Дело №21-20/2020
РЕШЕНИЕ
17 июня2020 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Эйрена» ФИО1, действующего по доверенности, выданной 10 июля 2017 года, сроком действия 3 года, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Кабардино-Балкарской Республики ФИО2 и зарегистрированной в реестре за №, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3, действующего по доверенности № от 10 июня 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Эйрена» на постановление заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики № от 25 ноября 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эйрена»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики № от 25 ноября 2019 года Общество с ограниченной ответственностью «Эйрена» (далее ООО «Эйрена») привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Общество признано виновным в том, что, являясь застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, в нарушение положений статей 3 и 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 214-ФЗ) не выполнило обязательные требования по раскрытию информации о застройщике, представлению в контролирующий орган на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в единой информационной системе жилищного строительства.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 февраля 2020 года указанное постановление № от 25 ноября 2019 года оставлено без изменения, а жалоба ООО «Эйрена» - без удовлетворения.
Копия решения судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 февраля 2020 года была получена представителем Общества «Эйрена» 25 февраля 2020 года.
28 февраля 2020 года ООО «Эйрена» обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу акты.
Заявитель в жалобе указывает, что положения статей 3 и 3.1 Федерального закона №214-ФЗ не могли быть применены к нему, поскольку они введены либо изменены соответствующими Федеральными законами в 2017, 2018 и 2019 годах, а разрешение на строительство многоквартирного дома ООО «Эйрена» выдано 15 августа 2016 года, первый договор долевого участия граждан Обществом заключен также до введения в действие норм обязывающих размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства.
В судебном заседании представитель ООО «Эйрена» ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и показал, что в момент выдачи Обществу разрешения на строительство многоквартирного жилого дома в августе 2016 года Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ не предусматривал статью 3.1. Условия приобретения застройщиком права на заключение с гражданами договоров об участии в долевом строительстве и привлечении их денежных средств, предусматривались статьей 3 данного Закона в действующей тогда редакции. Согласно действовавшей в 2016 году редакции части 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик был вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, проектной декларации в соответствии с этим Законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.
Указанные и другие требования статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ в действующей редакции были выполнены Обществом в полном объеме, в том числе и в части раскрытия информации. Проектная декларация на многоквартирный жилой дом была опубликована Обществом в газете «Из рук в руки» № (1012)7 – 14 ноября 2016 года.
Установленные введенной впоследствии статьей 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ обязанности по раскрытию информации о застройщике путем публикации информации в единой информационной системе жилищного строительства в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть распространены на ООО «Эйрена», поскольку Обществом было получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома и заключены первые договоры о долевом участии граждан в строительстве до введения этой нормы в законную силу.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 просил жалобу отклонить, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными. Из его пояснений суду следует, что ООО «Эйрена», выполнив требования статьи 3 Федерального закона №314-ФЗ на момент получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и заключении с гражданами первых договоров о долевом участии в строительстве, в дальнейшем не соблюдало внесенные впоследствии в указанный Закон требования о раскрытии информации путем публикации ее в единой информационной системе жилищного строительства.
Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений
В соответствии с пунктом 7.6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2019 года N 210-ПП, Министерство осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением в Министерство 07 октября 2019 из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике информации о списках зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве между ООО «Эйрена» и гражданами – участниками долевого строительства, Министерством был издан приказ № от 25 октября 2019 года о проведении в отношении Общества «Эйрена» внеплановой документарной проверки.
25 октября 2019 года в адрес ООО «Эйрена» было направлено уведомление о назначении проверки и предложено в пятидневной срок со дня получения уведомления представить на проверку документы, подлежащие проверке, всего 67 наименований.
Уведомление было вручено генеральному директору Общества «Эйрена» 28 октября 2019 года под роспись.
12 ноября 2019 года начальник отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством Министерства ФИО3 и главный государственный инспектор указанного отдела ФИО4 составили Акт проверки №, из которого следует, что ООО «Эйрена» не представило в установленное время запрошенные для проведения проверки документы. В то же время из документов, поступивших из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, следует, что ООО «Эйрена» занимается строительством многоквартирного жилого дома на долевых началах, привлекая к строительству граждан на основании заключенных с ними десятков договоров участия в долевом строительстве, не выполняя при этом требования статей 3 и 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ по раскрытию информации о застройщике, по представлению в контролирующий орган на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в единой информационной системе жилищного строительства.
Данный факт явился основанием для составления начальником отдела инспекционной работы и надзора за долевым строительством Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 в отношении ООО «Эйрена» протокола об административном правонарушении № от 18 ноября 2019 года по признакам части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО5 25 ноября 2019 года вынесено обжалуемое постановление № о привлечении Общества «Эйрена» к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Раскрывая содержание объективной стороны совершенного правонарушения, должностное лицо административного органа в постановлении указал, что на основании представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР документов, установлен факт нарушения ООО «Эйрена» статей 3, 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Застройщиком не выполнены обязательные требования по раскрытию информации о застройщике и представлению в контролирующий орган на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе ЕИСЖС.
Таким образом, действия ООО «Эйрена» в постановлении о привлечении к административной ответственности квалифицированы по части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носящей бланкетный характер, по мотиву нарушения Обществом обязательных требований статей 3. и 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.
Между тем, статья 3 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, регулирующая условия возникновения у застройщика права привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, состоит из 13 частей (части 1, 1.1,1.2, 2, 2.1, 2.2, 2.2.1, 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.6, 3, 4, 5) и 23 пунктов, предусматривающих самостоятельные требования, необходимые для возникновения у застройщика права на привлечение денежных средств участников долевого строительства.
Статья 3.1 данного Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года, устанавливающая обязанность застройщика обеспечить свободный доступ к информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, состоит из 8 частей и 15 пунктов, предусматривающих самостоятельные виды информации, подлежащей раскрытию.
В силу пунктов 4,6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
К событию административного правонарушения относится также время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений закона, в протоколе об административном правонарушении № от 18 ноября 2019 года, в постановлении заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики № от 25 ноября 2019 года о привлечении ООО «Эйрена» к административной ответственности и в решении судьи Нальчикского городского суда от 18 февраля 2020 года об оставлении данного постановления без изменения, не указаны требования каких частей, пунктов статьей 3 и 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года нарушены Обществом и в чем выразились эти нарушения.
Не установлены по делу время и место совершения административного правонарушения, не указаны редакции материальных норм, примененных при вынесении постановления о привлечении Общества к ответственности, тогда как редакция статьи 3. Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года менялась неоднократно: Федеральными законами: от 10.07.2012г. №118-ФЗ, от 23.06.2014г. №171-ФЗ, от 13.07.2015г. №236-ФЗ, от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ; от 01.07.2018 г. №175-ФЗ, от 25.12.2018г. №478-ФЗ, от 27.06.2019г. №151-ФЗ). Редакция статьи 3.1 указанного Закона также менялась Федеральными законами: от 29.07.2017 № –ФЗ от 01.07.2018г. №175-ФЗ, от 27.06.2019 г. №151-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федеральных законов от 10 июля 2012 года №118-ФЗ и 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с Законом N 214-ФЗ и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приведенной нормой ООО «Эйрена» было получено разрешение на строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома от 15 августа 2016 года № (л.д.8-10), проектная декларация на дом была опубликована Обществом в газете «Из рук в руки» № (1012)7 – 14 ноября 2016 года (л.д.26-27).
Утверждая в постановлении, что застройщиком не выполнены обязательные требования статей 3 и 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года по раскрытию информации о застройщике и представлению ее в контролирующий орган на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе ЕИСЖС, должностное лицо административного органа, оставило без внимания и оценки обстоятельства, имеющие юридическое значение.
Согласно статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как отмечено выше, Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" со времени принятия подвергся значительным изменениям.
Так, Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2017 года, в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ были внесены изменения, существенно затронувшие правовое положение застройщиков, содержание договора долевого участия в строительстве, права и обязанности сторон.
В частности была введена статья 3.1 Закона, содержащая требования к размещению застройщиками информации о своей деятельности в сети Интернет.
Во исполнение данной нормы Приказом Минстроя России от 09 декабря 2016 года N 914/пр были определены требования к размещению застройщиками информации в сети Интернет. Информация должна быть доступна открыто и круглосуточно в интерактивном для пользователя режиме, доступ к ней не может быть затруднен необходимостью регистрации на сайте, использования специального программного обеспечения, взиманием платы.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ были внесены изменения и в статью 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, регулирующую деятельность уполномоченного и контролирующего органа. В частности уполномоченный орган получил право: утверждать форму проектной декларации, форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; осуществлять контроль за соответствием застройщика требованиям, предусмотренным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ; проверять соответствие застройщика новым требованиям по раскрытию информации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ; проверять соблюдение застройщиком установленных требований к учету денежных средств долевых инвесторов и другие.
Вместе с тем, отношения между застройщиками и участниками долевого строительства вытекают из гражданских правоотношений и помимо Федерального закона N 214-ФЗ подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ, вступившие в законную силу с 01 января 2017 года, распространяются только на отношения, возникшие с 01 января 2017 года.
Данное обстоятельство закреплено и в части 2 статьи 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, установившей, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кроме того, Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ, которым в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ были внесены вышеуказанные дополнения и изменения, была введена новая статья 3.1, не предусмотрено, что его действие распространяется на ранее заключенные договоры в области долевого строительства.
Из изложенного следует, что поскольку изменения в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенные Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 304-ФЗ вступили в силу с 1 января 2017 года, требования по раскрытию информации о застройщике и представлению в контролирующий орган на ежеквартальной основе одновременно с размещением промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе ЕИСЖС, предусмотренные статьей 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ не распространяются на возводимый ООО «Эйрена» на основании разрешения на строительство от 15 августа 2016 года № объект - многоквартирный малоэтажный жилой дом в связи с тем, что первый договор долевого участия по строящемуся объекту зарегистрирован Обществом до 1 января 2017 года.
Как следует из представленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике списка зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве между ООО «Эйрена» и гражданами – участниками долевого строительства, первые пять договоров из них прошли государственную регистрацию 9 и 28 декабря 2016 года, в том числе и представленный суду договор № от 23 ноября 2016 года с дольщиком ФИО6
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление должностного лица и решение судьи городского суда не соответствуют требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене, производство по делу в отношении ООО «Эйрена» подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики № от 25 ноября 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 февраля 2020 года по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эйрена» отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Л.М. Бабугоева