НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 05.04.2017 № 21-421/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 05 апреля 2017 года

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Искужиной Г.Р.,

с участием ФИО1. – представителя заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18,

в отсутствие ФИО2. – должностного лица, привлеченного к административной ответственности,

защитника ФИО3.,

ФИО18 – заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан,

извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18 на решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года, которым:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18 №... от 21 октября 2016 года о привлечении генерального директора Акционерного общества «...» ФИО4 к административной ответственности по статье 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18 №... от 21 октября 2016 года генеральный директор Акционерного общества «...» (далее – АО «...», общество) ФИО5. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за несоблюдение требований пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», выразившееся в том, что полученные АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета бюджетные средства размещены ФИО6. по договору №... от 12 мая 2015 года платежным поручением №... от 13 мая 2015 года за его подписью с расчетного счета №... АО «...» в сумме ... рублей на ... календарных дня на банковском депозите в ... филиале ПАО «...», полученные дополнительные доходы в учете АО «...» отражены как внереализационные собственные доходы.

Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18 №... от 21 октября 2016 года, защитник ФИО7 - ФИО8., действующая на основании доверенности, обжаловала его в суд, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО9. состава административного правонарушения. Указывается, что условиями договоров и соглашений, действующими нормами закона не установлен запрет на размещение средств выделенных юридическим лицам в рамках статьи 80 Бюджетного кодекса РФ на депозитах кредитных организаций. Договоры от 25 декабря 2013 года, от 25 ноября 2014 года, от 08 декабря 2015 года не предусматривают единовременного освоения бюджетных инвестиций, направленных в качестве взноса в уставной капитал АО «...» в целях реконструкции производства .... АО «...» не является участником бюджетного процесса. С момента передачи акций АО «...» государству в лице его представительного органа бюджетные средства, переданные в качестве взноса в уставной капитал общества, становятся средствами акционерного общества и не участвуют в процессе исполнения бюджета. До 01 апреля 2016 года законодательно не было установлено запрета на размещение указанных средств на счетах кредитных организаций на депозитах.

Судьей Салаватского городского суда Республики Башкортостан принято указанное обжалуемое решение от 28 декабря 2016 года.

Не соглашаясь с решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года, в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой обратилась заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18, предлагая его отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая, что выводы суда основаны на неправильном толковании закона.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ФИО18 – ФИО10., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от дата 2016 года №... «О назначении выездной проверки», проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО «...» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции ....

В ходе проверки установлен факт размещения АО «...» на банковском депозите денежных средств в размере ... рублей из средств федерального бюджета, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций №... от 25 ноября 2014 года, и средств, полученных в качестве процентов по соответствующим договорам банковского депозита, которые перечислены АО «...» в ... филиал ПАО «...» на депозитный счет.

Размещение средств федерального бюджета произведено по договору №... от 12 мая 2015 года платежным поручением №... от 13 мая 2015 года с расчетного счета №... АО «...» на сумму ... рублей сроком на ... календарных дня.

На указанном договоре срочного депозита значится подпись генерального директора АО «...» ФИО11

На платежном поручении на размещение денежных средств в депозит №... от 12 мая 2015 года имеется отметка, что электронный документ принят по системе дистанционного банковского обслуживания, подписан электронной подписью, а также имеется отметка банка, что указанное поручение банком исполнено 13 мая 2015 года.

В соответствии с приказом АО «...» о вступлении в должность генерального директора от 01 ноября 2012 года №...ФИО12 вступил в должность генерального директора АО «...» с 01 ноября 2012 года, с ним заключен трудовой договор 31 октября 2012 года №... по 30 октября 2017 года.

В соответствии с пунктом 1.7 трудового договора генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «...».

В соответствии с пунктом 2.1 трудового договора генеральный директор в соответствии с действующим законодательством и Уставом АО «...» организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и составления отчетности АО «...», выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его текущей деятельности.

Должностное лицо Управления, привлекая ФИО13. к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ, исходит из того, что предоставленные Российской Федерацией на основании договоров между главным распорядителем средств федерального бюджета – Минэнерго, Федерального космического агентства (далее - Роскосмос) и АО «...», заключенных в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, предоставленными на реконструкцию производства ... в 2013 году, в силу чего АО «...» является фактически получателем бюджетных средств и исполнителем федерального бюджета, использовало их и отчитывалось за них, размещением целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете нарушены требования пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Судья первой инстанции, отменяя постановление должностного лица Управления о назначении наказания и прекращая производство по делу в отношении ФИО14. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения в обоснование указал, что АО «...» не является участником бюджетного процесса и не участвует в процессе исполнения бюджета, до 01 апреля 2016 года законодательно не был установлен запрет на размещение указанных бюджетных средств на счетах кредитных организаций, в связи с чем руководитель общества не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 КоАП РФ, за несоблюдение положений статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

С таким выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя в виду следующего.

Статьей 15.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

Запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах установлен пунктом 1 статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действующего на момент правонарушения, согласно которому размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными частью 1 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства), осуществляются при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

В соответствии с федеральными законами от 03 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 02 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» АО «...» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго) по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 25 декабря 2013 года №...; в лице Роскосмос по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25 ноября 2014 года №... и от 08 декабря 2015 года №... в виде бюджетных инвестиций всего на сумму ... рублей, из них 1-й транш поступил 27 декабря 2013 года на сумму ... рублей, 2-й транш поступил 09 декабря 2014 года на сумму ... рублей, 3-й транш поступил 28 декабря 2015 года на сумму ... рублей (далее - договоры).

Договоры заключены в соответствии со статьей 80 БК РФ.

Предметом договоров, в том числе договора от 25 ноября 2014 года №..., является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «...» бюджетных инвестиций на условиях, установленных указанными договорами, бюджетные инвестиции, предоставленные АО «...», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - реализацию инвестиционного проекта «...».

Пунктом 1 статьи 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минэнерго и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ... в 2013 году.

Роскосмос и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключали в 2014 и 2015 годах ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ....

Так, по соглашению от 27 ноября 2014 года №... (далее - Соглашение) предметом соглашения является осуществление совместных действий Минэнерго и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ... в соответствии с приложением № 1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 1.1 Соглашения).

Приложением № 1 к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства ..., финансируемых в 2014-2016 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме ... рублей.

Согласно подпункту 2.2.4 Соглашения, АО «...» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 941, а также в соответствии с условиями Соглашений и Договора, АО «...» предоставляет в Минэнерго, Роскосмос отчетность об использовании бюджетных инвестиций.

В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:

целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);

порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.

В силу статьи 6 БК РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В соответствии со статьей 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований.

При этом согласно части 2 статьи 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

В силу статьи 80 БК РФ АО «...» является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашениям, заключенным с главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции – Минэнерго, Роскосмосом.

В силу статьи 152 БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса.

Об участии АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «...» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.

В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2013 году от 25 декабря 2013 года №... и Соглашении от 23 декабря 2013 года №..., Соглашении от 27 ноября 2014 года №... о предоставлении бюджетных АО «...» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.

Вывод судьи первой инстанции о том, что руководитель АО «...» не является субъектом ответственности за вмененное правонарушение, противоречит закону.

Также ошибочен вывод судьи первой инстанции о том, что до 01 апреля 2016 года законодательно не был установлен запрет на размещение бюджетных средств на счетах кредитных организаций на депозитах, а также в иных финансовых инструментах.

Таким образом, при настоящем пересмотре дела судьей второй инстанции установлена неправильность вывода судьи первой инстанции об отсутствии в действиях ФИО15. состава административного правонарушения, что влечет отмену решения судьи первой инстанции.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент второго судебного пересмотра дела, обстоятельства которого имели место 13 мая 2015 года, не истек.

При новом рассмотрении дела следует проверить законность и обоснованность постановления должностного лица Управления о назначении наказания, дать оценку доводам ФИО16. о невиновности, проверить соблюдение процедуры рассмотрения дела без участия ФИО17., являются ли надлежащими извещения, направленные ему по месту жительства и работы о дате рассмотрения дела 21 октября 2016 года, после чего принять мотивированное решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО18 удовлетворить.

Решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Салимов И.М.

дело №...