НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 01.02.2017 № 21-127/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №33А-21/127/2017

г. Уфа 01 февраля 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по адресФИО5 на решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по адресФИО5№... от дата, вынесенное в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «...» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.12 КоАП РФ, отменено, производство по делу по данному делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по адресФИО5№... от дата должностное лицо – генеральный директор акционерного общества «...» (далее - АО «...», Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Судьей Салаватского городского суда РБ по жалобе защитника генерального директора АО «...» ФИО1ФИО4 принято вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по адресФИО5 подала жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая его отменить. В обоснование указывает, что судом при вынесении решения неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, АО ...» участвовало в процессе исполнения федерального бюджета, в связи с чем обязано соблюдать требования п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации о недопущении размещения бюджетных средств на банковских депозитах и получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по адресФИО6 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Защитник генерального директора АО ...» ФИО1 – адвокат ФИО7 в судебном заседании жалобу обоснованной не признал.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Пунктами 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

...

Предметом указанных договоров, в том числе договора от дата№..., является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «...» бюджетных инвестиций на условиях, установленными договорами.

Из договора от дата следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «...», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами РФ, направлены на достижение одной цели - на реализацию инвестиционного проекта «... «ФИО2».

...

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «...» ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда свои выводы обосновала тем, что АО «...» в соответствии с Приказом Минфина России от дата№...Н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» не является участником бюджетного процесса и не участвует в процессах исполнения бюджета, в связи с чем его руководитель не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.12 КоАП РФ и привлекаться к административной ответственности за несоблюдение положений ст. 236 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 15.15.12 КоАП РФ нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии п. 1 ст. 236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Статья 236 БК РФ устанавливает общее правило о неправомерности размещения бюджетных средств на банковских депозитах, получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах. Указанная статья БК РФ предусматривает строго определенные исключения из общего правила.

...

Договоры заключены в соответствии со статьей 80 БК РФ.

Предметом договоров, в том числе договора от дата№..., является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «...» бюджетных инвестиций на условиях, установленными указанными договорами.

Из договора от дата№... следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «...», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - на реализацию инвестиционного проекта «... «ФИО2».

Так, согласно п. 2.5 договора условиями предоставления АО «...» бюджетных инвестиций являются денежные средства, полученные АО «...» в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО «...» на финансирование реконструкции производства, которая производится в соответствии с соглашением о предоставлении в 2013 году средств федерального бюджета на реализацию проекта реконструкции производства специального ракетного топлива, заключаемым между Минэнерго и АО «...».

Пунктом 1 статьи 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минэнерго и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства в 2013 году.

Роскосмос и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключали в 2014 и 2015 годах ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства.Так, по соглашению от дата№....№... предметом соглашения является осуществление совместных действий ... и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в соответствии с приложением №... к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ... в сумме не более 1 300 000 000 рублей (п. 1.1 Соглашения). Приложением №... к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, финансируемых в 2014-2015 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме 1 300 000 000 рублей.

Согласно подпункту 2.2.2 Соглашения АО «...» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с п. 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение Соглашения стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в случае неисполнения Обществом принятых на себя обязательство по Соглашению, Минэнерго имеет право расторгнуть его, предупредив об этом Общество не позднее, чем за 30 (тридцать) рабочих дней до даты его расторжения (раздел 3 Соглашения).

В соответствии с подпунктом в п. 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., а также в соответствии с подп. 2.2.4 Соглашения, с подп. дата Договора АО «...» предоставляет в Минэнерго отчетность об использовании бюджетных инвестиций.

В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от дата№... «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:

целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);

порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.

Бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

В соответствии со ст. 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований. При этом согласно ч. 2. ст. 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, предусмотренных ст. 28 БК РФ, в том числе на принципе адресности и целевого

характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

АО «...» в силу ст. 80 БК РФ фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции - Минэнерго.

Таким образом, АО «...» принимало участие в процессе исполнения федерального бюджета, потому как использовало бюджетные средства, в установленном порядке отчитывалось об использовании бюджетных инвестиций главному распорядителю средств федерального бюджета - Роскосмосу, в том числе за 2015 год.

Об участии АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование п. 5 ст. 15 Федерального закона от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «...» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.

В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2013 году от дата№... и Соглашении от дата№....№... о предоставлении бюджетных АО «...» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещать бюджетные средства в банковские депозиты Российской Федерацией разрешено только Федеральному казначейству.

Положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также заключенные в соответствии с ними Договор и Соглашение определяют, что полученные АО «...» бюджетные инвестиции, указанные в акте выездной проверки от дата, являлись целевыми адресными бюджетными средствами, должны были использоваться только по целевому назначению - на реконструкцию производства.

Пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от дата№... «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлен порядок проведения операций с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными частью 1 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

При этом в пп. «г» указанного пункта указано, что санкционирование расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляется в соответствии с утвержденными федеральными органами исполнительной власти, указанными в подпункте «а» настоящего пункта, сведениями об операциях с целевыми средствами, предоставленными в Федеральное казначейство юридическим лицом и учитывающими соблюдение условий и достижение целей, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, который должен содержать в том числе условие о запрете перечисления средств юридических лиц, поступивших на счета, указанные в подпункте «а» настоящего пункта в том числе на счета, открытые юридическому лицу в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов юридических лиц в иностранной валюте, расходов на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения), на счета, открытые юридическому лицу в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов юридических лиц в иностранной валюте, расходов на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения); в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, если положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность перечисления целевых средств иным юридическим лицам; в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

В связи с вышеизложенным, выводы суда первой инстанции о том, что субъектом данного правонарушения являются только участники бюджетного процесса, указанные в ст.152 БК РФ, и что до дата запрет на размещение вышеуказанных денежных средств на счетах кредитных организаций на депозитах законодательством не был установлен, является неверным.

При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда незаконным, вынесенным с нарушением требованием статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оно подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с возвращением дела на новое рассмотрение, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по адресФИО5 удовлетворить.

Решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

справка: судья Масагутова А.Р.