Дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2010 года г. Черкесск, КЧР
Верховный Суд КЧР, в составе
председательствующего судьи Чепурова В.В.,
при секретаре Хубиеве Ш.М.,
с участием:
прокурора Мурадовой А.Ю.,
представителя Правительства КЧР Тлишева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 86 от 24.03.2010 года «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» противоречащим федеральному законодательству,
У С Т А Н О В И Л :
В Верховный Суд КЧР с заявлением о признании Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 86 от 24.03.2010 года «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» противоречащим федеральному законодательству обратился прокурор Карачаево-Черкесской Республики. В обоснование своих требований прокурор сослался на пункт 21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (...) №... «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ», статью 86 Закона Карачаево-Черкесской Республики от (...) №... «О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике», статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от (...), с изменениями от (...), в соответствии с которыми долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством Карачаево-Черкесской Республики не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того прокурор указал, что отдельные мероприятия данной программы, а именно: развитие системы ипотечного кредитования, обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе уже реализуются в рамках республиканских целевых программ -«Развитие ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы», «Социальное развитие села до 2010 года», «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы» и на сегодняшний день эти программы не признаны утратившими силу. По изложенным основаниям прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики №... от (...) «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года».
Правительство КЧР подало возражения на заявление прокурора КЧР, в которых указано, что оспариваемая программа не является долгосрочной республиканской целевой программой, предлагаемой к финансированию с очередного финансового года, так как является республиканской адресной программой, принятой в соответствии с Федеральным законом от (...) (редакция от (...)) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которая не предлагается к финансированию, начиная с очередного финансового года. В самой Программе на страницах 13, 14 и на странице 3 приложения к Программе имеется разъяснение, что затраты по показателям, обозначенным знаком «*», финансируются по специальным программам, каковыми являются республиканские целевые программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы», «Социальное развитие села до 2010 года», «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы». Таким образом, финансирование по специальным программам учтено в затратах настоящей республиканской адресной программы и это обстоятельство не является нарушением норм действующего законодательства.
Участвующий в деле прокурор Мурадова А.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержала и пояснила, что к изложенному в заявлении дополнений не имеет.
Представитель Правительства КЧР Тлишев А.А. с заявлением прокурора КЧР не согласился, поддержал представленные в суд возражения и дополнил, что указанная программа, утвержденная оспариваемым постановлением, разработана на основании Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от (...), собрала в себя все целевые программы, связанные с жилищным строительством в КЧР и никакого дополнительного финансирования не предусматривает, поскольку все целевые программы, включенные в указанную адресную программу финансируются самостоятельно. Указанная программа была принята в связи с тем, что обязательным условием предоставления средств фонда является наличие региональной адресной программы. Считает, что при поступлении средств из фонда, эти средства можно будет использовать для выполнения всех целевых программ, включенных в указанную программу. Кроме того, поскольку сама программа является республиканской адресной программой, то к ней не применимы ст. 179 Бюджетного кодекса РФ и ст. 86 Закона КЧР «О бюджетном процессе в КЧР» №... от (...), так как указанные нормы закона применяются только к долгосрочным целевым программам. Также считает, что оспариваемое прокурором постановление не вступило в законную силу, так как не было официально опубликовано, а ст. 42 Закона КЧР «О нормативно-правовых актах КЧР» №... от (...) в части того, что внесение текста нормативного правового акта в Федеральный регистр является официальным опубликованием, противоречит федеральному законодательству.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, допросив в судебном заседании в качестве свидетелей начальника отдела финансирования агропромышленного комплекса и капитальных вложений Министерства финансов КЧР - Атуову Ф.М., руководителя департамента строительства и жилищной политики Министерства строительства, энергетики и ЖКХ КЧР - Апсова Б.С., начальника отдела законодательства субъекта РФ ведения Федерального регистра и регистрации Уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по КЧР - Дышекову О.А., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» №... от (...) (далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно ст. 1 Закона КЧР «О Правительстве КЧР» №... ХХII от (...) (в ред. Закона КЧР от (...) N 8-РЗ) Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
В силу ст. 8 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 86 от 24.03.2010 года «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» принято в пределах установленной компетенции Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со ст. 26 Закона КЧР «О Правительстве КЧР» № 371 ХХII от 06.01.1998 года Правительство республики в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, принимаемых большинством голосов от общего числа членов Правительства.
В соответствии с представленной Правительством КЧР выпиской протокола Правительства КЧР №... от (...) установлено, что оспариваемое Постановление Правительства КЧР было принято большинством голосов от общего числа членов Правительства.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан в форме постановления, принят большинством голосов от общего числа членов Правительства, суд, с учетом вышеизложенной нормы действующего законодательства, считает, что форма издания и порядок принятия указанного нормативного правового акта Правительством КЧР соблюдены.
Довод представителя ответчика в части того, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не соблюден, не принимается во внимание судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 42 Закона КЧР «О нормативных правовых актах КЧР» №... от (...) (в ред. Закона КЧР от (...) N №...) официальным опубликованием конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики, республиканского закона, постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативного правового акта Президента Карачаево-Черкесской Республики, Правительства, Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканского министерства либо ведомства является первая публикация его полного текста в газете "День республики", либо в Сборнике нормативных правовых актов органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, либо внесение его текста в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, законы Карачаево-Черкесской Республики подлежат обязательному опубликованию в газете "День республики".
Вышеуказанной и не оспоренной нормой действующего законодательства КЧР опубликованием нормативного правового акта, в том числе постановления Правительства КЧР является первая публикация его полного текста в газете…, либо внесение его текста в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.
К постановлениям Правительства КЧР не предъявляется требований к обязательному опубликованию его полного текста в газете "День республики".
Как установлено в судебном заседании, и не опровергается представителем Правительства КЧР, оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики №... от (...) «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ - (...) и размещено в Интернете, чем была обеспечена доступность сведений об указанном нормативном правовом акте. Указанное обстоятельство подтверждается письменным сообщением заместителя начальника Управления Министерства юстиции РФ по КЧР, а также показаниями допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела законодательства субъекта РФ, ведения Федерального регистра и регистрации Уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по КЧР - Дышековой О.А..
Таким образом, суд считает, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта нарушен не был.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона КЧР «О нормативных правовых актах КЧР» №... от (...) (в ред. Законов КЧР от (...) N №... от (...) N №... иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства, Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Карачаево-Черкесской Республики по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление официально опубликовано путем внесения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ (...), следовательно указанный нормативный правовой акт вступил в силу (...).
С учетом всего вышеизложенного, суд полагает установленным, что оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики №... от (...) «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» принято в пределах полномочий Правительства Карачаево-Черкесской Республики, с соблюдением требований законодательства к форме указанного нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Вместе с тем, в силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №... от (...) если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 14 ст. 5 Федерального Закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» № №... от (...) установлено, что Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация до (...) утверждают порядки, указанные в статьях 79, 179 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008, 2009 и 2010 годы.
Согласно ст. 87 Закона КЧР «О бюджетном процессе в КЧР» №... от (...) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств республиканского бюджета осуществляются в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Как установлено в судебном заседании, не опровергается сторонами и подтверждается показаниями допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела законодательства субъекта РФ, ведения Федерального регистра и регистрации Уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по КЧР - Дышековой О.А., порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации адресных республиканских программ в Карачаево-Черкесской Республике до настоящего времени не принят.
Следовательно, действующим федеральным и республиканским законодательством не предусмотрена возможность утверждения республиканской адресной программы.
В этой связи, название оспариваемого постановления Правительства КЧР, а также его текст в части слов «республиканской адресной программы» не соответствует вышеуказанным нормам федерального и республиканского законодательства.
Кроме того, в судебном заседании представитель Правительства КЧР Тлишев А.А. пояснил, что республиканская адресная программа «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года», утвержденная оспариваемым постановлением, была разработана в соответствии со ст. 16 Федерального Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от (...). Указанная программа не является долгосрочной республиканской целевой программой, предлагаемой к финансированию с очередного финансового года, так как является адресной программой, а следовательно к ней неприменимы требования ст. 179 Бюджетного кодекса.
Указанный довод представителя Правительства КЧР не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
Во исполнение ст. 179.1 Бюджетного кодека РФ, Постановлением Правительства РФ №... от (...) были утверждены правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, в соответствии с которыми установлено, что адресная программа представляет собой материал, содержащий сведения об объектах капитального строительства, для строительства (реконструкции, технического перевооружения) которых предоставляются средства федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Статьей 16 Федерального Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 года установлено, что региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать, в том числе перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Анализируя вышеизложенную норму действующего законодательства, а также Постановление Правительства РФ №... от (...), суд считает, что адресная программа отличается от долгосрочной целевой программы направлением финансирования на конкретные объекты (с указанием адресов и местом расположения), которые подлежат капитальному ремонту, либо которые признаны аварийными и подлежат сносу, в то время как направление финансирования целевой программы направлено на определенные цели и задачи (жилищное строительство, социальные меры поддержки), то есть по своему содержанию целевая программа шире адресной программы.
Ссылка представителя Правительства КЧР Тлишева А.А. на имеющуюся республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в КЧР в 2008-2011 годах», утвержденную Постановлением Правительства КЧР №... от (...), с указанием конкретных объектов аварийного жилищного фонда, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное Постановление не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Как установлено судом, сама Республиканская адресная программа «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года», утвержденная оспариваемым постановлением, по форме и содержанию не соответствует адресной программе, поскольку, в нарушение ст. 16 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № №... от (...), в ней отсутствует перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, либо признанных аварийными.
Вместе с тем, само название указанной адресной программы - «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» свидетельствует об отсутствии адресной направленности.
Кроме того, в Республиканскую адресную программу «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» (далее - Программа), утвержденную оспариваемым постановлением, включены более широкие, по своему содержанию, долгосрочные целевые программы: «Развитие ипотечного жилищного кредитования в КЧР на 2009-2012 года», «Социальное развитие села до 2012 года», «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы», что по мнению суда также свидетельствует о целевой направленности указанной программы.
Кроме того, в соответствии с Паспортом Программы ее государственным заказчиком являетсяМинистерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйстваКарачаево-Черкесской Республики, исполнителями мероприятий, предусмотренных Программой, являются Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Как следует из Паспорта Программы, утвержденной оспариваемым постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики, основанием для разработки Программы являются, в том числе, Закон Карачаево-Черкесской Республики от(...) №...№...«О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы» и подпрограмма «Социальное развитие села до 2012 года» республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года», принятой постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (...) №....
При этом государственным заказчиком Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы» является Уполномоченный орган исполнительной власти республики, осуществляющий функциив области молодежной политики, аисполнителями еемероприятий кроме Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики являются также Уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области молодежной политики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию), финансово-кредитные организации и учреждения, привлекаемые на договорной основе.
Государственным заказчиком - координатором Подпрограммы «Социальное развитие села до 2012 года» республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года», является Министерство сельского хозяйства Карачаево-ЧеркесскойРеспублики, а государственными заказчиками Подпрограммы являются Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
В этой связи Программа не содержит указаний, каким образом будут взаимодействовать, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой, вышеназванные органы исполнительной власти республики, в случае если мероприятия рассматриваемой Программы предусмотрены также республиканской целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы» и Подпрограммой «Социальное развитие села до 2012 года» республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства в КЧР до 2012 года».
С учетом вышеизложенного суд считает установленным то обстоятельство, что Республиканская адресная программа «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года», утвержденная оспариваемым постановлением, по своему содержанию является долгосрочной республиканской целевой программой.
В соответствии с ч.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
В силу ст. 92 Закона КЧР «О бюджетном процессе в КЧР» №... от (...) проект республиканского закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он поступил в Народное Собрание (Парламент) КЧР не позднее 15 октября текущего года.
В нарушение вышеуказанных норм действующего федерального и республиканского законодательства оспариваемое Постановление Правительства КЧР №... утверждено Правительством КЧР (...), в то время как оно должно быть утверждено не позднее (...), притом, что финансирование утвержденной Программы из республиканского бюджета предусмотрено на 2010 год.
Указанное обстоятельство привело к тому, что средства республиканского бюджета на Программу, утвержденную оспариваемым Постановлением Правительства КЧР, в республиканский бюджет на 2010 год, принятый Законом КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2010 год», не заложены, в то время как в силу ч.1 ст. 18 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № №... от (...) обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, а следовательно оспариваемое Постановление Правительства КЧР противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № №... от (...) настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Анализируя вышеуказанную норму закона, следует указать, что данный закон принят в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям только на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в то время как Программа, утвержденная оспариваемым постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики, включает в себя, как указано выше, долгосрочные целевые программы: «Развитие ипотечного жилищного кредитования в КЧР на 2009-2012 года», «Социальное развитие села до 2012 года», «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы», финансирование которых за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не предусмотрено. Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании представитель Правительства КЧР Тлишев А.А., включение указанных долгосрочных целевых программ было произведено с целью возможного использования средств Фонда для финансирования этих целевых программ, что противоречит Федеральному Закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № №... от (...), а следовательно и по этому основанию оспариваемое Постановление Правительства КЧР противоречит федеральному законодательству.
Указание представителя Правительства КЧР Тлишева А.А. на то обстоятельство, что утвержденная оспариваемым Постановлением Правительства КЧР Программа не предусматривает дополнительного финансирования, поскольку включила в себя все целевые программы, финансируемые самостоятельно, не может быть принято судом во внимание, поскольку противоречит Закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2010 год», а также тексту Программы, в соответствии с которой финансирование пункта 1 (обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой) и пункта 5 (строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда) указанной Программы Законом КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2010 год» не предусмотрено. Данное обстоятельство подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела финансирования агропромышленного комплекса и капитальных вложений Министерства финансов КЧР Атуова Ф.М..
В соответствии со ст. 32 Бюджетного кодекса РФ принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
В нарушение вышеуказанной нормы действующего законодательства оспариваемым постановлением нарушен принцип полноты отражения расходов, а именно, как указано выше, финансирование пунктов 1 и 5 Программы в республиканском бюджете на 2010 год не предусмотрено.
Не принимается судом во внимание и довод представителя Правительства КЧР Тлишева А.А. о том, что утвержденная оспариваемым Постановлением Правительства КЧР Программа не является долгосрочной, поскольку как следует из самой Программы, она утверждена на срок 3 года (на 2010-2012 года), а в силу п. 4 Общего положения Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства КЧР №... от (...) долгосрочная республиканская целевая программа разрабатывается на срок не менее 3 лет.
Суд не может согласиться с доводами представителя Правительства КЧР о том, что финансирование Программы, утвержденной оспариваемым Постановлением Правительства КЧР, не предлагается с очередного финансового года, а предлагается в текущем году, поскольку этот довод противоречит самой Программе, в соответствии с которой объем финансирования из республиканского бюджета на 2010 год составляет (...) рублей.
С учетом вышеизложенного суд считает, что Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики №... от (...) «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» противоречит федеральному законодательству, поскольку Программа принята в отсутствие установленного порядка, по содержанию является целевой, а следовательно не могла быть принята после утверждения бюджета, цель Программы - получение средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства без законных на то оснований, поскольку Федеральный Закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № №... от (...) не предусматривает выделение Фондом средств на иные программы («Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы» и Подпрограммой «Социальное развитие села до 2012 года»), кроме капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а следовательно требования прокурора Карачаево-Черкесской Республики подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом установлено, что оспариваемый акт, принятый позднее Бюджетного кодекса РФ от (...), с изменениями от (...), имеющего большую юридическую силу, которому оспариваемое постановление не соответствует, что на основании оспариваемого постановления права граждан реализованы быть не могли, поскольку, как указано выше, в республиканском бюджете на 2010 год расходы на эти цели не заложены, а из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства на цели, указанные в республиканской адресной программе «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» не поступали.
Кроме того, то обстоятельство, что до вынесения решения суда оспариваемое постановление не применялось и права граждан, на основании этого акта реализованы не были, подтверждается показаниями представителя Правительства КЧР данными им в судебном заседании.
По изложенным основаниям Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики №... от (...) «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» подлежит признать недействующим со дня вступления его в силу.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.
Признать Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 86 от 24.03.2010 года «Об утверждении республиканской адресной программы «Основные направления развития жилищного строительства в КЧР на 2010-2012 года» противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью со дня вступления его в силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Верховный Суд КЧР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 11 июня 2010 года.
Судья В.В.Чепуров