НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 12.10.2021 № 3ГА-1086/2021

Дело № 3га-1086/2021

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа 12 октября 2021 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810, со дня его принятия,

установил:

24 декабря 2019 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ № 1810 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Приказ № 1810 опубликован дата на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Пунктами №... Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включены объекты недвижимости, в которых расположены помещения различной площади, переданные административному истцу на праве хозяйственного ведения, для осуществления основной деятельности по производству пара и горячей воды( л.д.175 т.1).

Пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №... расположенное по адресу: адрес, адресадреса;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адресадрес

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес,адресадрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.

МУП «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у которого на праве хозяйственного ведения находятся нежилые помещения в указанных зданиях, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №... от дата, поскольку нарушаются права административного истца как налогоплательщика.

Представитель административного истца ФИО2 на судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить, признав недействующими пункты №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, поскольку нарушаются права административного истца, как налогоплательщика, возлагая на него обязанность по уплате налога в повышенном размере. В отношении пунктов 2094, 3286 не возражала против прекращения производства по делу в связи с добровольным их исключением ответчиком в период рассмотрения дела.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО3 просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Прокурор Прокуратуры Республики Башкортостан на судебное заседание для дачи заключения не явился, извещен надлежащим образом.

Представители прокуратуры Республики Башкортостан, Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, внешний управляющий ФИО4 на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание прокурора, административного истца, ответчика, заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц в связи с наличием сведений об их извещении.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).

Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республика Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 г. № 43-з в отношении спорных объектов недвижимости административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з, является 1 января 2015 года.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года №474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения»).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется и утверждается уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте МЗИО Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м. и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

3) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным суду надлежит установить, что оно либо:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Судом установлено, что спорные объекты недвижимости включены в оспариваемый Перечень:

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №... расположенное по адресу: адрес

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адресадрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №... расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес,адресадрес;

пункт №... - нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включены в Перечень объектов, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1775 от 2 сентября 2021 года «О внесении изменений в некоторые решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» внесены изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и добровольно в период рассмотрения дела исключены пункты №... и №... (л.д.91 т.3).

При рассмотрении дела в отношении обоснованности включения в Перечень пунктов №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, судом установлено следующее:

Пункт №...

В Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес.

В здании находится помещение с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., предоставленное истцу на праве хозяйственного ведения (л.д.150 т.2).

Иные помещения в данном здании согласно представленному ответу ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, выпискам, представленным ответчиком, не имеют наименований, отвечающих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.82-91 т.4).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости – нежилое здание, количество этажей 3, подземные: 0, общая площадь 1440,2 кв.м., находящийся по адресу: адрес, расположен на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования: занимаемый административными помещениями, бойлерной, для иных видов жилой застройки (л.д.37 т.1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., находящегося в аренде у истца, на котором расположено спорное нежилое здание, с предоставленными помещением истца, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.

В соответствии с техническим паспортом, предоставленным истцом, составленным по состоянию на дата, нежилое здание – состоит из основного строения и пристроя, количество этажей - 3, именуемое как «нежилое здание», общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес.

Также согласно этого же технического паспорта помещения в здании фактически используются в следующих целях:

1 этаже литер «А» - бойлерная, кабинет, склад, сан. узел, диспетчерская, операторская, холл, лестничные клетки, тамбуры;

2 этаж литер «А» - сан.узел, кладовая, мастерская, кабинет, коридор, лестничная клетка, бытовая,, холл, склад;

3 этаж литер «А» - кабинет, коридор, гостиничный номер, комната администратора, комната отдыха, туалет, тамбур;

1 этаж литер «А 1» - бассейн, сауна, сан. узел., коридор, тамбур, комната отдыха;

2 этаж литер «А 1» - лестничная клетка, кабинет, холл, кухня.

Общая площадь поименованных в экспликации помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равна 0 (л.д.195-210 т.4)

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером №... от дата, площадь – ... кв.м., общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №..., предназначенных для размещения торговых залов, административно-бытовых помещений составляет 100% от общей площади здания, земельный участок с кадастровым номером №... (видимо ошибочно), на котором расположено здание имеет вид разрешенного использования: занимаемый административными помещениями, бойлерной. К акту приложены фотографии внешнего фасада здания (л.д.21-30 т.3).

Порядок определения вида фактического пользования законодательно урегулирован на уровне субъекта Российской Федерации.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п.2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п.2.1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют также номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м., то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з),

Утверждение представителя ответчика о применении в отношении спорного здания положений п.п.1 п.1 ст. 2.1 Закона РБ №43-з нельзя признать убедительным ввиду отсутствия признаков административно-делового цента и торгового центра (комплекса), а также доказательств фактического использования либо предназначения для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При изложенных обстоятельствах, суд признает недействующим пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, пункт №... Перечня подлежит признанию недействующим с момента издания приказа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019года.

Доводы административного ответчика о предназначении помещений в здании в размере более 20% от общей площади со ссылкой на вышеуказанный акт, нахождении в здании Адмирал сауна, ТСЖ Адмиралъ, TheFRESH, судом не могут быть признаны убедительными в силу того, что ответчиком не представлено допустимых доказательств использования, либо предназначения помещений для использования в целях, предусмотренных ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт №...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №... общей площадью ... кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования: «многоквартирный жилой дом», находится по адресу: адрес (л.д.160-169 т.2).

В указанном здании находится помещение, предоставленное истцу на праве хозяйственного ведения с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м.

Согласно ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан иные помещения в указанном здании являются нежилыми (л.д.216-220 т.3).

Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим административными ответчиками должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.

Технический план не содержит информацию по предназначению помещений. Из технического паспорта от дата следует, что помещения в здании предназначены для использования в следующих целях:

Подвал - лестничная клетка, сварочный цех, бытовое помещение, бойлерная, кабинет, сан.узел, душевая, мастерская, тамбур;

1 этаже - лестничная клетка, нежилое помещение, кабинет, сан.узел, комната отдыха, мастерская, тамбур, склад, мастерская;

2 этаж - коридор, подсобная, комната приема платежей, комната электромеханика, лестничная клетка, актовый зал, кабинеты бытовое помещение шкаф;

3 этаж - кабинет, коридор, лестничная клетка, шкаф, бытовое помещение;

Мансарда литеры «А 1» - сан.узел, кабинет, коридор, склад, подсобное помещение.

адрес поименованных в экспликации помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равна ... кв.м.(комната приема платежей), что составляет - 1,3% от общей площади здания (л.д. 62-78 т.2).

Из представленного суду акта обследования от дата следует, что фактическая площадь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №... - ... кв.м., из которой 100% соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание – административное, расположено на земельном участке с кадастровым номером №... и видом разрешенного использования: «многоквартирный жилой дом» (л.д.31-37 т.3).

Судом исследован вышеприведенный акт фактического обследования и установлено, что, в акте отсутствует указание на помещения, используемые для осуществления торговой деятельности, обследование произведено без соблюдения условий, предусмотренных постановлением Правительства Республики Башкортостан №233, что не позволяет использовать его в качестве допустимого доказательства.

В письменных пояснениях представителя ответчика указывается на использование отдельных помещений для объектов торгово-бытовых услуг.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На момент утверждения оспариваемого перечня действовал Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения») (далее-Порядок).

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Представленный акт не соответствует вышеприведенным пунктам Порядка.

Таким образом, представленный в материалы дела акт требованиям закона не соответствует, составлен с нарушениями предписаний пунктов 11.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка, не подтверждает фактическое использование не менее 20 процентов площади спорного здания в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, следовательно, не может быть признан допустимым доказательством соответствия пункта 1729 Перечня федеральному и региональному законодательству.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м., то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з).

При изложенных обстоятельствах, суд признает недействующим пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, пункт №... Перечня подлежит признанию недействующим с момента издания приказа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года.

3. Пункт №....

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости с кадастровым номером №... - нежилое здание, площадью 1363,2 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования: «под административное здание, для иных видов жилой застройки», расположено по адресу: адрес (л.д.182-188 т.2, 47-51 т.1).

В указанном здании расположено помещение с кадастровым номером №..., предоставленное истцу на праве хозяйственного ведения (л.д.178-181т.2).

Иные помещения в указанном здании являются нежилыми (л.д.78-81 т.4, 216-220 т.3).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан по состоянию на 24.12.2019 года земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «под административное здание» (л.д.59 т.2).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., на котором расположено спорное нежилое здание, с принадлежащим истцу помещением, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с техническим паспортом на помещение, составленным по состоянию на дата, помещение - нежилое, общая площадь -... кв.м.

По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения следующих объектов:

1 этаже - помещения: коридор, бытовая, подсобная, сан. узел, бойлерная (л.д. 96-105 т.1).

Технический паспорт на здание не предоставлен по запросу суда.

Помещения, подпадающие под критерии, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлены.

Согласно акту обследования от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 100%, поскольку в нем расположен офис ... осуществляющий деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения(62.01)(л.д.38-42 т.3).

Однако суд считает указанный акт обследования от дата ненадлежащим доказательством по делу, поскольку данный акт не соответствует требованиям пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2020 года.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м., то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций».

Таким образом, суд признает недействующим пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Пункт №...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования: «занимаемый кафе-баром, для иных видов жилой застройки», находится по адресу: адрес (л.д.119-128 т.3,л.д.44-46 т.1).

В указанном здании с кадастровым номером расположено помещение, предоставленное истцу, с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м. (л.д.195-199 т.2).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по адрес по состоянию на дата земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «занимаемый кафе-баром» (л.д.59 т.2).

Согласно выписке из ЕГРН на объект недвижимости (здание) с кадастровым номером №... указано назначение: «нежилое здание», общая площадь ... кв.м. В здании расположены три помещения с кадастровыми номерами №... (....м), №... (... кв.м.), №...( ... кв.м.).

В техническом паспорте от дата спорный объект поименован – «нежилое здание ЦТП», общая площадь ... кв.м.

Согласно экспликации в здании имеются помещения: бойлерная, диспетчерская, коридор, санузел, эд. щитовая, душевая, лестничная клетка, бильярдная, кухня, моечная (л.д.182-194 т.4).

Помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлено.

Согласно акту обследования фактического использования здания от дата, предоставленного МЗИО Республики Башкортостан, он составлен на здание с кадастровым номером №...,тобщей площадью ... кв.м.(л.д.43-52 т.3).

Согласно выписке из ЕГРН на объект с кадастровым номером №... в нем расположено два помещения с кадастровыми номерами №..., №..., помещение истца с кадастровым номером №... в указанном здании отсутствует (л.д.189-194 т.2), следовательно, представленными выписками из ЕГРН подтверждено, что помещение с кадастровым номером №... расположено в здании с кадастровым номером №....

Представителю ответчика было предложено предоставить акт обследования на здание с кадастровым номером №.... На судебном заседании дата представителем ответчика ФИО3 было заявлено, что акт на данный объект у них отсутствует.

Кроме того, согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» ( в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого НПА), налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Из материалов дела следует, что общая площадь включенного в перечень здания составляет по выписке - 282,5 кв.м., в здании расположены три помещения с кадастровыми номерами №...(....м), №... (....м.), №...(... кв.м.)., что в совокупности составляет ... кв.м., по техническому паспорту-543 кв.м,. то есть менее 1000 кв.м,, что не позволяет отнести его к объекту недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктами1 и 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от дата№...-з),

Вид разрешенного использования земельного участка «занимаемый кафе-баром» из буквального его прочтения позволял бы прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но площадь здания, как по техническому паспорту, так и по выпискам на помещение истца и помещений, расположенных в этом здании в совокупности не дает предусмотренную республиканским законом площадь и не позволяет отнести его подлежащим включению в Перечень.

Таким образом, суд признает недействующим пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

5. Пункт №...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №..., вид разрешенного использования: «ЖЭУ», находится по адресу: адрес (л.д.200-203 т.2).

В здании расположено помещение с кадастровым номером №..., площадью ... кв. м., переданное административному истцу в хозяйственное ведение (л.д.204-209 т.2).

Согласно выписке из ЕГРН на объект недвижимости (здание) с кадастровым номером №... указано назначение: «нежилое здание», наименование - «ЦТП-307» (л.д.200-203 т.2).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по адрес установлено, что земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный учет дата с видом разрешенного использования: «ЖЭУ» и установленной связью с объектом недвижимости с кадастровым номером №.... Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером №... и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности(л.д.211-212 т.4).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по адрес по состоянию на 24.12.2019 года земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «деловое управление, коммунальное обслуживание» (л.д.59 т.2).

Виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... из буквального их прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В техническом паспорте от дата спорный объект поименован – «отдельно стоящее двухэтажное нежилое строение», назначение - «нежилое».

Согласно экспликации в здании имеются помещения:

литер «А» (подвал): тамбуры, коридоры, раздевалка, коридоры, лестничные клетки, эл.щитовая, санузлы, комната приема пищи, моечная, туалет, гаражи.

литер «А» (2 этаж): кабинеты, комнаты отдыха, комната прием пищи, лестницы, красный уголок, кассы-дисп., коридоры, санузлы, сварочный цех, актовый зал, учебная комната, методический кабинет, диспетчерские, тамбуры.

литер (А1): гаражи, слесарные.

литер (А2): сварочный цех

литер (А3): склад

Площадь помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет ... кв.м., (касса-дисп. – ... кв.м., касса-дисп. – ... кв.м., касса – ... кв.м.), что составляет 1,26 % от площади здания – ... кв.м. (л.д.90-106 т.2).

Согласно акту обследования от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №... - ... кв.м., расположено на двух земельных участках - с кадастровым номером №..., вид разрешенного использования: «ЖЭУ» и №... - «деловое управление, коммунальное обслуживание», общая площадь помещений, занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 100% (л.д.53-56 т.3).

Однако суд считает указанный акт обследования от дата ненадлежащим доказательством по делу, поскольку данный акт не соответствует требованиям пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п.2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения),б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п.2.1, 2.2 Методики).

Представленный акт датирован дата и не может быть признан допустимым доказательством в связи с тем, что датой утверждения оспариваемого Перечня является 24 декабря 2019 года.

Он также не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют также номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.

Исследовав данный акт с участием представителей истца и Министерства земельных и имущественных отношений, проанализировав вышеприведенную нормативную базу, суд, полагает, что он не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2020 года.

При таких обстоятельствах, пункт №... Перечня подлежит признанию недействующим с момента издания приказа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года.

6. Пункт №...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание, с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования: «деловое управление, для объектов общественно-делового значения, деловое управление», по адресу: адрес (л.д.213-215 т.2, л.д.56-63 т.1).

В здании находится помещение с кадастровым номером №..., площадью ... кв. м., переданное административному истцу в хозяйственное ведение.

Из представленных ответчиком выписок иных помещения в указанном здании являются нежилыми(л.д.95-152 т.4, 216-220 т.3).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по адрес по состоянию на дата земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «для реконструкции здания со строительством мансардного этажа» (л.д.59 т.2).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., на котором расположено спорное нежилое здание, с принадлежащими истцу помещениями, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В техническом паспорте от дата спорный объект поименован – «нежилое».

Согласно экспликации в здании имеются помещения:

литер «А» (1 этаж): коридоры, раздевалка, душ, тамбуры, бытовое помещение, лестничная клетка, туалет, гаражи, склад, подсобное помещение.

литер «А» (2 этаж): кабинеты, диспетчерские, коридоры, туалет, библиотека, касса, кладовая, умывальник.

литер «А» (подвал): бойлерная, лестничная клетка, коридор, кабинет, подсобное помещение, душ, туалет, умывальник

литер А1 (3 этаж): лестничная клетка, кабинеты, коридоры, сан.узлы, подсобное помещение.

литер А1 (мансарда): лестничная клетка, сан.узлы, коридоры, кабинеты, тамбур.

Площадь помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет ... кв.м., (касса) что составляет 0,43 % от площади здания – ... кв.м. (л.д.170-191 т.3).

Согласно акту обследования от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 100% (л.д.11-20 т.3).

Однако суд считает указанный акт обследования от дата ненадлежащим доказательством по делу, поскольку данный акт не соответствует требованиям пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости.

Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость).

Согласно п.2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения),б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п.2.1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования. В акте указано на невозможность высчитать процентное соотношение по видам деятельности ввиду отсутствия технической документации на весь объект.

Между тем, по запросу суда технический паспорт на здание был предоставлен дата в электронном виде ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» (л.д.129 т.3).

В акте отсутствуют также номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов внешнего фасада здания, приложенных к акту обследования, не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов, указание в акте на нахождение предприятия и организация, без исследования их фактической деятельности в спорном объекте, не позволяет сделать вывод об осуществлении деятельности, подпадающей под критерии ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав данный акт с участием представителей истца и Министерства земельных и имущественных отношений, проанализировав вышеприведенную нормативную базу, суд, полагает, что он не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Между тем, вид разрешенного использования земельного участка «для реконструкции здания со строительством мансардного этажа» не совпадает с кодами 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным названными выше нормами регионального и федерального законодательства, позволяющими отнести здание к административно-деловому центру.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2020 года.

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно не подлежало включению в перечень к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года.

Таким образом, суд признает недействующим пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

7. Пункт №...

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером №..., находящемся в аренде у истца, с видом разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости; предприятия общественного питания: рестораны; учреждения клубного типа: танцевальные залы, дискотеки; административные здания; объекты коммунальной инженерной инфраструктуры; центральные тепловые пункты (цтп), для иных видов жилой застройки, по адресу: адрес.

В здании с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., расположено нежилое помещение с кадастровым номером №... (назначение: нежилое; площадь ... кв.м) (л.д.128-129 т.2).

Согласно ответу от дата ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан по состоянию на 24.12.2019 года земельный участок с кадастровым номером №... имел вид разрешенного использования: «магазины, общественное питание, развлечения, деловое управление»(л.д.59 т.2).

Согласно ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан и выписок, представленных ответчиком, помещения в здании с кадастровыми номерами №... являются нежилыми (л.д.64-77 т.4).

Согласно выписке из ЕГРН - назначение здания - нежилое, наименование – «5-ти этажное нежилое здание».

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на дата, спорный объект поименован – «отдельно стоящее 5-этажное нежилое здание».

Согласно экспликации в здании имеются помещения:

литер «А» (1 этаж): тамбуры, лест.клетки, кладовые, электрощитовые, гардеробы персонала, тарная, ИтП, сан.узлы, помещения для мусора, разгрузочные, кладовая уб. инвентаря, торговые залы;

литер «А» (2 этаж): лест.клетки, подготовка товара к продаже, торговые залы, подсобные, кладовые, административные помещения, инвентарные, сан.узлы, кладовая уб. Инвентаря;

литер «А» (3 этаж): лест. клетка, коридоры, аккумуляторная, коммутатор, электропитание, зИП, сП, ИтП, сан.узлы, электрощитовая;

литер «А» (4 этаж): лестничные клетки, электропитание, операционный зал, сан.узлы, кабинеты, гардеробная персонала, охрана;

литер «А» (5 этаж): вент.камеры, коридоры, тренажерный зал, коридоры, инвентарные, ИтП, тренерская, сан.узлы, электрощитовая, раздевалка, душевые, ЦТП, дизель-генераторная.

Площадь помещений, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет ... кв.м., (торговые залы, подготовка товара к продаже), что составляет 16,9 % от площади здания – ... кв.м. (л.д.107-124 т.2).

Согласно акту обследования от дата, общая площадь помещений в здании с кадастровым номером №..., занятых офисами и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет ... кв.м., что составляет 100% от общей площади здания, поскольку в нем расположены сеть ...л.д.7-10 т.3)..

Однако суд считает указанный акт обследования от дата ненадлежащим доказательством по делу.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения),б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов);в) площадь помещений общего пользования (п.2..1, 2.2 Методики).

Представленный акт не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

В акте отсутствуют также номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов, акт не подписан одним членом комиссии.

Исследовав данный акт с участием представителей истца и Министерства земельных и имущественных отношений, проанализировав вышеприведенную нормативную базу, суд, полагает, что он не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Доводы представителя ответчика об отсутствии технической документации и невозможности высчитать процентное соотношение по видам деятельности, только со ссылкой на информационный сайт 2 ГИС, не может быть признан судом убедительным.

Технический паспорт имелся на дату составления акта и был предоставлен по запросу суда ГБУ Республика Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация».

При таких обстоятельствах, пункт №... Перечня подлежит признанию недействующим с момента издания приказа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019года.

В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Поскольку в силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 НК РФ, допустимым доказательством правомерности включения объекта недвижимости в Перечень по его фактическому использованию является акт обследования, составленный в соответствии с требованиями регионального нормативного акта, определяющего порядок обследования объектов недвижимости, ссылка ответчика на данный акт в обосновании вывода о несостоятельности заявленных требований неправомерна.

Федеральный законодатель указал в части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции на основании собранных по делу доказательств достоверно установлено, что самостоятельного офисного, торгового, коммерческого назначения помещения истца не имеют, напротив, указанные помещения на праве хозяйственного ведения находятся в пользовании муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и используются им для осуществления своей деятельности по обеспечению тепловой энергией населения и объектов социального назначения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Устав-л.д.173-188 т.1). Все помещения в спорных зданиях имеют наименование – «нежилые» (л.д.213-220 т.3). Предприятие производит уплату налогов на вышеуказанное имущество, что подтверждается налоговыми декларациями и платежными поручениями (л.л.217-250 т.1, л.д.1-26 т.2).

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.

Поскольку имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня не позволяли с достоверностью определить спорные здания как объекты, соответствующие критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые пункты Перечня нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Включение нежилых зданий в пункты №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание отдельного его положения с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1775 от 2 сентября 2021 года «О внесении изменений в некоторые решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» исключены пункты №... и №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810 (л.д.91 т.3).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения административных прав и обязанностей не являются, в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и организаций, такие акты не могут быть предметом судебной проверки в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку в период рассмотрения спора вышеприведенным приказом оспариваемые пункты №... и №... исключены из нормативного правового акта, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат прекращению производство по делу в указанной части.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810, со дня его принятия, удовлетворить частично.

Признать недействующими пункты №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года, со дня его принятия.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www/mziorb/ru/.

Прекратить производство по настоящему административному делу в части требований о признании недействующими пунктов №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, последствия прекращение производства по делу в части требований по пунктам №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Н.В. Козлова