Дело № 3а-55/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
с участием прокурора – Дедина А.С.
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энерго-Алтай» о признании недействующими с момента принятия приложение №2 к Приказу Комитета по тарифам №27/14 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго-Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» и приложение к Приказу Комитета по тарифам №27/15 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго-Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» с возложением обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющие нормативные правовые акты,
УСТАНОВИЛ:
приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27/14 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020 - 2022 годы» (далее – приказ № 27/14) утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго-Алтай» в г. Горно-Алтайск другим теплоснабжающим организациям на 2020 – 2022 годы с календарной разбивкой согласно приложения № 2 к указанному приказу.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27/15 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020 - 2022 годы» (далее – приказ № 27/15) утверждены тарифы на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020 - 2022 годы с календарной разбивкой согласно приложения к указанному приказу.
Данные приказы зарегистрированы в Управлении Минюста РА 17 декабря 2019 года, опубликованы 06 декабря 2019 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru и в газете «Звезда Алтая», является действующим нормативным правовым актом.
Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» (далее –ООО Энерго Алтай, Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением (с учетом ходатайства об уточнении исковых требований) к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующими с момента принятия приложения № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27/14 в части пункта 1 строк 1 и 2, которым установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал и приложения к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27/15 в части пункта 1 строк 1 и 2, которыми установлен компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал, как не соответствующего федеральному законодательству.
В обоснование требований административным истцом указано, что ООО «Энерго Алтай» является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию и горячую воду, вырабатываемые котельной №10 в г. Горно-Алтайске, теплосетевой организации ФИО8. Указанная котельная принадлежит Обществу на праве аренды на основании договора № 3 от 08 октября 2019 года, заключенного с собственником имущества. Административный истец не согласен с размером тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую составляющую тарифа на горячую воду, установленные указанными приказами, поскольку при расчете указанных тарифа и компонента органом тарифного регулирования необоснованно снижен размер неподконтрольных расходов по причине экономически необоснованного расчета арендных платежей в части амортизационных отчислений и непринятия в составе расчета аренды налоговых платежей по налогу на имущество и земельному налогу.
Общество, ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина России от 30 марта 2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», указывает на необоснованное исключение из расчета сумм амортизационных отчислений в размере 1396107,48 руб., налога на имущество в сумме 192992,80 руб., земельного налога в размере 6515,21 руб., вследствие чего административным ответчиком установлен экономически необоснованный размер арендной платы имущества котельной №10.
Представитель Комитета по тарифам Республики Алтай в письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что расчет размера арендной платы исчислен в соответствии с п. 45 Основ ценообразования. При расчете тарифа экспертом принят максимальный срок эксплуатации котельной 15 лет, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Балансовая стоимость котельной №10 принята по данным договора аренды недвижимого имущества в размере 11094,0 тыс. руб. информация, указанная в разрешении на ввод объекта не подкреплена иной документацией и в соответствии с требованиями бухгалтерского учета указанный документ не является источником информации для определения амортизационных отчислений. Информация о первоначальной стоимости объекта, указанная в разрешении на ввод, акте приема-передачи котельной, сметных расчетах не идентична. Бухгалтерская справка не является подтверждением начисления амортизации и остаточной стоимости. По дополнительно представленным документам размер амортизационных отчислений определен в размере 1040733,33 руб. В тарифном деле отсутствуют налоговые декларации по налогу на имущество и земельному налогу, а представленные организацией расчеты по налогу на имущество и земельному налогу не соответствуют действующим на территории г. Горно-Алтайска ставкам в связи с чем затраты на оплату налогов и сборов исключены в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя административного истца Затулякиной М.С., поддержавшей административное исковое заявление, представителя Комитета по тарифам Республики Алтай Юркину Н.Ю. возражавшую против удовлетворения требований, специалиста Тазову Э.К., обсудив доводы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Дедина А.С., полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, Верховный Суд Республики Алтай приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Проанализировав оспариваемые приказы в порядке статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сопоставив их с нормами действующего законодательства, суд считает, что приказы Комитета по тарифам № 27/14 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго-Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» и №27/15 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго-Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» приняты Комитетом по тарифам Республики Алтай в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай (утверждено постановлением Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года №57 «Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»), с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с пунктом 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай.
Данное обстоятельство установлено судом на основании протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27, регламента работы, утвержденного приказом от от 21 марта 2017 года №8-ВД. Приказом и.о. Председателя Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 марта 2018 года № 15-ОД утвержден состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай, в состав которого вносились изменения соответствующими приказами уполномоченного лица от 13 апреля 2018 года №21/1-ОД, от 15 мая 2018 года № 58-ОД, от 31 августа 2018 года № 112-ОД, от 27 ноября 2018 года № 159-ОД, от 30 июля 2019 года № 121-ОД, от 26 ноября 2019 года № 169-ОД, от 29 ноября 2019 года № 173/1-ОД.
Приказы №27/14, № 27/15 от 04 декабря 2019 года зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Алтай, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.altai-republic.ru) и официально опубликованы в газете «Звезда Алтая», в соответствии с требованиями пункта 9 Правил подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, утвержденных Постановлением Правительством Республики Алтай от 19 мая 2011 года №101, ст. 35 Закона Республики Алтай от 05 марта 2008 года № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры и по указанным основаниям не оспариваются.
Оценивая соответствие оспариваемых приказов №27/14, №27/15 на предмет соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Государственное регулирование тарифов сфере теплоснабжения осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
Из материалов дела усматривается, что ООО «Энерго Алтай» осуществляет регулируемую деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) и горячее водоснабжение на основании договора аренды №3 от 08 октября 2019 года в отношении объекта теплоснабжения, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 113/2 (котельная № 10). Тепловую энергию и горячую воду от котельной № 10 в полном объеме приобретает ФИО8.
Таким образом, ООО «Энерго Алтай» осуществляет несколько видов регулируемой деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), горячее водоснабжение.
Как следует из материалов дела, в связи с заключением договора аренды источника теплоснабжения (котельной № 10) 28 октября 2019 года Общество обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию и тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения. Тарифное дело сформировано заявителем комплектом материалов в одном экземпляре.
Приказом Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года №163-ОД открыто дело по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения с применением метода индексации.
Органом регулирования в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от Общества предложения об установлении долгосрочных тарифов на 2020 год на тепловую энергию и горячую воду на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой, согласно протоколу заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 04 декабря 2019 года № 27, приняты решения об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельной № 10 ООО «Энерго Алтай» на 1 полугодие 2020 года в размере 1804,02 руб./Гкал, на 2 полугодие 2020 года – 1804,02 руб./Гкал, на горячую воду, поставляемую Обществом в части компонента на тепловую энергию на 1 полугодие 2020 года 1804,02 руб./Гкал на 2 полугодие 1804,02 руб./Гкал.
Пунктами 3, 4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность).
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 часть 1 статья 9 Закона о теплоснабжении).
Порядок применения указанного метода урегулирован Основами ценообразования. При этом выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В силу положений пунктов 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 – 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Согласно пунктов 57, 62 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. Неподконтрольные расходы включают, в себя в том числе, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 45, 65 настоящего документа.
Как следует из экспертного заключения по материалам, представленным ООО «Энерго Алтай» в составе тарифной заявки, при расчете тарифа методом индексации Комитетом снижены неподконтрольные расходы Общества по статье затрат «арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи» в отношении производственных объектов – здания котельной и здания ГВС, арендуемых по договору №3 от 08 октября 2019 года. Указанные расходы включены экспертным заключением в НВВ организации в размере 1040,73 тыс. руб.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи №3 от 18 сентября 2019 года ФИО10 продало, а ФИО11 приобрело имущественный комплекс котельной № 10 (здание котельной, здание ГВС, земельный участок на котором расположены указанные здания, ограждение, технологическое и прочее оборудование, расположенные внутри и снаружи зданий, внутренние и внешние технологические сети, другие технологические элементы, обслуживающие котельную № 10). Цена приобретения здания котельной составила 10 100 000 руб., здания ГВС – 950 000 руб.
Согласно договору аренды № 3 недвижимого и движимого имущества от 08 октября 2019 года сроком до 31 декабря 2023 года, предметом аренды является здание котельной, здание ГВС, земельный участок на котором расположены указанные здания, ограждение. Технологическое и прочее оборудование, расположенные внутри и снаружи зданий, внутренние и внешние технологические сети, другие технологические элементы, обслуживающие котельную № 10 входят в состав имущества, является его неотъемлемой частью. К указанному договору аренды приложен расчет арендной платы в расчете на год, согласно которому сумма арендной платы за год составляет 2924208,97 руб., в том числе НДС 487368,16 руб., земельный налог 6515,21 руб., налог на имущество 211525,6 руб., амортизационные отчисления 2218800 руб. исходя из балансовой стоимости имущества 11094000 руб.
Комитетом по тарифам арендные платежи Общества по договору № 3 учтены в размере амортизационных отчислений, определенных исходя из максимального срока полезного использования предмета аренды – 15 лет по 6 амортизационной группе, в сумме 1040733,33 руб. в год исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств по состоянию на 28 декабря 2012 года: здания котельной – 14220059,9 руб., здания ГВС – 1390940,11 руб. (14220059,9 руб. + 1390940,11 руб. /15 лет).
При этом в качестве первоначальной стоимости тарифным органом принята стоимость приобретения указанной котельной предыдущим собственником – ФИО10 у ФИО13, исчисленная органом тарифного регулирования на основании сведений, указанных в актах приема-передачи имущества № 1 и № 2 от 08 октября 2019 года от ФИО10ФИО11.
Между тем, такой порядок начисления амортизационных отчислений действующим законодательством не предусмотрен.
Из пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний следует, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н (далее - Методические указания №91н).
Согласно пунктам 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний № 91н).
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
В материалы тарифного дела представлены инвентарные карточки на котельную № 10 расположенную по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 113/2, заполненные и подписанные ФИО11, которые содержат информации о первоначальной стоимости здания котельной и здания ГВС на дату их принятия к бухгалтерскому учету, сроке полезного использования. Согласно инвентарным карточкам ФИО11 принятая к учету первоначальная стоимость здания котельной составляет 10 122 000 руб., первоначальная стоимость здания ГВС 972 000 руб. Указанный размер первоначальной стоимости объектов основных средств также подтверждается приобщенными органом тарифного регулирования по собственной инициативе актами приема-передачи здания № 1 и № 2 от 08 октября 2019 года составленные между ФИО10 и ФИО11, а также договором купли-продажи имущественного комплекса № 3 от 18 сентября 2019 года, заключенным между теми же лицами.
При этом, орган тарифного регулирования, не соглашаясь с расчетом амортизационных отчислений, представленным Обществом, и установив, что ранее котельная №10 использовалась в деятельности других теплоснабжающих организации, в тарифах которых учтены расходы на амортизацию данных основных средств, не установил, тем не менее, ни фактически срок эксплуатации объектов основных средств, ни размер учтенных расходов предыдущих собственников на амортизацию, ни остаточную стоимость объектов основных средств на оставшийся срок полезного использования имущества.
Суд также находит несостоятельными и не подтвержденными материалами дела выводы органа тарифного регулирования об отнесении котельной к шестой амортизационной группе суд.
Срок полезного использования - экономическое понятие - период, когда имущество приносит прибыль. Амортизационные отчисления служат внутренним источником накоплений на цели капитального ремонта имущества.
Основным критерием, по которому объекты основных средств сгруппированы в амортизационные группы, является срок полезного использования, то есть период, в течение которого указанные объекты служат налогоплательщику для достижения им цели своей деятельности.
Из статьи 258 НК РФ следует, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Соответственно, определение амортизационной группы должно производиться исходя из характеристик имущества и норм права. Общество определило срок полезного использования в соответствии со сроком полезного использования большинства входящих в состав котельной, составляющих объектов.
Действующее законодательство относит здания блок-модульных котельных к сборно-разборным, не имеют прочной связи с землей (прочная связь может быть только у фундамента, к которому котельная не прикреплена капитальным образом) (ГОСТ 25957-83).
Согласно «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76» (утв. Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года №944/пр) котельная: Здание (в том числе блок-модульного типа) или комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии (п. 3.1). Котельная блочно-модульная: Отдельно стоящая котельная, состоящая из блоков технологического оборудования, размещенных в строительном модуле (п. 3.2). Таким образом, указанный Свод правил различает котельную и котельную блочно-модульную.
К 5-й группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 года №1 относятся сборно-разборные и передвижные здания (кроме жилых).
При этом, при отнесении к амортизационной группе соответствующего имущества имеет значение именно конструктивные решения, технология возведения, тип постройки, материалы, а не факт получения свидетельства о праве собственности, ввиду изложенного ссылка органа тарифного регулирования на ст. 130 Гражданского кодекса РФ в качестве основания для отнесения котельной к 6 амортизационной группе несостоятельна.
Обществом в материалы тарифного дела в подтверждение своей позиции были представлены акты приема-передачи зданий № 1 и № 2 от 08 октября 2019 года от ФИО10ФИО11, акт приема-передачи модульной газовой котельной № 4 от 31 декабря 2012 года от ФИО13ФИО10, согласно которым указанное имущество отнесено к пятой амортизационной группе, инвентарные карточки ФИО11 на здание котельной и здание ГВС, согласно которых срок полезного использования указанных объектов основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету 08 октября 2019 года составляет 60 месяцев, сводный сметный расчет стоимости установки модульной котельной, смета стоимости строительства модуля ГВС заключение экспертизы промышленной безопасности на здание автоматизированной блочной котельной (г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 113/2), в котором, в том числе, приведены тип постройки, материалы, конструктивные решения.
Оценив указанные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о подтверждении Обществом правомерности отнесения спорного имущества к пятой амортизационной группе.
Ссылку органа тарифного регулирования на отнесение спорных объектов основных средств к шестой амортизационной группе по коду 220.41.20.20.300 суд находит ошибочной, поскольку согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 года №1 к шестой амортизационной группе по указанному коду относятся сооружения топливной промышленности и сооружения электроэнергетики, к которым здание блочно-модульной котельной и здание ГВС не относятся.
Суд также находит необоснованным исключение из экономически обоснованного расчета арендной платы расходов по налогу на имущество организаций и земельного налога со ссылкой на непредставление налоговых деклараций по соответствующим налогам, поскольку имущество было приобретено ФИО11 08 октября 2019 года, и, в силу статей 386, 398 Налогового кодекса РФ, налоговые декларации могли быть представлены налогоплательщиком не ранее истечения налогового периода.
Признавая недостоверными представленные в материалы тарифного дела расчеты соответствующих налогов, органом тарифного регулирования фактически указанные расчеты не проверены, в том числе и в части налоговых ставок.
Ссылку органа тарифного регулирования о возможности учета оспариваемых по настоящему делу расходов в порядке пункта 13 Основ ценообразования в следующем периоде регулирования суд находит несостоятельной, поскольку в данном случае заявленные Обществом расходы по арендной плате признаны органом тарифного регулирования экономически необоснованными, и отказ в удовлетворении заявленных исковых требований по данному основанию в дальнейшем не может повлечь признание этих же расходов экономически обоснованными, но уже как выпадающих доходов в следующих периодах регулирования, тем более при наличии спора о размере первоначальной стоимости имущества и сроках его полезного использования.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Из экспертного заключения по тарифному делу следует, что при проведении экспертизы предложений во внимание экспертами принимались документы и расчеты Общества, представленные до 22 ноября 2019 года.
Тем самым, в нарушение вышеприведенных норм, анализ, проверка и экспертиза предложений Общества об установлении тарифов и материалов, представленных в их обоснование, представленных после 22 ноября 2019 года, тарифным органом не были проведены, в связи с чем оснований для вывода о необоснованности предложений Общества и необходимости корректировки расходов по статье затрат «арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи» у органа регулирования не имелось.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом административном споре тарифный орган без надлежащего обоснования снизил расходы Общества по статье затрат «арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи», включаемые в состав неподконтрольных расходов, расчет НВВ на производство тепловой энергии на 2020 год, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, не может быть признан правильным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части Приказ №27/14 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
Отношения в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно части 5 статьи 31 указанного закона в сфере горячего водоснабжения регулированию подлежит, в том числе тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
На основании ч. 9 ст. 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года в соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, одним из составляющих которого является тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В силу пункта 113 Методических указаний № 1746-э значение компонента на тепловую энергию при использовании одноставочного тарифа на тепловую энергию определяется по формулам:
, (48)
где: - компонент на тепловую энергию, руб./Гкал; - тариф на тепловую энергию, руб./Гкал.
Таким образом, «компонент на тепловую энергию» является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
На основании изложенного, ввиду неверного расчета тарифа на тепловую энергию, также следует признать неверным расчет Комитетом по тарифам Республики Алтай и компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Устанавливая дату, с которой Приказы №27/14 и № 27/15 в оспариваемой части должны быть признаны недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Положения Кодекса административного судопроизводства РФ, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Звезда Алтая».
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу приложение № 2 к Приказу Комитета по тарифам Республики Алтай №27/14 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» в части пункта 1 строк 1 и 2, которыми установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на период с 01.01.2020 года по 30.06.2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал, на период с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу приложение к Приказу Комитета по тарифам Республики Алтай №27/15 от 04 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на 2020-2022 годы» в части пункта 1 строк 1 и 2, которыми установлен компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду, поставляемую газовой котельной ООО «Энерго Алтай» в г. Горно-Алтайске другим теплоснабжающим организациям на период на период с 01.01.2020 года по 30.06.2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал, с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года в размере 1804,02 руб/Гкал.
Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющие нормативные правовые акты в вышеуказанной части в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Алтай» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Чертков