НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 21.01.2020 № 21-1/20


Дело № 21-1/2020

РЕШЕНИЕ
21 января 2020 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Татьяны Викторовны на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике от 29 июля 2019 года и решение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Татьяны Викторовны,

УСТАНОВИЛ:

На основании поручения должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 05 июля 2019 года была проведена выездная проверка выполнения требований Федерального закона от 22 мая 2003 года ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард Южный Экспресс» (далее ООО «Ломбард Южный Экспресс»), по результатам которой составлен Акт (л.д.14-15).

На основании Акта проверки от 05 июля 2019 года старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее МИФНС России по КБР) Кулимовым А.Р. 16 июля 2019 года в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Татьяны Викторовны был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из данного протокола, в нарушение требований статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), 05 июля 2019 года в 15 часов 20 минут при контрольной сдаче одного золотого кольца стоимостью 2280 рублей заведующим ломбардом ООО «Ломбард Южный Экспресс» Симоненко С.В. был выдан залоговый билет без применения контрольно-кассовой техники. При проверке программным комплексом Федеральной налоговой службы России «Проверка чека» QR - было выявлено, что формат код чека QR, находящийся на указанном залоговом билете от 05 июля 2019 года, не соответствует законодательству Российской Федерации.

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике от 29 июля 2019 года , оставленным без изменения решением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2019 года, генеральный директор ООО «Ломбард Южный Экспресс» Есипова Т.В. по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Она признана виновной в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей генерального директора Общества, в результате чего в нарушение требований статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ 05 июля 2019 года в 15 часов 20 минут при контрольной сдаче одного золотого кольца стоимостью 2280 рублей в ООО «Ломбард Южный Экспресс» был выдан залоговый билет без применения контрольно-кассовой техники. Залоговый билет , подлежавший оформлению на контрольно – кассовой технике в виде бланка строгой отчетности был оформлен без применения указанной техники с проставлением на нем QR - код чека, не соответствующего формату QR – кода, установленному законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Копия решения судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2019 года была получена Есиповой Т.В. 06 ноября 2019 года (л.д. 69-70).

В жалобе, поданной 14 ноября 2019 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики, Есипова Т.В. просит постановление начальника МИФНС России по КБР от 29 июля 2019 года и решение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2019 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события инкриминированного ей административного правонарушения.

В жалобе приведены доводы, аналогичные доводам, приведенным заявителем при обращении в районный суд с жалобой на постановление начальника МИФНС России по КБР от 29 июля 2019 года о привлечении ее к административной ответственности.

Заявитель утверждает, что залоговый билет был выдан ООО «Ломбард Южный Экспресс» 05 июля 2019 года посредством контрольно - кассовой техники.

Как указано в жалобе, у ломбарда в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ сохраняется обязанность при осуществлении расчета выдать (направить) покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. В соответствии с пунктом 5.6. статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику, расположенную вне места совершения расчетов, при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8-5.10 статьи 1.2. данного Федерального закона. ООО «Ломбард Южный Экспресс», руководствуясь совокупностью положений пунктов 3.1. 5.6. и 5.8. статьи 1.2. Федерального закона №54-ФЗ, при выдаче займов под залог использует контрольно-кассовую технику, расположенную вне места совершения расчетов, и выдает бланк строгой отчетности на бумажном носителе с содержащимися на них реквизитами кассового чека в виде QR-кода.

Использование контрольно-кассовой техники при выдаче займа по залоговому билету № А825192, считает заявитель жалобы, подтверждается прилагаемым чеком , сформированным на контрольно-кассовой технике 05 июля 2019 года в 11 часов 32 минуты, ФД , ФП . Данный факт подтвержден и материалами проверки налогового органа, считает заявитель. Утверждение административного органа о неприменении Обществом контрольно-кассовой техники основано только на том, что при проверке программным комплексом Федеральной налоговой службы России «Проверка чека» было выявлено, что формат ОР-кода, находящийся на залоговом билете не соответствует законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Однако, это связано с тем, что по техническим причинам программного комплекса чек формировался некорректно только по формату, тогда как все необходимые реквизиты содержания чека присутствуют.

В возражении на жалобу Есиповой Т.В. начальник МИФНС России №4 по КБР Акаева С.В. просит ее отклонить, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.

Как указано в возражении, довод жалобы о том, что ООО «Ломбард Южный Экспресс» был вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи им соответствующего бланка строгой отчетности, несостоятелен, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ до 1 июля 2019 года.

С 01 июля 2019 года ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом N 290-ФЗ, под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. В нарушение этих требований, указано в возражении, залоговый билет от 05 июля 2019 года, выданный ООО «Ломбард Южный Экспресс» оформлен без применения автоматизированной системы для бланков строгой отчетности и содержит QR – кода, не соответствующий законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, так как код нанесен на залоговый билет обычным принтером.

Доводы жалобы о произошедшем техническом сбое, считает автор возражения, голословны и ничем не подтверждаются, доказательств обращений к оператору фискальных данных с претензиями о сбое в работе контрольно-кассовой техники Обществом не представлено.

В ходатайстве, поступившем в Верховный Суд Кабардино – Балкарской Республики 20 января 2020 года, Есипова Т.В. сообщает, что поддерживает жалобу в полном объеме и просит рассмотреть дело по указанной жалобе в ее отсутствие.

Будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, МИФНС России №4 по КБР не направила своего представителя в суд, не сообщила о причине ненаправления и не заявила ходатайства об отложении судебного заседания.

В силу изложенного на основании пункта 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие Есиповой Т.В. и представителя МИФНС России №4 по КБР.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере соблюдения установленного порядка осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 года N 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы.

Отношения, связанные с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ( далее Федеральный закон №54-ФЗ).

Статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что под контрольно-кассовой техникой принимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговый орган через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу пункта 1 статьи 1.2 данного Федерального закона контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

На основании пункта 6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника должна, в том числе: передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса и обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждение оператора).

Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончанию осуществления расчетов отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.

Деятельность ломбардов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей ( статья 1).

Как следует из информационного письма Министерства финансов России от 27 мая 2019 года N 03-01-15/38399 при предоставлении ломбардом займов, обеспеченных залогом, и их погашении такой ломбард, в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ, обязан применять контрольно-кассовую технику. Ломбарды вправе формировать залоговый билет с применением контрольно-кассовой техники с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Из материалов рассматриваемого дела следует и установлено судьей районного суда, что 05 июля 2019 года в 15 часов 20 минут при контрольной сдаче одного золотого кольца стоимостью 2280 рублей заведующим ломбардом ООО «Ломбард Южный Экспресс», расположенным по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, <адрес>, Симоненко С.В. был выдан залоговый билет без применения контрольно-кассовой техники. При проверке программным комплексом Федеральной налоговой службы России «Проверка чека» QR - было выявлено, что формат код чека QR, находящийся на указанном залоговом билете , не соответствует законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вопреки доводам жалобы вина должностного лица Есиповой Т.В. в совершении инкриминированного правонарушения подтверждается материалами дела: Актом проверки от 05 июля 2019 года, составленным с участием двух понятых, из которого следует, что ломбардом ООО «Ломбард Южный Экспресс», расположенным по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, <адрес>, 05 июля 2019 года в 15 часов 20 минут был выдан залоговый билет без применения контрольно-кассовой техники с проставлением на залоговом билете кода чека QR, не соответствующего законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ( л.д. 14-15), протоколом об административном правонарушении от 16 июля 2019 года (л.д.11-13), залоговым билетом от 05 июля 2019 года (л.д.18-19), решением единственного учредителя ООО "Ломбард Южный Экспресс" от 18 апреля 2018 года о продлении срока полномочий Есиповой Т.В. в должности генерального директора Общества на три года (л.д. 38), объяснением заведующего ломбардом ООО «Ломбард Южный Экспресс» Симоненко С.В. от 05 июля 2019 года из которого следует, что в Ломбарде по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, <адрес>, контрольно-кассовая техника отсутствует, а также иными исследованными материалами дела.

Выводы начальника МИФНС России по КБР в обжалуемом постановлении и судьи районного суда в обжалуемом решении о наличии в действиях генерального директора ООО «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мотивированны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при вынесении постановления и в судебном заседании.

Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка с соблюдением правил по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные по делу доказательства подтверждают ненадлежащее исполнение генеральным директором ООО «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Т.В. должностных обязанностей по обеспечению соблюдения предписанных Законом обязательных требований по применению контрольно-кассовой техники обособленным подразделением Общества, расположенным по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, <адрес>.

Доводы жалобы о том, что при выдаче залогового билета на основании пункта 5.6 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ была применения контрольно-кассовая техника, расположенная вне места совершения расчета судом первой инстанции признаны не подтвердившимися по обстоятельствам, изложенным в судебном решении.

Кроме того, пункт 5.6 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, предусматривает право пользователей применять контрольно – кассовую технику, расположенную вне места совершения расчета:

- при осуществлении расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, кроме следующих случаев расчетов в безналичном порядке в сети Интернет;

- при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

- осуществления расчетов (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке) с использованием автоматических устройств для расчетов при условии отображения на дисплее автоматического устройства QR-кода.

Приведенные основания использования контрольно – кассовой техники, расположенной вне места совершения расчета не применимы к обстоятельствам выдачи 05 июля 2019 года ООО «Ломбард Южный Экспресс» залогового билета .

Довод жалобы о том, что ООО «Ломбард Южный Экспресс» был вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи им соответствующего бланка строгой отчетности основан на ошибочном толковании действующего законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, были вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ только до 1 июля 2019 года.

С 01 июля 2019 года ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом N 290-ФЗ, под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В нарушение приведенных норм по делу не представлено доказательств оформления залогового билета от 05 июля 2019 года с применения автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.

Довод жалобы о том, что наличие на залоговом билете QR – кода, не соответствующего установленному формату является результатом технического сбоя программного комплекса ФНС России приведен без ссылки на доказательства, в том числе нет доказательств обращения Общества к оператору фискальных данных с претензиями о сбое в работе контрольно-кассовой техники.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении Есиповой Т.В. административного правонарушения, ее действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.

Постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание Есиповой Т.В. назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статьи 4.1 данного Кодекса.

Пересмотр постановления должностного лица осуществлен судьей городского суда с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы настоящей жалобы были предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты им по основаниям, приведенным в решении судьи.

Доказательств, опровергающих выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда, в жалобе не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Кабардино-Балкарской Республике от 29 июля 2019 года №24 и решение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Татьяны Викторовны- оставить без изменения, а жалобу должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Южный Экспресс» Есиповой Татьяны Викторовны – без удовлетворения.

Судья Л.М. Бабугоева