НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 21.09.2021 № 21-442/2021

Дело № 21-442/2021

Судья Порфирьева А.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

21 сентября 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Строительные технологии» Ловцова А.В. на постановление начальника отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № 21/8-96-21-И/12-2187-И/47-304 от 29 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 августа 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Строительные технологии» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № 21/8-96-21-И/12-2187-И/47-304 от 29 апреля 2021 года, ООО «Строительные технологии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2021 года постановление должностного лица № 21/8-96-21-И/12-2187-И/47-304 от 29 апреля 2021 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, генеральный директор ООО «Строительные технологии» Ловцов А.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ООО «Строительные технологии» Бондаря Д.В., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В частности, работодатель обязан обеспечить:

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из постановления начальника отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № 21/8-96-21-И/12-2187-И/47-304 от 29 апреля 2021 года, основанием для привлечения ООО «Строительные технологии» к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, явилось нарушение Обществом требований статей 209, 212, 213, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, а именно Обществом как работодателем не обеспечено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировке на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, не соблюдена процедура подготовки работников по охране труда, в частности <данные изъяты> ООО «Строительные технологии» ФИО1 допущен к самостоятельной работе с 24 декабря 2020 года без проведения вводного инструктажа, стажировки на рабочем месте, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что вмененные Обществу нарушения выявлены в ходе расследования несчастного случая, произошедшего 10 января 2021 года с ФИО1 при выполнении работ по шлифовке и подготовке кабеля перед установкой стресс-конуса на высоковольтный кабель на строительных лесах высотой около 6 м. на территории ОАО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

С постановлением должностного лица согласился судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики.

Между тем при рассмотрении данного дела судьей районного суда не учтено следующее.

Статьей 47 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Соответственно, жалоба на постановление по такому делу также подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что территориальная подсудность дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами с учетом положений ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, определяется местом совершения правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которого возложены обязанности по соблюдению требований трудового законодательства при приеме на работу и допуску к работе сотрудников, а именно по проведению вводного инструктажа, стажировки на рабочем месте, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, недопущению работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Таким образом, местом совершения административного правонарушения, выразившегося в невыполнении работодателем возложенной на него законом обязанности, является место нахождения работодателя, которым в данном случае является ООО «Строительные технологии».

В связи с этим, территориальная подсудность рассмотрения настоящего дела определяется местом нахождения общества <адрес>., а не местом нахождения производственных объектов, где произошел несчастный случай, в частности на территории ОАО <данные изъяты> и не местом нахождения Государственной инспекции труда в Чувашской Республике юрисдикция которой распространяется на всю территорию республики.

Адрес места совершения правонарушения по настоящему делу относится к территориальной подсудности Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республике.

Следовательно, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 августа 2021 года вынесено с нарушением установленных правил подсудности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Строительные технологии», подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело следует направить для рассмотрения в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 августа 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Строительные технологии» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья А.В. Голубев

Решение29.09.2021