре Хайбуллине А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бикташевой А.Ф. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Нарижного С.В. № 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов – главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан Бикташевой Айсылу Фаатовны,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – должностное лицо) Нарижного С.В. № 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 03 июня 2021 г., начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов – главный бухгалтер Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее – начальник отдела) Бикташева А.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, Бикташева А.Ф. подала в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности.

Начальник отдела Бикташева А.Ф. и ее защитник Мурзабаева А.С. в судебном заседании жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.

В судебном заседании заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере развития экономики Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Гиззатуллина В.Р. и представитель заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Нарижного С.В. Байназаров А.А. просили отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 03 августа 2020 г. № 256 «О назначении внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» в период с 06 августа по 16 сентября 2020 г. в отношении Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее – ГКУ УДХ РБ) проведена внеплановая проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Выездной проверкой установлен факт нарушения ст. ст. 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 10, 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н).

Невыполнение требований вышеуказанных нормативных правовых актов Российской Федерации повлекло за собой представление недостоверной бюджетной отчетности по состоянию на 01 января 2020 г. в части искажения данных строки 010 «Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2020 г. (ф. 0503130) (далее – Баланс) на сумму 1 088 732 280,78 рублей.

Согласно Балансу по строке 010 «Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)» указаны данные в сумме 28 515 110 907,67 рублей. Следовательно, искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении 010 «Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)» Баланса, составляет 3,8 процента.

Согласно примечанию ст. 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

В соответствии с подпунктом 10.2.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерством финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.

Расходы за счет иных межбюджетных трансфертов на ремонт автомобильных дорог ГКУ УДХ РБ отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Учет автомобильных дорог общего пользования ГКУ УДХ РБ ведется на счетах 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения» и 101.19 ««Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов» бухгалтерского учета. По состоянию на 01 января 2020 г. на балансе ГКУ УДХ РБ числятся: на счете 101.19 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов» 20 единиц автомобильных дорог на общую сумму 1 088 732 280,78 рублей. На счете учитываются автомобильные дороги, на которые не оформлены правоустанавливающие документы; на счете 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения» 866 единиц автомобильных дорог на общую сумму 27 335 315 325,53 рублей. На учет поставлены автомобильные дороги, на которые оформлены правоустанавливающие документы.

Согласно Протоколу в 2019 году рабочим планом счетов ГКУ УДХ РБ не был предусмотрен счет 101.19 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов».

В соответствии с приказом ГКУ УДХ РБ от 09 января 2020 г. № 1/1 «О внесении изменений в приказ ГКУ УДХ РБ от 29 декабря 2018 г. № 851 «Об Учетной политике» в Приложение № 1 к Учетной политике для целей бухгалтерского учета внесены изменения в части дополнения в подраздел 1 «Нефинансовые активы» счетов 101.19 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов» и 104.19 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) - недвижимого имущества учреждения без оперативного управления».

Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 03 февраля 2005 г. № 69-р ГКУ УДХ РБ должен произвести разграничение государственной собственности на землю под автомобильными дорогами общего пользования Республики Башкортостан и сооружениями на них и зарегистрировать право оперативного управления на принимаемое согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 03 февраля 2005 г. № 69-р недвижимое государственное имущество в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По состоянию на 16 сентября 2020 г. требования Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03 февраля 2005 г. № 69-р ГКУ УДХ РБ не исполнены.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ГКУ УДХ РБ обязано произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на переданные Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03 февраля 2005 г. № 69-р 20 единиц автомобильных дорог на общую сумму 1 088 732 280,78 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (ч. 11 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации:

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета: имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды (имущества казны и иного имущества, полученного на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя); имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления); имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления(получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; ценностей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации); прав ограниченного пользования чужими земельными участками (в том числе сервитут); объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Исходя из вышеизложенного, у Государственного Учреждения «Управление дорожного строительства Республики Башкортостан» при принятии к учету 20 единиц автомобильных дорог на общую сумму 1 088 732 280,78 рублей отсутствовало право постановки на балансовый учет при отсутствии правоустанавливающих документов.

Согласно Выписке из приказа государственного учреждения Управление дорожного строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан от 14 апреля 1998 г. № 3-к Бикташева А.Ф. принята на должность ....

Приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ГКУ УДХ РБ от 30 августа 2019 г. №... Бикташева А.Ф. уволена 16 сентября 2019 г.

Приказом о приеме работника на работу ГКУ УДХ РБ от 17 сентября 2019 г. №... Бикташева А.Ф. принята на должность ... с 17 сентября 2019 г. по 16 сентября 2020 г.

Приказом о приеме работника на работу ГКУ УДХ РБ от 17 сентября 2020 г. №... Бикташева А.Ф. принята на должность начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов – главного бухгалтера с 17 сентября 2020 г. по 16 сентября 2021 г.

Трудовой договор №... от 17 сентября 2020 г. заключен между ГКУ УДХ РБ, в лице исполняющего обязанности руководителя ФИО и Бикташевой А.Ф. сроком с 17 сентября 2020 г. по 16 сентября 2021 г.

Должностная инструкция начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов - главного бухгалтера утверждена приказом ГКУ УДХ РБ от 28 июня 2017 г. №..., с которой Бикташева А.Ф. ознакомлена, что подтверждается собственноручной подписью (далее – Должностная инструкция).

В соответствии с пунктами 2.1-2.5 раздела 2 «Функциональные обязанности» Должностной инструкции начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов - главный бухгалтер ГКУ УДХ РБ:

Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Учреждения.

Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности управления, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской отчетности, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет общехозяйственных расходов исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Согласно пункту 2.16 раздела 2 «Функциональные обязанности» Должностной инструкции начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов - главный бухгалтер ГКУ УДХ РБ обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов, другой бухгалтерской и статистической отчетности, ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее представления внешним и внутренним пользователям.

Таким образом, Бикташевой А.Ф. не соблюдены требования ст. ст. 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 10, 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 333 Инструкции № 157н, п. 7 Инструкции № 191н.

Указанные факты явились основанием для составления в отношении начальника отдела Бикташевой А.Ф. протокола об административном правонарушении от 18 ноября 2020 года и привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина Бикташевой А.Ф. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 202 г., актом проверки от 25 сентября 2020 г. и совокупностью других имеющихся в материалах дела доказательств, которые были оценены должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с соблюдением правил, установленных ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в правильности произведенной оценки доказательств не имеется.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда установлены верно, вопрос о вине Бикташевой А.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснялись должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление.

Несогласие с результатами проведенной проверки, в ходе которой было выявлено искажение бюджетной отчетности и результаты которой повлекли привлечение Бикташевой А.Ф. к административной ответственности, с произведенной оценкой бухгалтерской документации не влечет отмену оспариваемых по делу актов.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Достоверных сведений, свидетельствующих о соблюдении Бикташевой А.Ф. требований бюджетного законодательства и принятии всех зависящих от нее мер по исполнению требований закона, в материалах дела не представлено.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов о привлечении Бикташевой А.Ф. к административной ответственности и по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда.

Доводов, влекущих отмену вынесенных постановления должностного лица и решения судьи районного суда, жалоба не содержит.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

Административное наказание назначено Бикташевой А.Ф. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Бикташевой А.Ф. допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Нарижного С.В. № 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 г. и решение Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 03 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов – главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан Бикташевой АФ оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан М.Ф. Ахметов

Справка: судья Романова Ю.Б.