НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 16.08.2017 № 3А-35/17

№ 3а-35/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16 августа 2017 года <адрес>

Верховный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего судьи Шишева Б.А.,

при секретаре Киреевой И.Ю.,

с участием прокурора Яриджалова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-35/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алар» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», в части включения в него объекта недвижимого имущества, расположенного: <адрес>, с кадастровым номером

установил:

приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее- Перечень).

В названный Перечень под номером <данные изъяты> включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Общество с ограниченной ответственностью «Алар» (далее- административный истец, Общество), являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Перечня, в части включения в него объекта недвижимого имущества, расположенного: <адрес> с кадастровым номером (далее- спорный объект недвижимости).

В обоснование заявленного требования административный истец ссылается на то, что включение спорного объекта недвижимости в Перечень не соответствует установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям отнесения его к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

При включении указанного имущества в Перечень не было учтено, что спорный объект недвижимости является производственным помещением и не подпадает под действие пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, включение в Перечень вышеуказанного объекта недвижимости неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении поддержал административное исковое требование, просил его удовлетворить.

Председатель Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Бочарникова И.П. в письме просила рассмотреть настоящее дело без присутствия представителя, при разрешении административного искового заявления полагалась на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Управление Росреестра по РА), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения настоящего дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Рассмотрев доводы административного искового заявления, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Яриджалова А.В., полагавшего требование административного истца обоснованными, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий Перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ).

Законом Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года № 183 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 05.07.2017) на территории Республики Адыгея введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

В соответствии со статьями 84, 86 Конституции Республики Адыгея, статьями 1, 2 Закона Республики Адыгея от 1 октября 1996 года № 24 «О Кабинете министров Республики Адыгея» (в редакции от 16.12.2016) в систему органов исполнительной власти Республики Адыгея входят министерства, комитеты и иные исполнительные органы власти Республики Адыгея во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея – Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Глава Республики Адыгея. Глава Республики Адыгея формирует Кабинет министров Республики Адыгея и руководит его деятельностью.

Кабинет министров Республики Адыгея – коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и обеспечивающий их согласованную деятельность, и в соответствии со своей компетенцией обеспечивает осуществление полномочий государственной власти Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к ведению Республики Адыгея на основе Федеративного договора, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея, федеральных законов и законов Республики Адыгея.

На основе и во исполнение федеральных законов и законов Республики Адыгея, решений Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, указов Президента Российской Федерации и указов Главы Республики Адыгея, постановлений Правительства Российской Федерации, Кабинет министров Республики Адыгея издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 года № 118 (в редакции от 22.09.2016) утверждено Положение о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, согласно которому Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея, а также специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в сфере земельных отношений (п. 1 раздела Положения). В соответствии с возложенными на него задачами Комитет осуществляет функции, в том числе, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций по определению на указанный налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее перечень объектов недвижимого имущества); направлению перечня объектов недвижимого имущества в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея; размещению перечня объектов недвижимого имущества на своем официальном сайте или на Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.п. 45 раздела III Положения). Нормативные правовые акты Комитета, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея (п. 3 раздела IV Положения).

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года № 183 «О налоге на имущество организаций», а также вышеуказанным Положением, Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям ДД.ММ.ГГГГ издан приказ , которым утвержден прилагаемый к нему Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Приказ Комитета Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с требованиями статьи 39 Закона Республики Адыгея от 9 октября 1998 года № 92 «О нормативных и иных правовых актах» (в редакции от 30.07.2014), подпункта 45 раздела III Положения официально опубликован. Перечень размещен на официальном сайте исполнительных органов власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых к его форме. Порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что Обществом не оспаривается.

В Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номером 247 включен спорный объект недвижимого имущества.

Предоставленной в материалы административного дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право собственности Общества на объект недвижимости с кадастровым номером площадью <данные изъяты> квадратных метров, наименование объекта: производственное помещение; назначение объекта: нежилое; расположенного по адресу: <адрес>

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Частью 2 статьи 1.1 вышеназванного Закона установлено, что определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении видов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает <данные изъяты>

Таким образом, отдельной категорией объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются нежилые помещения, если их назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Заявлением от 7 июня 2017 года подтверждается обращение административного истца в комиссию по вопросу исключения объекта недвижимости из Перечня. Письмом Комитета Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Обществу отказано в исключении спорного объекта недвижимости из Перечня.

Указанное свидетельствует о соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, что согласуется с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в редакции от 01.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В рамках проведения подготовки по настоящему административному делу, определением суда от 31 июля 2017 года на административного ответчика возложена обязанность провести мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости с кадастровым номером

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом производственного назначения и складом.

Из изложенного следует, что административным ответчиком при утверждении Перечня необоснованно, без подтверждения его фактического использования, вопреки требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) под номером <данные изъяты> включен спорный объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административным истцом требований.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт распространяет свое действие к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 год, имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд считает необходимым признать его недействующим со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Алар» удовлетворить.

Признать пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим со дня его принятия.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании газете «Советская Адыгея», а также на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республике Адыгея http://www.adygheya.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный cуд Республики Адыгея в Верховный Суд Российской Федерации.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2017 года

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Б.А. Шишев