НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 30.09.2021 № 21-438/2021

Дело № 21-438/2021

Судья: Александров Ю.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

30 сентября 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Ильина А.Н. на постановление государственного лесного инспектора – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 29 октября 2020 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Ильина А.Н.,

установил:

постановлением государственного лесного инспектора – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 29 октября 2020 года Ильин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Определением судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2021 года в удовлетворении ходатайства Ильина А.Н. о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица от 29 октября 2021 года отказано.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 июля 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 июля 2021 года) определение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года постановление должностного лица от 29 октября 2020 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Ильин А.Н. просит отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, поскольку, исходя их постановления, дело было рассмотрено по адресу: <адрес>, а в извещении адрес места рассмотрения дела был указан как <адрес>; данному доводу судом оценка в решении не дана; по делу не установлено место совершения административного правонарушения; в адрес КУ ЧР «Лесная охрана» заявителем направлялись доказательства, подтверждающие, что на арендуемом лесном участке противопожарные аншлаги были установлены; полагает, что дважды привлечен к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения (по делу имеется решение суда, которым постановление от 15 июня 2020 года о привлечении Ильина А.Н. к административной ответственности, вынесенные на основании тех же фактов выявленных нарушений, отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств на основании которых оно вынесено), суд не установил и не проверил какой лесной участок арендует Ильин А.Н.

В судебном заседании защитник Ильина А.Н.- Иванов Р.Г. жалобу поддержал, пояснил, что согласно акту осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр лесного участка, расположенного в выделе <адрес> участкового лесничества, который арендует Ильин А.Н. Судья районного суда не установил какой участок арендует Ильин А.Н., в материалах дела договор аренды земельного участка отсутствует, судом не истребован.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Ильина А.Н.- Иванова Р.Г., прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе патрулирования, согласно приказу директора КУ «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 28 апреля 2020 года «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах за соблюдением лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах» был осмотрен лесной участок в выделе <адрес> Минприроды Чувашии. ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра установлено нарушение лесного законодательства, не установлен аншлаг на противопожарную тематику, устройство и уход противопожарной минерализованной полосы не проводился. Данный участок арендует Ильин А.Н. на основании договора безвозмездного пользования лесным участком от 20 июля 2018 года.

Основанием для привлечения Ильина А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом в постановлении от 29 октября 2020 года выводы о том, что Ильин А.Н., являясь на основании договора безвозмездного пользования лесным участком от ДД.ММ.ГГГГ ссудополучателем лесного участка площадью <адрес> Минприроды Чувашии, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов, в период действия особого противопожарного режима, установленного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2020 года с ДД.ММ.ГГГГ, не проводил работы по устройству противопожарных минерализованных полос, не установил противопожарные аншлаги, чем нарушил п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Ильина А.Н. состава вмененного административного правонарушения, указав, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу не имеется, процессуальные документы оформлены надлежащим образом.

Между тем с вынесенными по делу актами нельзя согласиться.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление - причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом.

При этом основным условием правомерности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права.

Из материалов дела следует, что определением от 31 августа 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 8 сентября 2020 года, адрес места рассмотрения дела указан как: <адрес> (л.д.27).

В связи с отсутствием сведений о получении Ильиным А.Н. почтовой корреспонденции, рассмотрение дела отложено на 29 октября 2020 года, при этом в качестве места рассмотрения дела указан адрес места нахождения административного органа: г<адрес> (л.д. 24).

29 октября 2020 года должностным лицом Минприроды Чувашской Республики вынесено постановление о назначении административного наказания в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Исходя из содержания постановления дело об административном правонарушении было рассмотрено по адресу: <адрес>.

Между тем в материалах дела не имеется сведений о том, что Ильин А.Н. извещался о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту нахождения административного органа: <адрес>.

Исходя из положений ч.ч. 2 и 3 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у должностного лица административного органа имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания (29 октября 2020 года) Ильин А.Н. не был надлежащем образом извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по месту нахождения административного органа: <адрес>.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены, доказательства, собранные по настоящему делу, в рамках рассмотрения жалобы истребовались и не исследовались.

Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2007 года № 417 «а», мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 этого Кодекса.

Таким образом, устройство противопожарных минерализованных полос относится к мероприятиям противопожарного обустройства лесов, направленных на предупреждение распространения лесных пожаров, которые выполняются на основании проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в пользование, в том числе в аренду.

Доказательств того, что земельный участок, указанный административным органом в постановлении от 29 октября 2020 года, арендует Ильин А.Н., в материалах дела не имеется.

Подлинника или надлежащим образом заверенной копии договора безвозмездного пользования земельным участком от 20 июля 2018 года, заключенного между Ильиным А.Н. и Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, на который имеется ссылка в постановлении должностного лица и в решении судьи, в материалах дела не имеется. Также в материалах дела не имеется приложения к договору от 20 июля 2018 года, на которое, в протоколе об административном правонарушении от 18 августа 2020 года, имеется ссылка (л.д. 31-32), приказа директора КУ «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 28 апреля 2020 года «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах за соблюдением лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах».

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении и жалобы на постановление требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 18 августа 2020 года Ильину А.Н. вменено нарушение п. 5, подп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

Согласно подп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (п. 5 раздела 1 Постановления).

В постановлении от 29 октября 2020 года Ильину А.Н. вменено нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

Согласно п. 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Данные обстоятельства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении жалобы без внимания.

Допущенные нарушения требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

При таких обстоятельствах постановление государственного лесного инспектора – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 29 октября 2020 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года подлежат отмене.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы Ильина А.Н. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного лесного инспектора – начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 29 октября 2020 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильина А.Н. отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Решение19.10.2021