Дело №3а-41/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2022 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Казаниной Т.А.,
с участием прокурора – Костерина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2021 года №34/8 (в редакциях приказов от 18.04.2022 №12/1; от 20.06.2022 №15/1; от 30.06.2022 №17/1; от 20.07.2022 №18/1) «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай на 2022 год» в части пункта II.7.2.3 таблицы приложения №2, устанавливающей стандартизированную тарифную ставку С7.2.3. за строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 в размере 33381,28 руб./кВт без НДС (для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам),
УСТАНОВИЛ:
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 22.12.2021 № 34/8, опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 24.12.2021 установлены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам согласно приложению № 2.
18.04.2022 в Приложение №2 данного приказа Комитетом по тарифам Республики Алтай внесены изменения, устанавливающие стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, путем издания Приказа № 12/1 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 22 декабря 2021 г. № 34/8», опубликованного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных порталах Республики Алтай - http://www.altai-republic.ru, 19.04.2022 и pravo.gov.ru, 20.04.2022.
В настоящее время Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 22.12.2021 № 34/8 действует в редакции от 20.07.2022.
Стандартизированная тарифная ставка С7.2.3. установлена Комитетом по тарифам Республики Алтай дополнительно в рамках рассмотрения заявления ПАО «Россети Сибирь» от 02.03.2022 №1.11/01/131 об установлении платы по индивидуальному проекту для заявителя ООО «ВК «Манжерок» с целью применения при расчете платы по индивидуальному проекту для заявителя ООО «ВК «Манжерок».
Публичное акционерно общество «Россети Сибирь» (далее ПАО Россети Сибирь», являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай, обратилось в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением, уточненным в процессе рассмотрения дела по существу, о признании недействующим Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2021 года №34/8 в части пункта II.7.2.3 таблицы приложения №2, устанавливающей стандартизированную тарифную ставку С7.2.3. за строительство двух трансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 в размере 33381,28 руб./кВт без НДС для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам.
В обоснование заявленных требований Общество указало на несоответствие оспариваемого в части нормативного акта п.1 ст.6, ч.2 ст.23, абз. 5 ч.2 ст.23.2 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике), п.27 Методических указаний №1135/17. По мнению общества, установленная тарифным органом стандартизированная тарифная ставка определена без учета полного перечня расходов, необходимых для строительства ПС 110/10 кВ с установкой двух трансформаторов, мощностью 16 МВа. В том числе, не произведено двукратное увеличение стоимости всех видов работ (строительно-монтажных, проектно-изыскательских, пусконаладочных работ и прочих затрат) согласно проекта-аналога по строительству ПС 110/10 кВ с одним трансформатором мощностью 16 МВА. Согласно протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай №12 от 18.04.2022г. в два раза увеличена только стоимость оборудования. Кроме того, для расчета стоимости пусконаладочных работ был применен индекс из отраслевой нормативной базы ОАО «РЖД» в размере 19,79, не подлежащий применению к ПАО «Россети Сибирь». В соответствии с письмом Минстроя России от 28.08.2020 №34144-ИФ/09 «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, величине прогнозных индексов сметной стоимости проектных и изыскательских работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также величине прогнозных индексов изменения стоимости оборудования» (Приложение №13). Применение при определении сметной стоимости пуско-наладочных работ индекса, не соответствующего отраслевым нормативам, не обеспечивает покрытие расходов на строительство подстанции. По расчету ПАО «Россети Сибирь» стандартизированная тарифная ставка С7.2.3. за строительство двух трансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 должна рассчитываться от экономически обоснованной стоимости строительства в размере 664725280,00 руб. (664725280,00/15000 кВт = 44315,019 руб./кВт. Ссылаясь на п.1 ст.6, ч.2 ст.23 Закона об электроэнергетике административный истец указывает, что тарифное регулирование должно покрывать расходы регулируемой организации на осуществляемую деятельность. Однако, размер оспариваемой тарифной ставки ниже экономически обоснованной величины расходов на строительство подстанции, что не обеспечивает компенсации расходов на осуществление технологического присоединения и влечет нарушение прав ПАО «Россети Сибирь». В связи с чем, у сетевой организации отсутствует механизм компенсации расходов на строительство двухтрасформаторной подстанции в размере 164006060,00 тыс. руб., кроме как посредством получения платы по договору об осуществлении технологического присоединения с ООО «ВК «Манжерок». Ссылаясь на положения п.4 ст.216 КАС РФ, п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», административный истец считает необходимым предусмотреть при вынесении решения возложение на административного ответчика обязанности принять новый нормативно-правовой акт, заменяющий оспариваемый нормативный акт, поскольку его признание недействующим может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов как административного истца, так и смежных территориальных сетевых организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, и неопределенного круга лиц вследствие недостаточной правовой урегулированности правоотношений.
Относительно доводов, изложенных в административном исковом заявлении, Комитетом по тарифам Республики Алтай представлены возражения. Где указано, что расчет стоимости строительства подстанции с двумя трансформаторами мощностью 16 МВА по проекту аналогу произведен путем удвоения стоимости по всем графам сводного сметного расчета на сумму 664725 млн.руб. и не подтверждается перерасчетом локальных сметных расчетов. Также было представлено коммерческое предложение на строительство ПС 110/10 кВ от ООО «Красноярский энергомеханический завод» на сумму 658917 млн. руб. без НДС. Расчет стоимости ПС 110/10 с задвоение всех затрат по объекту-аналогу дублирует стоимость коммерческого предложения от ООО «Красноярский энергомеханический завод». В рамках проверки обоснованности стоимости строительства подстанции по сводно-сметному расчету объекта-аналога, экспертами произведена корректировка расчета, путем исключения удвоения затрат на строительно-монтажные, пусконаладочные, проектные, и прочие работы, поскольку все работы выполняются вне зависимости от количества трансформаторов и не должны вычисляться простым арифметическим удвоением. Сметным нормированием возможность удвоения всех статей затрат не предусмотрена.
В письменном мнении по делу, представленном ООО «ВК «Манжерок», привлеченном к участию в деле в качестве заинтересованного лица, выражена позиция о том, что вопрос об удовлетворении иска ими оставляется на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» - Хамитова Т.С. поддержала административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске и его уточнениях.
Представитель административного ответчика - Комитета по тарифам Республики Алтай Юркина Н.Ю., полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.
Представитель заинтересованного лица - ООО «ВК «Манжерок» - Близнюк А.А. вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалистов Фефеловой Г.А., Шадриной Л.Н., Бессонова С.А., заключение прокурора Костерина В.В., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы для территориальных сетевых организаций, входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Комитет по тарифам Республики Алтай является уполномоченным органом исполнительной власти на территории названного региона в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику, в том числе по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в соответствии с пунктами 2, 10 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57.
Судом установлено, что Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 22.12.2021 № 34/8 принят тарифным органом в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай (утверждено постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 года №57), с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с пунктом 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай.
Данное обстоятельство установлено судом на основании протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 18 апреля 2022 года №12, регламента работы, утвержденного приказом от 21 марта 2017 года №8-ВД, приказов Комитета по тарифам Республики Алтай, которыми сформирован состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай.
Правомочность органа, принявшего приказ, а также соблюдение установленных законом правил введения его в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Из материалов административного дела следует, что 02 марта 2022 года ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» являясь территориальной сетевой организацией, обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением о расчете ставок за технологическое присоединение ООО «ВК «Манжерок» к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» ввиду отсутствия в действующем приказе от 22.12.2021 №34/8 утвержденных тарифных ставок, учитывающих затраты сетевой организации на выполнение мероприятий по строительству ПС 110 кВ и строительство ВЛ 110 кВ, АС 120мм2 для территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, предоставив сведения о расходах на строительство подстанции с установкой двух силовых трансформаторов 110/10 кВ номинальной мощностью 16 МВА рассчитанных с применением данных проекта-аналога «Новое строительство ПС 110/6 кВ Наседкино с одним силовым трансформатором номинальной мощностью 16 МВА». При этом филиалом исходя из необходимости выполнения работ по установке двух трансформаторов мощностью 2х16 МВА согласно технических условий №8000473554 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «ВК «Манжерок» был выполнен укрупненный расчет стоимости строительства путем удвоения стоимости на основании данных проекта-аналога, составивший 664725,280 тыс.руб. с предложением по установлению стандартизированной тарифной ставки С7, i на уровне 44315,019 руб./кВт. Также, были представлены: заключение об отсутствии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» энергопринимающих устройств «Всесезонный курорт «Манжерок»; технические условия на технологическое присоединение с приложением пояснительной схемы присоединения энергопринимающих устройств, проект договора и заявка об осуществлении технологического присоединения, правоустанавливающие документы на земельный участок, перечень устройств противоаварийной автоматики, договор №1/22-ТП-М2 об осуществлении технологического присоединения к объектам ПАО «ФСК ЕЭС».
Комитетом по тарифам Республики Алтай в соответствии с пунктами 8,12,17,22,25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 была проведена экспертиза экономической обоснованности формирования расходов сетевой организации необходимых для исчисления стандартизированной тарифной ставки. При этом из стоимости строительства ПС со ссылкой на п.35 методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр. было исключено удвоение строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, проектно-изыскательских работ и прочих затрат, ввиду необоснованности их проектными решениями, тогда как расходы на оборудование включены в стоимость в двойном размере. Сметная стоимость в базовом уровне цен произведена в соответствии со сводно-сметным расчетом проекта-аналога, исключены непредвиденные затраты в размере 3%, поскольку не были предусмотрены проектной документацией. Индексы изменения сметной стоимости приведены в соответствие на 4 квартал 2021 года. Скорректированы индексы прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с чем, признаны обоснованными расходы на строительство ПС 110 кВ. с установкой силовых трансформаторов 2*16 МВА в размере 500719,22 тыс. руб., по результатам чего принят оспариваемый в части нормативный акт, устанавливающий размер стандартизированной тарифной ставки в 33381,28 руб./км.
Проверяя данный приказ в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «а» и «д»-«ж» пункта 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниям № 1135/17.
На основании пункта 10 названных Методических указаний органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным в пункте 16 (за исключением («подпункта б») Методических указаний, и по мероприятиям, указанным в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия «последней мили»), методом сравнения аналогов в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Согласно пункту 11 Методических указаний № 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили» на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению №1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам.
В плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили» пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
В силу пункта 41 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России № 1135/17 от 29.08.2017, плата за технологическое присоединение для Заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям по индивидуальному проекту, определяется регулирующим органом в соответствии с выданными техническими условиями по формуле (53):
ПТП - Р + Ри + Ртп (тыс. руб.) (53) где:
Р - стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпункта "б") Методических указаний (тыс. руб.) для заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям с соответствующей максимальной мощностью и уровнем напряжения, определяемая но стандартизированным тарифным ставкам, установленным на год в котором устанавливается плата;
Ри - расходы на выполнение мероприятий "последней мили" (подпункт "б" пункта 16 Методических указаний), а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) согласно выданным техническим условиям, определяемые в отношении территориальных сетевых организаций и соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 14 настоящих Методических указаний, а в отношении организации по управлению единой (национальной) общероссийской электрической сетью - по смете, выполненной с применением сметных нормативов;
Ртп - расходы на оплату услуг технологическою присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации.
Расчет стандартизированной тарифной ставки производится по формуле 29, содержащейся в пункте 27 Методических указаний № 1135/17.
Анализируя вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о необоснованном исключении из состава расходов сетевой организации стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектно-изыскательских работ и прочих затрат.
Пунктом 4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике установлена обязанность регулирующего органа установить плату за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Как следует из пунктов 24, 29 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
В случае, если размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту, размер соответствующей платы за технологическое присоединение подлежит определению исходя из технических параметров подключения и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства установленных Приказом Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр.
Пунктами 11, 12. Приказа Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр. установлено, что при отсутствии необходимых для расчета НМЦК показателей НЦС (а также в случае, если для соответствующего показателя НЦС в Отделе 2 соответствующего сборника НЦС отсутствует информация о стоимости устройства фундаментов, и (или) технологического оборудования, и (или) проектных и изыскательских работ, и (или) удельных показателях стоимости строительства здания (сооружения) на 1 м3 и 1 м2, и (или) основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта - представителя) для определенны затрат на выполнение подрядных работ используются стоимостные показатели, принятые по сметной документации, входящей в состав проектной документации объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, конструктивным решениям, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее - стоимостные показатели объектов-аналогов), имеющей заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. При определении НМЦК на основании стоимостных показателей объектов-аналогов используется сметная документация объектов-аналогов, соответствующих критериям, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, утверждаемым в соответствии с частью 4 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Приказа Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр, при определении НМЦК с использованием стоимостных показателей объектов-аналогов, а также с использованием стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов заказчиком выполняется пересчет стоимостных показателей объектов-аналогов или конструктивных решений-аналогов применительно к условиям осуществления строительства планируемого к строительству объекта капитального строительства.
Представленные административным истцом Технические условия по индивидуальному проекту ООО «ВК «Манжерок» с прилагаемой к ним пояснительной схемой присоединения энергопринимающих устройств, а также проект-аналог, с положительным заключением государственной экспертизы содержат перечень необходимых к выполнению работ по строительству подстанции с двумя трансформаторами, в том числе, проектных, изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Указанные расходы являются плановыми и не равнозначны фактическим затратам.
В связи с чем, тарифный орган, полагая представленный сетевой организацией расчет стоимости строительства некорректным, исходя из имеющейся информации об объемах планируемых работ по строительству ПС с двумя силовыми трансформаторами имел возможность произвести самостоятельный перерасчет стоимости строительства на основании Приказа Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр.
При этом, недостаточность представленной ПАО «Россети Сибирь» информации для анализа заявленных к расчету расходов, по мнению тарифного органа, не препятствовала последнему в соответствии с пунктом 19 Правил запросить у сетевой организации необходимую информацию и расчеты, однако указанные полномочия тарифным органом в рамках данного дела не реализовывались.
Из части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями, который обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений.
По мнению суда, административный ответчик не доказал невозможность расчета стоимости строительства подстанции с двумя трансформаторами на основании представленных административным истцом документов.
Включение тарифным органом в стоимость строительства расходов на приобретение оборудования в виде двух силовых трансформаторов с исключением расходов на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство фундамента и прочих строительно-монтажных, пусконаладочных работ в отношении одного из трансформаторов, произведено в отсутствие надлежащего анализа экономической обоснованности всех расходов на строительство подстанции в соответствии с положениями пункта 41 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России № 1135/17 от 29.08.2017, п.27 Методических указаний №1135/17. Такой расчет не учитывает полной стоимости работ, необходимых для установки оборудования, стоимость которого учтена при определении тарифной ставки, что противоречит принципу экономической обоснованности тарифа для регулируемой организации, в связи с чем, формальный подход регулирующего органа к определению размера расходов в названном случае не может быть признан правомерным.
При этом доводы тарифного органа о том, что исключение спорных расходов обосновано возможностью установки двух трансформаторов на одном фундаменте, за счет чего сократятся расходы на ряд проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, суд находит необоснованными. Поскольку, Приказом Минэнеро РФ от 20.06.2003 г. №242 «Об утверждении Правил устройства электроустановок» утверждены «Правила устройства электроустановок. Седьмое издание. Радел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1., 4.2», которые регулируют, в том числе, минимальные расстояния между силовыми трансформаторами. Согласно п.4.2.211 Правил электроустановок, расстояния в свету между открыто установленными трансформаторами определяются технологическими требованиями и должны быть не менее 1,25 м. Кроме того, в главе 4.2. Правил электроустановок установлена необходимость соблюдения установленных норм расстояний до токоведущих частей и иных габаритов, которые должны учитываться в обязательном порядке. Представленная документация по проекту-аналогу отражает все необходимые характеристики трансформатора силового трехфазного мощностью 16 МВА, а также работы, которые следует произвести для установки одного трансформатора. Так как в технических условиях и пояснительной записке по подключению указывается об установке двух трансформаторов, соответственно, подлежат увеличению и расходы на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ и прочие расходы, пропорционально количеству подлежащих установке трансформаторов.
Поскольку, тарифным органом необоснованно исключены расходы, связанные с осуществлением пуско-наладочных работ в отношении одного из трансформаторов, то обстоятельство, что при расчете стоимости этих работ Комитетом по тарифам Республики Алтай был применен неверный индекс, относящийся к отраслевой сметно-нормативной базе ОАО «РЖД» не имеет самостоятельного правового значения.
С учетом того, что отдельные расходы определены административным ответчиком неверно, расчет стандартизированной тарифной ставки для технологического присоединения к электрическим сетям не может быть признан экономически обоснованным, и соответственно, подлежит перерасчету.
Согласно пункта 23 Правил регулирования, экспертное заключение органа регулирования должно содержать обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; расчеты экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат.
Указанные требования органом регулирования не выполнены - нормативное обоснование непринятых сумм в заключение от 18 апреля 2022 года применительно к данной статье отсутствует. Пункт 35 Методики, на который сделана ссылка в заключении в обоснование невозможности простого арифметического удвоения затрат, имеет общий характер и не обосновывает возможности произвольного уменьшения стоимости работ определяемых по плановым расходам на основании проекта-аналога и технических условий, при отсутствии проектно-сметной документации, расходы на составление которой также должны быть учтены при определении размера стандартизированной тарифной ставки. Кроме того, названная методика не содержит норм, исключающих возможность арифметического умножения стоимости аналогичных работ.
Не мотивированы эти выводы и в протоколе заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 18 апреля 2022 года №12.
Учитывая, что Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2021 года №34/8 (в редакциях приказов от 18.04.2022 №12/1; от 20.06.2022 №15/1; от 30.06.2022 №17/1; от 20.07.2022 №18/1) «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай на 2022 год» в части пункта II.7.2.3 таблицы приложения №2, устанавливающей стандартизированную тарифную ставку С7.2.3. за строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 в размере 33381,28 руб./кВт без НДС (для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам) противоречит вышеприведенным положениям законодательства в сфере регулирования тарифов, а также нарушает права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен (тарифов) административный иск подлежит удовлетворению, данный Приказ в вышеназванной части следует признать не действующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.3 п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемые нормативные правовые акты или их часть противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает эти нормативные правовые акты не действующими полностью или в части со дня их принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что указанный нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его частично не действующим с даты вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому он подлежит признанию недействующим с даты принятия.
Согласно положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты принятия настоящего решения суда в газете «Звезда Алтая».
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ.
В силу пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в связи с тем, что нормами КАС РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно представленному в материалы дела платежному поручению №27473 от 13.07.2022 года ПАО «Россети Сибирь» при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, подлежащая взысканию с административного ответчика.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Россети Сибири» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2021 года №34/8 (в редакциях приказов от 18.04.2022 №12/1; от 20.06.2022 №15/1; от 30.06.2022 №17/1; от 20.07.2022 №18/1) «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай на 2022 год» в части пункта II.7.2.3 таблицы приложения №2, устанавливающей стандартизированную тарифную ставку С7.2.3. за строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 в размере 33381,28 руб./кВт без НДС (для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам), удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 29.12.2021 года №34/8 (в редакциях приказов от 18.04.2022 №12/1; от 20.06.2022 №15/1; от 30.06.2022 №17/1; от 20.07.2022 №18/1) «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай на 2022 год» в части пункта II.7.2.3 таблицы приложения №2, устанавливающей стандартизированную тарифную ставку С7.2.3. за строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 10 МВА до 16 МВА включительно напряжением 110/35/(6)10 в размере 33381,28 руб./кВт без НДС (для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам).
Возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.
Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Публичного акционерного общества «Россети Сибири» расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через Верховный суд Республики Алтай в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.