НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 03.03.2021 № 21-258/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-258/2021

г. Уфа 3 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нурисламова А.Х. на постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 4 сентября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан Нурисламовой А.Х.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан (КРУ МФ РБ) Олговской Ю.В. от 4 сентября 2020 года по делу № АГЗ/20-103 (далее Постановление), оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года, должностное лицо - начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (ГКУ УКС РБ) Нурисламова А.Х. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушения должностным лицом заказчика срока оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, Нурисламова А.Х. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просит постановленные по делу акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что просрочка оплаты по контрактам ее действиями не обусловлена, так как организация оплаты товаров, работ, услуг по контрактам входит в функции нескольких отделов ГКУ УКС РБ, в частности, отдел комплектации осуществляет приемку поставленного товара и передает в отдел бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля товарно-сопроводительную документацию (счета-фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные акты, акты приема-передачи) для оплаты (п. 4.7., п.п. «б» п. 6.1.1 Положения об отделе комплектации), отдел бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля на основании представленных другими отделами первичных учетных документов осуществляет кассовые расходы по оплате контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Для этих целей отдел сканирует документацию (контракты, акты выполненных работ, КС-2, КС-3, товарные накладные, акты приема-передачи и т.д.), формирует и подписывает заявки в Управление казначейства Минфина РБ и (или) Управление Федерального казначейства по РБ на кассовый расход для их дальнейшей оплаты, получает из казначейских органов документы об оплате контрактов (п. 4.11. Положения об отделе бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля). Исходя из установленного порядка взаимодействия отдел бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля направляет заявку на оплату только после того, как соответствующие отделы произведут приемку товара, работ, услуг и предоставят первичные учетные документы (товарные накладные, акты выполненных работ, КС-2, КС-3, акты оказания услуг), подписанные обеими сторонами контракта и надлежаще оформленные. Выявленная КРУ МФ РБ просрочка оплаты по контрактам возникла в связи с тем, что отдел комплектации несвоевременно представил товарные накладные, универсальные передаточные документы в отдел бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля. После получения от отдела комплектации надлежаще оформленных первичных документов отдел бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля своевременно подготовил документы и направил заявки на кассовый расход с отсканированными документами в казначейский орган. Контрольный орган в Постановлении указал на вину должностного лица со ссылкой на положения должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля (п.п.2.7, 2.26 Должностной инструкции), между тем, п.2.7 установлена обязанность обеспечивать проведение кассовых расходов по контрактам, все действия по проведению кассовых расходов ею выполнены; п.2.26 должностной инструкции для правильного разрешения дела значения не имеет, так как этот пункт устанавливает ее обязанность принимать меры по совершенствованию бухгалтерского учета, укреплению финансовой и кассовой дисциплины в отделе, которой она руководит. Неисполнение обязанностей, которые должностной инструкцией и трудовым договором не предусмотрены, не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Выслушав Нурисламову А.Х., ее защитника Инсапову В.З., поддержавших доводы жалобы, представителя КРУ МФ РБ Талипову Р.А., просившую в удовлетворении жалобы отказать, допросив свидетеля ФИО6, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, нахожу постановление начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан (КРУ МФ РБ) Олговской Ю.В. от 4 сентября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению по следующим основаниям.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения Нурисламовой А.Х. к административной ответственности послужило то, что в ходе проведения проверки от 24 декабря 2019 года установлено, что Нурисламова А.Х., являясь должностным лицом, допустила просрочку сроков оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд, в рамках реализации проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».

Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя кроме прочего оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Проверкой установлено, что ГКУ УКС РБ нарушены сроки оплаты по 26 контрактам: №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... отдата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата, №... от дата, №..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№....

Ответственным должностным лицом за нарушения сроков оплаты является Нурисламова А.Х.

Согласно статье 38 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие закупки, создают контрактные службы либо назначают должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта - контрактного управляющего.

Частью 4 статьи 38 Закона о контрактной системе обозначены функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Приказом ГКУ УКС РБ от 24 декабря 2013 года № 110/у-п функции и полномочия по организации оплаты поставленного товара, выполненной работы (оказанной услуги) не возложены на конкретного члена контрактной службы учреждения.

Проверкой установлено, что в состав контрактной службы ГКУ УКС РБ включена главный бухгалтер учреждения Нурисламова А.Х.

На основании представленных Нурисламовой А.Х. сведений и документов установлено, что нарушение сроков оплаты государственных контрактов обусловлено ненадлежащим оформлением поставщиками сопроводительных документов (счетов-фактур, счетов, товарных накладных, универсальных передаточных документов, актов приёма-передачи товарно-материальных ценностей). Переоформление документов повлекло временные затраты.

Вопреки доводам заявителя об отсутствии вины в нарушении сроков оплаты, учреждением не представлены документы и сведения, подтверждающие факт направления первичных документов, необходимых для оплаты государственных контрактов, для исправления недочетов поставщикам (исполнителям), их получение поставщиками (исполнителями), возврат Учреждению исправленных первичных документов.

В связи с чем, вина Нурисламовой А.Х. является доказанной, что подтверждается актом проверки №16 от 24.12.2019 года

На основании приказа № 100-ок от 28.05.2012 Нурисламова А.Х. является начальником отдела - главным бухгалтером Учреждения.

В соответствии с пунктами 2.7, 2.26 должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета, отчётности и финансового контроля учреждения, на начальника отдела бухгалтерского учета, отчётности и финансового контроля возложены должностные обязанности по обеспечению и кассовых расходов по государственным контрактам, договорам; разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на укрепление финансовой и кассовой дисциплины. Следовательно, Нурисламова А.Х. является субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, Постановление и судебный акт нельзя считать законными и обоснованными.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 2.7 должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета, отчётности и финансового контроля – главного бухгалтера (далее – должностная инструкция) (т.1,л.д.99-107) установлена обязанность Нурисламовой А.Х. обеспечивать проведение кассовых расходов по контрактам. Данных о том, что действия по проведению кассовых расходов ею не выполнены, материалы дела не содержат; п. 2.26 должностной инструкции устанавливает обязанность Нурисламовой А.Х. принимать меры по совершенствованию бухгалтерского учета, укреплению финансовой и кассовой дисциплины в отделе, которой она руководит.

В соответствии с п.п. «б» п.6.1.1. положения об отделе комплектации (л.д.54) отдел комплектации взаимодействует с отделом бухгалтерского учета, отчётности и финансового контроля по вопросу предоставления товарно-сопроводительной документации (счетов-фактур, счетов, товарных накладных, универсальных передаточных документов, актов приёма-передачи товарно-материальных ценностей).

Свидетель ФИО6, начальник отдела комплектации ГКУ УКС РБ в суде апелляционной инстанции показал, что в случаях просрочек в предоставлении в бухгалтерию товарно-сопроводительной документации, которые обычно возникали по вине поставщиков, те неоднократно дорабатывали документацию, в бухгалтерию передавали документацию по служебной записке с просьбой принять к учету и оплате.

Из служебных записок начальника отдела комплектации ФИО6 (л.д.105-139) следует, что в проверяемый период с 30 августа по 13 декабря 2019 года по служебным запискам в отдел бухгалтерского учета переданы просроченные товарно-сопроводительные документации по 35 государственным контрактам, в том числе по которым просрочка оплаты вменяется в вину должностного лица Нурисламовой А.Х.

Согласно таблице (л.д.103,104) сроки оплаты по контрактам после получения первичных документов по служебной записке отделом бухгалтерского учета не нарушены.

Следовательно, оснований полагать, что должностное лицо Нурисламова А.Х. нарушила сроки оплаты по 26 контрактам, не имеется. Состав вмененного заявителю административного правонарушения отсутствует. Неисполнение обязанностей, которые должностной инструкцией и трудовым договором не предусмотрены, не может служить основанием для привлечения должностного лица к ответственности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Изложенное с учетом приведенных выше правовых норм исключает наличие в действиях Нурисламовой А.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и является основанием для освобождения ее от административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 4 сентября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан Нурисламовой А.Х. подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

жалобу Нурисламова А.Х. удовлетворить.

Постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 4 сентября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан Нурисламовой А.Х. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

Справка:

федеральный судья Шафикова Е.С.