НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 23.06.2022 № 21-288/2022

Дело № 21-288/2022

Судья Малыгин Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

23 июня 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фадеева Алексея Витальевича на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики от 2 сентября 2021 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Фадеева Алексея Витальевича,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-42/2021 от 2 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года, директор БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Фадеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, Фадеев А.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Фадеева А.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

На основании статьи 15.14 КоАП РФ административная ответственность наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Абзацем 1 и 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абз.1). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2).

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 2015 года № 1 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетным и автономным учреждениям Чувашской Республики на цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 декабря 2015 года № 433 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее – Положение № 433).

В силу пункта 3.23 Положение № 433 в случае, если бюджетное или автономное учреждение оказывает платную деятельность сверх установленного государственного задания, затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетного или автономного учреждения расчитываютсяя с применением коэффициента платной деятельности, который в соответствии с пунктом 3.21 означенного Положения определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

В соответствии с Положением № 433 между Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики заключено Соглашение от 25 декабря 2019 года № 108 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетному учреждению Чувашской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, а также Дополнительное соглашение от 10 декабря 2020 года № 1.

Согласно пунктам 1.1, 2.1-2.3 означенных Соглашений субсидии в предоставляются Учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании, ее размер в 2020 году составляет 16343580 рублей, размер субсидии рассчитывается в соответствии с показателями государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативных затрат и корректирующих к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с Положением от 8 декабря 2015 года № 433 (л.д. том 1, л.д. 231-245).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района г. Чебоксары во исполнения поручения прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка сведений Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики о нарушениях бюджетного законодательства и законодательства о закупочной деятельности, изложенных в отчете о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета, выделенных БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по результатам чего в отношении Учреждения было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем министра финансов Чувашской Республики установлено, что согласно состоянию расчетов Учреждения за 2020 год, сформированному в программном продукте «Бюджет-Смарт», кассовое исполнение расходов Учреждения за год составили <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - в сумме <данные изъяты> тыс. рублей; остатки неиспользованных субсидий прошлого года на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - <данные изъяты> тыс. рублей, субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ - <данные изъяты> тыс. рублей, поступления от иной приносящей доход деятельности - <данные изъяты> тыс. рублей, спонсорская помощь - <данные изъяты> тыс. рублей.

Общая площадь имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, составляет 5 046,5 кв. м, из которых 3 437,9 кв. м используется Учреждением как в хозяйственной, так и в иной приносящей доход деятельности.

Анализ произведенных платежей за коммунальные и эксплуатационные расходы показал, что Учреждением в 2020 году вышеуказанные расходы составили в общей сумме <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - в сумме <данные изъяты> тыс. рублей (или 92,9% от общей суммы произведенных расходов), за счет средств от иной приносящей доход деятельности - в сумме <данные изъяты> тыс. рублей (7,1%).

При этом, в соответствии с пунктом 3.23 Положения № 433 в случае, если бюджетное или автономное учреждение оказывает платную деятельность сверх установленного государственного задания, затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетного или автономного учреждения рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который в соответствии с пунктом 3.21 Положения № 433 определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Согласно информации об остатках на лицевых счетах автономных и бюджетных учреждений на 31.12.2020 объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания в 2020 году составил <данные изъяты> тыс. рублей, доходы платной деятельности составили <данные изъяты> рублей. Таким образом, коэффициент платной деятельности в 2020 году составил 0,755 (<данные изъяты>. рублей / (<данные изъяты> тыс.рублей + <данные изъяты> тыс. рублей)).

Соответственно, расходы на оплату коммунальных платежей и эксплуатационных расходов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2020 году должны были составить в общей сумме <данные изъяты> тыс. рублей (<данные изъяты> тыс. рублей х 0,755) вместо фактически произведенных расходов в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, что на <данные изъяты> тыс. рублей больше предусмотренных Положением № 433.

Нарушение требований абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения № 433, а именно – производство Учреждением расходов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а именно на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов за помещения, используемые одновременно в иной приносящей доход деятельности, в 2020 году расчетно в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, признано заместителем министра финансов Чувашской Республики в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и послужило основанием для вынесения постановления № 05-13-42/2021 от 2 сентября 2021 года о привлечении директора БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Фадеева А.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения Фадеева А.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения Фадеевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе справкой от 9 апреля 2021 года об исполнении поручения прокуратуры Чувашской Республики; Соглашением от 25 декабря 2019 года № 108, Дополнительным соглашением от 10 декабря 2020 года № 1; актом от 17 марта 2021 года по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта» за 2020 год; представлением Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 18.06.2021 № 21; информацией о плане финансово – хозяйственной деятельности; заявками на кассовый расход; техническим паспортом на здание СДЮСШОР, расположенное по адресу: <адрес>; расписанием занятий для оказания платных физкультурно – оздоровительных услуг населению БУ «СШОР № 6» Минспорта Чувашии, утвержденным приказом директора Фадеева А.В. от 02 сентября 2019 года ; расписанием занятий тренерского состава для осуществления спортивной подготовки БУ «СШОР № 6» Минспорта Чувашии, утвержденным приказом директора Фадеева А.В. от 09 января 2020 года ; и другими.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица от 2 сентября 2021 года и решении судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года сделан обоснованный вывод наличии в действиях Фадеева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу Фадееву А.В. с учетом требований статей 2.2, 2.4, 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Постановление должностного лица отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ содержит достаточные данные о событии административного правонарушения, в связи с чем указание в нем сведений об иных Соглашениях от 25.06.2020 , от 25.06.2020 , от 03.02.2020 , о предоставлении Учреждению субсидий на иные цели, не исключает установленный в постановлении факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме <данные изъяты> тыс. руб. - субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение), предоставленных в соответствии с Соглашением от 25 декабря 2019 года , Дополнительным соглашением к нему от 10 декабря 2020 года , и основанием для вывода об отсутствии в действиях Фадеева А.В. состава административного правонарушения не является.

Доводы заявителя о том, что в силу пунктов 2, 4 и 7 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2015 № 433 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» пункт 3.22 Положения № 433 и коэффициент платной деятельности при формировании и государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2020 год не применяются, суд второй инстанции находит несостоятельным в силу следующего.

Согласно пункту 4 означенного Постановления пункт 3.1, абзацы второй и десятый пункта 3.2 Положения в части нормативных затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества, пункты 3.22 и 3.22.1 Положения не применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, что не исключает обязательного применения коэффициента платной деятельности в соответствии с пунктами 3.21 и 3.23 Положения № 433.

Вопреки доводам жалобы, содержание пунктов 2 и 7 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2015 № 433 также не исключает обязательность применения указанного коэффициента к обстоятельствам настоящего дела.

Довод заявителя об отсутствии вины по тем мотивам, что коэффициент платной деятельности подлежит применению государственным органом - учредителем при утверждении значения затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетного учреждения, и этим же органом определяется значение базового норматива затрат и значение отраслевого корректирующего коэффициента, является несостоятельным, поскольку не освобождало Фадеева А.В. от обязанности руководителя бюджетного учреждения обеспечить целевое использование бюджетных средств с учетом специфики платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания.

Расходование субсидии на оплату Учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов за помещения, используемые БУ «СШОР № 6» Минспорта Чувашии одновременно с выполнением государственного о задлания в иной приносящей доход деятельности без применения коэффициента платной деятельности объективно свидетельствует о несоответствии таких расходов целям Соглашения от 25 декабря 2019 года в соответствии с Положением № 433, являющимися основанием для предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

При этом из материалов дела не следует, что Фадеевым А.В. как руководителем бюджетного учреждения – получателя субсидии из средств республиканского бюджета, приняты исчерпывающие меры для недопущения нецелевого использования бюджетных средств, к примеру, путем надлежащего планирования, учета доходов, оплаты соответствующей части коммунальных и эксплуатационных расходов за счет средств от платной деятельности.

Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-42/2021 от 2 сентября 2021 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года, вынесенные в отношении директора БУ ЧР «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики Фадеева Алексея Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Фадеева А.В. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение15.07.2022