НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 08.06.2015 № 3-195/2015

по делу №3-195/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июня 2015 г. г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Осетровой З.Х.,

с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,

при секретаре Папикян Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Капитал-лизинг» о признании недействующим пункта 1547 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Приказом министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года №387 «О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года №557 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Капитал-лизинг» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими пункты 1265, 1266, 1267, 1297, 1298, 1318, 1324, 1330, 1335, 1340, 1341, 1410, 1678, 1679, 1681, 1682, 2296 «Уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Приказом №1842 от 25.12.2014 «О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 №557 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год» с 01 января 2015 года, мотивируя свои требования тем, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом №1842 от 25.12.2014 года "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 №557 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, в соответствии со ст. 378. 2 Налогового Кодекса Российской федерации. Постановление опубликовано 25 декабря 2015 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru. ЗАО «Капитал-лизинг» обращалось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с требованием об исключении из перечня объектов недвижимости, неправомерно включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на 2015 года. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказало в удовлетворении требований ЗАО «Капитал-лизинг». 20 февраля 2015 года ЗАО «Капитал -Лизинг» (ОГРН 1030204234697) было реорганизовано в форме преобразования в ООО «Капитал-лизинг» (ОГРН 1150280009637), что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ от 20 февраля 2015 года. Считает, что необоснованное включение объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, принадлежащих ООО «Капитал-Лизинг» на праве собственности, нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 мая 2015 года прекращено производство по гражданскому делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Капитал-лизинг» в части признания недействующими с 01 января 2015 года пунктов 1265, 1266, 1267, 1297, 1298,. 318, 1324, 1335, 1340, 1341, 1410, 1679, 1681, 1682, 2296 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года № 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года № 1506, от 24 декабря 2014 года № 1842).

После чего ООО «Капитал-лизинг» уточнило исковые требования, просило признать недействующим пункт 1547 «Уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Приказом №387 от 14.04.2015 «О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 №557 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год» с 1 января 2015 года, указывая, что 14 апреля 2015 года Приказом №387 внесены изменения в приказ от 30 апреля 2014 года №557 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». В пункт 1547 Перечня включено административное здание с кадастровым номером 02:55:0205036:47 общей площадью 3341,70 кв.м., расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 59, принадлежащее ООО «Капитал-лизинг» на праве собственности, что подтверждается свидетельством 04АГ355709. Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020536:24 площадью 48473 кв.м., который находит в аренде у заявителя на основании договора долгосрочной аренды земельного участка №М161-11 от 09.09.2011 г. Договором долгосрочной аренды земельного участка №М161-11 от 09.09.2011 г. разрешенное использование земельного участка было определено как «Под производственную базу». Следовательно, здание, принадлежащее на праве собственности ООО «Капитал-лизинг» расположено на земельной участка, вид разрешенного использования которого не подпадает под критерии, установленные подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Ф и пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 г. №141-з), что не позволяет отнести названный объект к административно-деловому или торговому центрам. Включение в пункт 1547 Перечня объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:02536:47, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 59, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №49-з «О налоге на имущества организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.102014 г. №141-з).

В судебном заседании представитель ООО «Капитал-лизинг» Чеботарева А.О. уточненное исковое заявление поддержала, просила признать недействующим пункт 1547 «Уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Приказом №387 от 14.04.2015 «О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 №557 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год» с 1 января 2015 года, указывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здания, определен как под производственную базу, здание не является деловым центром.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан Асадуллин М.Н. заявление не признал и пояснил, что здание используется как административный центр, оснований для исключения его из Перечня не имеется.

Прокурор Замалединова Л.И. полагала, что заявленные ООО «Капитал-лизинг» требования удовлетворению не подлежат, поскольку спорный объект является административным зданием.

Заслушав объяснения представителей ООО «Капитал-лизинг» Чеботаревой А.О., Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан пояснил Асадуллина М.Н., заключение прокурора РБ Замалетдиновой Л.И., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогооблажения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогооблажения для российских организаций являются движимое и недвижимое имущество ( пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогооблажения:

1)административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений),

2)объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, на относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В соответствии с п.2 ст. 378 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогооблажения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них,

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства,

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

На основании п.3 вышеназванной статьи в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое помещение (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1)здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения,

2)здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом :

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Приказом Министра земельных и имущественных отношений

Республики Башкортостан от 14 апреля 2015г. за № 387 внесены изменения в приказ от 30 апреля 2014г. за № 557 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015год согласно приложению, в котором под пунктом 1547 стоимость нежилого строения с кадастровым номером 02:55:020536:47, находящегося по адресу г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 5 (принадлежащего на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права 04АГ355709 от 24 августа 2011г. Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал-лизинг») определена в 93 138 557,45 руб. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020536:24 площадью 48473 кв.м. по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 59, который находится в аренде у заявителя на основании договора долгосрочной аренды земельного участка №М161-11 от 09.09.2011 г. с разрешенным использованием земельного участка «Под производственную базу» (л.д.15).

Суд с учетом требований приведенных выше правовых норм находит, что обжалуемый пункт 1547 перечня вышеуказанного приказа размещен на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, принят министром земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах своих полномочий, и не противоречит нормам федерального и республиканского законодательства.

Согласно кадастровому и техническому паспортам (л.д.152-153 и 154-157) вышеназванное строение состоит из четырех этажей с общей площадью 3343,2 кв.м. и имеет наименование - административное здание. Актом обследования объекта от 22 мая 2015г. установлено, что первый этаж имеет площадь 767,5 кв.м., из них кабинеты занимают 124,2 кв.м., второй этаж имеет площадь 762,7 кв.м., из них кабинеты занимают 357, кв.м., третий этаж имеет площадь 744,8 кв.м., из них кабинеты занимают 559, 7 кв.м., четвертый этаж имеет площадь 784,1 кв.м., из них кабинеты занимают 599 кв.м. На указанных площадях размещаются офисы торговых, торгово-сервисных компаний, интернет-магазинов, а также организация, осуществляющая общественное питание, т.е. площадь, занимаемая организациями составляет более 50%. Отраженные в указанном акте сведения сторонами признаны, как соответствующие действительности. С учетом изложенного суд полагает, что фактическое использование здания не соответствует разрешенному использованию земельного участка под производственную базу, здание фактически используется для размещения офисов торговых, торгово-сервисных компаний, интернет-магазинов, а также организации, осуществляющей общественное питание.

С учетом анализа приведенных выше правовых норм суд полагает, что включение в пункт 1547 Перечня объекта с кадастровым номером 02:55:020536:47, находящегося по адресу г. Уфа, ул. Сельская Богородская, 5, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003г. 43-з «О налоге на имущество организаций» ( в редакции от 30.10.2014г.). При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не находит.

То обстоятельство что вышеприведенное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «Под производственную базу» не может повлечь удовлетворение заявленных требований, поскольку на указанном земельном участке находятся нежилые помещения, более 50% которых в соответствии с кадастровым паспортам не используются в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка «Под производственную базу», а используются, как указано выше и не отрицается самим заявителем, для размещения офисов торговых, торгово-сервисных компаний, интернет-магазинов, а также организации, осуществляющей общественное питание. Таким образом, собственник, избрав возможность использования нежилых помещений не в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, принял на себя бремя несения негативных и неблагоприятных последствий в виде определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, установленных вышеназванным приказом.

Руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Капитал-лизинг» о признании недействующим пункта 1547 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Приказом министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года №387 «О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года №557 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Х. Осетрова