НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 29.09.2020 № 3А-98/20

Дело №3а-98/2020

УИД 210S0000-01-2019-000226-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Арслановой Е.А., при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,

с участием представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В., представителя административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Марковой Е.В., представителей заинтересованных лиц Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Скворцовой Е.В. и администрации г. Новочебоксарска - Александрова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Высоцкой Светланы Евгеньевны к Кабинету Министров Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения в размере, равном его рыночной стоимости,

установил:

Высоцкая С.Е. обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с уточненным административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., наименование: рампа дворовой части торгового центра «<данные изъяты>», назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, помещение б/н, в размере, равном его рыночной стоимости - 5967145 руб. по состоянию на 01 января 2018 года.

Требования мотивированы тем, что она является собственником вышеназванного объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) от 27 сентября 2017 года.

Поскольку она имеет налоговые обязательства перед бюджетом по уплате налоговых платежей, исчисляемых с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, она заинтересована в установлении адекватной кадастровой стоимости данного объекта.

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером ..., определенная по состоянию на 01 января 2018 составляет 10439850,25 рублей.

Между тем, согласно отчету от 25 ноября 2019 года №55-11/2019, выполненному независимым оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив», на 01 января 2018 года рыночная стоимость указанного объекта с кадастровым номером составила 5967145 рублей, что существенно ниже его кадастровой стоимости.

Считая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил установить кадастровую стоимость этого объекта в размере его рыночной стоимости, равной 5967145 руб.

В судебном заседании истец Высоцкая С.Е. не участвовала, обеспечив явку своего представителя. Представитель административного истца Ильина Е.А., поддержав заявленные требования, просила суд о назначении по делу повторной экспертизы, полагая, что эксперт не ответил на поставленные перед ним вопросы, а его заключение имеет пороки, сообщила, что считает необходимым установление кадастровой стоимости объекта без учета НДС. После перерыва в судебном заседании представитель административного истца Ильина Е.А. в суд не явилась.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее БУ «Чуваштехинвентаризация») Артемьева А.В. иск не признала, полагая, что кадастровая стоимость объекта в размере, равном его рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с проведенной судебной экспертизой в размере 7 247400 рублей.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В. в судебном заседании сослалась на отзыв от 24 января 2020 года, в котором ответчик оставлял вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда.

Представитель администрации г. Новочебоксарска Александров П.В. поддержал позицию БУ «Чуваштехинвентаризация», просил о взыскании судебных расходов с истца.

Представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Скворцова Е.В. просила при установлении кадастровой стоимости объекта учесть заключение судебной экспертизы.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Высоцкая С.Е. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии , выданным 24июня 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

Как определено в п.п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон № 237-ФЗ), кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Правила определения кадастровой стоимости определены Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)». В соответствии с п. 3 ФСО №4 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости (пункт 12).

Действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки №4, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки

Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Законом № 237-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 6 Закона №237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2018 проведена бюджетным учреждением Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, уполномоченным Чувашской Республикой на определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457«Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым номером определена в размере 10439850,25 руб. на 1 января 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 1 января 2019 года.

В соответствии с ч.1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Высоцкой С.Е. представлен отчет от 25 ноября 2019 года №55-11/2019, составленный оценщиком ООО «Независимая оценочная компания «Актив» Аникиным А.С., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 5967145 руб.

В связи с несогласием с представленным отчетом, заявленным в суде другими лицами, участвующими в деле, по ходатайству администрации г. Новочебоксарска определением Верховного Суда Чувашской Республики от 21 февраля 2020 года назначена и проведена ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного объекта.

Согласно заключению экспертов Арефьевой И.А., Разумовой И.В. ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» № 159-08-20Ц, выполненному 20 августа 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2018 года, составила 7247400 руб.

Суд, оценивая представленное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется.

Так, судебная экспертиза назначена определением суда в соответствии со ст. 83 КАС РФ, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 49 КАС РФ. Эксперт также был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности. По мнению суда, оно является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость здания с кадастровым номером , определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 7247400 рублей.

Оценивая довод стороны истца о необходимости установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости без учета налога на добавленную стоимость (далее НДС), а также оценивая ходатайство стороны административного истца о назначении по делу повторной экспертизы, суд исходит из следующего.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер. В свою очередь, по общему правилу, реализация объекта недвижимости по рыночной стоимости может являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам гл. 21 НК РФ. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.02.2020 № 5-КА19-54 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).

Поскольку при назначении по делу судебной экспертизы, суд поставил вопрос об определении рыночной стоимости спорного объекта с НДС и без НДС, для выяснения механизма определения рыночной стоимости объекта без выделения налога на добавленную стоимость, судом вызван в суд и допрошен эксперт Разумова И.В., проводившая исследование по данному вопросу. Из материалов экспертизы усматривается, что экспертами применен сравнительный метод исследования. Выбор метода исследования экспертом обоснован (л.д. заключения от 20.08.2020 № №159-08-20Ц 39-41). В результате применения данного метода, путем сравнения рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости, экспертом определена рыночная стоимость 1 кв.м. идентичной спорному объекту недвижимости в размере 23295,92 рубля. При умножении стоимости квадратного метра на площадь спорного объекта 311,1 кв.м. рыночная стоимость объекта с кадастровым номером составила 23295,92 рубля х 311,1 кв.м. = 7247360,71 рублей. Для определения стоимости объекта без НДС, из указанной стоимости экспертом исключена исчисленная в процентном соотношении сумма НДС.

Таким образом, из пояснений эксперта Разумовой И.В., данных ею в судебном заседании, и анализа исследовательской части экспертного заключения следует, что рыночная стоимость спорного объекта без вычленения стоимости НДС, составила 7247360,71 рублей, в связи с чем судом для определения кадастровой стоимости объекта в размере, равном его рыночной стоимости принимается стоимость объекта в указанном выше размере.

В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в ЕГРН за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Она применяется со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой, в том числе, вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения Высоцкая С.Е. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 30 декабря 2019 года.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в ЕГРН в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 177, 249 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью 311,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение б/н, в размере его рыночной стоимости, равной 7247400 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Е.А. Арсланова