НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика) от 29.03.2022 № 3А-5/2022

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2022 г. по делу N 3а-5/2022

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Дзыба З.И.,

при секретаре Чочуеве М.А-А.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Станкевич Г.А.,

представителя АО «Недра» Остроуховой Н.Ю.,

представителя Министерства земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики Утельбаевой М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Недра» к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

установил:

АО «Недра» обратилось в суд к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с административным иском, в котором просит признать:

- недействующим пункт N 176 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 № 808, Распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет http://minizo.kchgov.ru 28.12.2018;

- недействующим пункт N 161 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2019 № 774, Распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет http://minizo.kchgov.ru 30.12.2019;

- недействующим пункт N 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 № 848, Распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет http://minizo.kchgov.ru 30.12.2020;

- недействующим пункт N 357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2021 № 785, Распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет http://minizo.kchgov.ru 30.12.2021.

Требования обоснованы тем, что АО «Недра» на праве собственности принадлежит объект недвижимости – часть здания – административное, назначение нежилое общей площадью 798,9 кв.м., расположенное по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207, кадастровая стоимость 3 538 452,04 руб.

АО «Недра» полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости, указанный в вышеперечисленных пунктах Перечней, не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем необоснованно был включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, чем нарушаются права Общества, т.к. оплата налоговых платежей за имущество производится в повышенном размере.

Представитель АО «Недра» Остроухова Н.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что исключение объекта недвижимого имущества из Перечней необходимо для снижения размера налога на имущество организации. Объект недвижимости используется для производственных целей.

Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее Минимущество КЧР) – Утельбаева М.Х. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований АО «Недра», пояснив, что Перечни формируется на основании ежегодно предоставляемого Управлением Росреестра по КЧР перечня объектов недвижимого имущества. Объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, включен в обжалуемые Перечни по признакам подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, так как имеет наименование «административное здание» и используются в целях административного назначения.

В возражениях от 18.02.2022 Министр имущественных и земельных отношений КЧР просил отказать в удовлетворении требований АО «Недра».

Выслушав представителей АО «Недра», Министерства земельных и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, заключение прокурора Станкевич Г.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

На территории Республики в соответствии со статьей 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2016 N 77-РЗ «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 22.10.2008 N 381 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики", Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2015 N 78 "Об утверждении Положения и структуры Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики", Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики осуществляет полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории КЧР и выступает заказчиком работ по определению их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 3.1.57 вышеуказанного Положения, Минимущество КЧР не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике; размещает перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость; Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость,

были утверждены уполномоченным органом - Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. Порядок их опубликования не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет http://minizo.kchgov.ru до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для признания включения здания в Перечень законным суду надлежит установить, что оно либо:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости судом установлено, что в обжалованные истцом Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019-2022 г.г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности административному истцу: часть здания – административное, назначение нежилое общей площадью 798,9 кв.м., расположенное по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207, кадастровая стоимость 3 538 452,04 руб.(л.д.18, 244 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода расположен земельный участок с кадастровым номером 09:07:0021101:2 площадью 53481+\-405 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в пределах которого расположены ряд объектов недвижимости, в том числе с кадастровым номером 09:07:0030105:1207. Данный земельный участок находится в собственности Общества с 20.12.2002 (л.д.18,243 т.1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 09:07:0021101:2, расположенного по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения на них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

В связи с этим для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Из представленных административным истцом документов следует, что АО «Недра» занимается добычей известняков и глин на Восточном участке Джегутинского месторождения цементного сырья, о чем имеется лицензия, срок действия которой установлен до 30.1.2050 (л.д.142 т.1).

На всей территории АО «Недра» установлен пропускной режим, что подтверждается Регламентом по соблюдению пропускного и внутриобъектового режима, утвержденного руководителем департамента по защите ресурсов АО «Недра» 30.08.2021, согласно которого для посещения территории АО «Недра» выдаются постоянные, временные и разовые пропуска, свободный проход запрещен, ввоз\вывоз с территории АО «Недра» материальных ценностей производится по счет накладной, территория охраняется охраной на контрольно-пропускном (проездном) пункте (л.д.128 т.1). Спорное административное здание находится внутри производственного комплекса предприятия и составляет его инфраструктуру.

До Регламента по соблюдению пропускного и внутриобъектового режима, утвержденного руководителем департамента по защите ресурсов АО «Недра» 30.08.2021, действовало Положение по пропускному и внутриобъектовому режимам, утвержденное Генеральным директором АО «Недра».

Из фото, представленного истцом, усматривается въезд на территорию промплощадки Общества, перегороженный шлагбаумом; вход на территорию проходит через проходную.

Исследованием технического паспорта административного здания, назначение нежилое общей площадью 798,9 кв.м., расположенного по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207, установлено, что оно состоит из 3 этажей и подвала, эксплуатируется под кабинеты, в том числе для хранения документации, имеет вспомогательные помещения, необходимые для организации функционирования Общества.

Указанные обстоятельства подтверждаются фото помещений объекта.

Из докладной записки заместителя прокурора межрайонной Усть-Джегутинской прокуратуры от 24.02.2022 следует, что им был осуществлен выезд в АО «Недра». В ходе осмотра установлено, что по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода кадастровый номер 09:07:0030105:1207 находится административное здание, принадлежащее АО «Недра», состоящее из трех этажей, в котором имеется всего 47 помещений (15 кабинетов), все помещения используются для размещения собственных служб АО «Недра». Фактов передачи в аренду нежилого помещения юридическим или иным лицам не установлено.

Таким образом, установлено, что административное здание с кадастровым номером 09:07:0030105:1207 расположено на землях промышленности и используется для обеспечения нужд работников АО «Недра».

Согласно информации, полученной по запросу суда из Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР от 11.03.2022, в ЕГРН отсутствуют сведения о действующих договорах аренды нежилого помещения – части здания общей площадью 798,9 кв.м., расположенного по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207.

Из справки от 17.03.2022, выданной главным бухгалтером АО «Недра», следует, что помещения в нежилом помещении – части здания общей площадью 798,9 кв.м., расположенного по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207, не предоставляются в аренду юридическим или физическим лицам.

Исследовав вышеприведенные документы, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение – часть здания общей площадью 798,9 кв.м., расположенного по адресу КЧР, Усть-Джегутинский район, Промплощадка цемзавода с кадастровым номером 09:07:0030105:1207, не соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит исключению из Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, за 2018-2021 г.г.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно на административного ответчика возложена обязанность по доказыванию законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, Минимуществом КЧР не представлено доказательств фактического использования нежилых зданий для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади зданий на начало налогового периода 2019 года, на начало налогового периода 2020 года, на начало налогового периода 2021 года, на начало налогового периода 2022 года.

С учетом вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания суд полагает, что спорное здание не отвечает признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно не подлежало включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019-2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Включение спорного нежилого здания в пункт № 176 Перечня на 2019 год, в пункт № 161 Перечня на 2020 год, в пункт № 145 Перечня на 2021 год, в пункт № 357 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы АО «Недра», возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующими с момента принятия: пункт N 176 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 г. № 808; пункт N 161 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2019 г. № 774; пункт N 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 г. № 848; пункт N 357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2021 г. № 785, поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Довод представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о прекращении производства по делу в части требований АО «Недра» о признании недействующим с момента принятия пункта N 176 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 г. № 808, поскольку административный истец обратился в суд за пределами установленного трехлетнего срока, признается судом необоснованным.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Вместе с тем, в силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что утративший силу нормативный правовой акт может быть признан недействующим, если не перестал затрагивать права и законные интересы граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 12 мая 2005 года N 244-О, от 12 июля 2006 года N 182-О разъяснил, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы приводило бы, по сути, к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 383 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (в том числе в связи с перерасчетом) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Установлено, что налог за 2019 год был уплачен обществом: за 1 квартал 2019 г. - 29.04.2019, за 2 квартал 2019 г. -26.07.2019, за 3 квартал 2019 г. -25.10.2019, за 4 квартал 2019 г. - 27.03.2020. Налоговая декларация Обществом представлена в налоговый орган 19.03.2020.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Общество вправе подать в налоговый орган заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (в том числе в связи с перерасчетом) в течение трех лет со дня уплаты налога на 2019 год.

Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт -Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 г. № 808, утратил силу, между тем, в период его действия были нарушены права и законные интересы Общества в связи с необоснованным включением принадлежащего ему спорного здания в Перечень объектов, в отношении которых налог определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на перерасчет налога (исходя из среднегодовой стоимости имущества) и установленный законом срок на обращение в налоговый орган с таким заявлением не истек.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений недействующими со дня их принятия будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах пункт N 176 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 № 808, подлежит признанию недействующим со дня принятия Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 № 808; пункт N 161 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2019 г. № 774, подлежит признанию недействующим со дня принятия Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2019 г. № 774; пункт N 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 г. № 848, подлежит признанию недействующим со дня принятия Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 г. № 848; пункт N 357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2021 г. № 785, подлежит признанию недействующим со дня принятия Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2021 г. № 785.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Недра» к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт N 176 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2018 г. № 808.

Признать недействующим с момента принятия пункт N 161 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2019 г. № 774.

Признать недействующим с момента принятия пункт N 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 г. № 848.

Признать недействующим с момента принятия пункт N 357 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2021 г. № 785.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 31 марта 2022 года.

Судья Верховного суда

Карачаево-Черкесской Республики З.И. Дзыба

1версия для печатиДело № 3а-5/2022 ~ М-2/2022 (Решение)