НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 21.04.2017 № 3А-17/2017

Дело № 3а-17/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2017 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,

с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Содружество» к Кабинету Министров Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Акционерное общество «Содружество» (далее – АО «Содружество») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими с 01 января 2017 года Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики, утверждённых постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 533, в части: применения слова «части» во фразе «на компенсацию части потерь в доходах» в названии, а также в пунктах 1.1, 1.2 и абзаце 4 пункта 2.2; применения понижающего коэффициента «0,5» в формуле С = 0,5 х Дн пункта 2.12.

В обоснование своих требований административный истец указал, что является субъектом естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в том числе и на территории Чувашской Республики, в связи с чем его деятельность подпадает под государственное регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемые им положения Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики (далее - Правила предоставления субсидий) нарушают права и законные интересы АО «Содружество» и противоречат действующим редакциям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», необоснованно ограничивая права перевозчиков на полное возмещение убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Содружество» Комаров Р.В. исковые требования поддержал.

Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Мандравина Т.Н. и Волкова И.В., представляющая также интересы заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики, исковые требования не признали в связи с их необоснованностью, указав, что оспариваемые административным истцом АО «Содружество» Правила предоставления субсидий приняты не в развитие положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а рамках реализации Государственной программы Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2013 года № 324, в связи с чем указанные нормативные правовые акты регулируют разные правоотношения. Административный ответчик не оспаривает право АО «Содружество» на полное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования ниже экономически обоснованного уровня, однако полное возмещение этих потерь будет осуществляться по итогам финансового года и не в рамках оспариваемых Правил предоставления субсидий. Тем не менее подлежащая выплате субсидия в соответствии с этими Правилами будет учитываться при возмещении полных потерь перевозчика.

Порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня, на который указано в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», органами государственной власти Чувашской Республики пока не принят.

Заинтересованные лица Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики представили в суд отзывы на административное исковое заявление АО «Содружество», в которых Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, а Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики просило вынести решение с учетом принципов разумности и справедливости, указав при этом, что применение понижающего коэффициента «0,5» в формуле пункта 2.12 Правил предоставления субсидий затрагивает права и законные интересы АО «Содружество».

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бельцова А.Н., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления АО «Содружество», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт и федеральные пути сообщения.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктами 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), а также установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 этого же Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий, включая деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 года № 165) органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 513 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» установлен тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО «Содружество» на территории Чувашской Республики, в размере 30 рублей за одну десятикилометровую зону, а так же экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки – 68 рублей 86 копеек за одну десятикилометровую зону.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10 февраля 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В силу пункта 3 этой же статьи Федерального закона потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляется в форме субсидий.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственной программой Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2013 года № 324 (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года № 331), наряду с прочими мероприятиями предусмотрено возмещение части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием решений об установлении льгот по тарифам на проезд учащихся и воспитанников общеобразовательных организаций, студентов очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, с его реализацией путем подписания соглашения с организацией железнодорожного транспорта о предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2010 года № 437.

Законом Чувашской Республики от 7 декабря 2016 года № 92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» заложены средства на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородном сообщении в пределах средств, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».

Согласно части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики является Кабинет Министров Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 этого же Закона Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 533 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики», утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики.

Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом исполнительной власти Чувашской Республики в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, подписан председателем Кабинета Министров Чувашской Республики и размещен на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru, 15 декабря 2016 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 декабря 2016 года, а также опубликован в печатном издании «Вести Чувашии» № 51 от 24 декабря 2016 года.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 1.1 Правил предоставления субсидий, настоящие Правила регламентируют порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики (далее - субсидия).

Пунктом 1.2 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что целью предоставления субсидий является компенсация части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки на территории Чувашской Республики, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее также - организация железнодорожного транспорта).

Согласно пункту 1.3 Правил предоставления субсидий Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – Минтранс Чувашии) как главный распорядитель средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляет предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минтрансу Чувашии на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил.

Пунктом 1.4 Правил предоставления субсидий к категориям получателей субсидии отнесены организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики по регулируемым тарифам, установленным нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, имеющие потери в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики (далее также – заявитель, получатель субсидии).

Согласно п.2.2 Правил предоставления субсидий заявитель ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Минтранс Чувашии:

заявку на получение субсидии;

согласованные с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам:

справку-расчет на предоставление субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;

сведения о доходах и расходах организации железнодорожного транспорта в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

реестр документов, подтверждающих произведенные расходы (договоров, актов выполненных работ, платежных документов) по направлению расходов по использованию основных средств, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам;

оборотно-сальдовые ведомости.

В пункте 2.7 Правил предоставления субсидий предусмотрены основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии.

Пункт 2.8 Правил предоставления субсидий указывает на необходимость при предоставлении субсидии заключения соглашения между Минтрансом Чувашии и заявителем о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики. При этом абзацем 2 указанного пункта 2.8 установлено, что предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил, осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».

Пункты 2.9 и 2.10 Правил предоставления субсидий содержат требования, предъявляемые к заявителю на получение субсидии и к соглашению о предоставлении субсидии, заключаемому между Минтрансом Чувашии и заявителем.

В силу пункта 2.11 Правил предоставления субсидий направления расходования субсидий, предоставленных в соответствии с настоящими Правилами, определяется в соответствии с соглашением.

В соответствии с п. 2.12 Правил предоставления субсидии размер субсидии определяется по формуле С = 0,5 x Дн, где:

С - размер субсидии, который вне зависимости от результата меньше или равен общему объему бюджетных ассигнований, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил;

Дн - недополученные доходы получателя субсидии, возникающие при установлении тарифов на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, которые определяются по формуле Дн = Рп - Дп, где:

Рп - экономически обоснованные затраты получателя субсидии, связанные с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяемые Минтрансом Чувашии совместно с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 октября 2010 года, регистрационный № 18754);

Дп - плановый доход получателя субсидии при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, который определяется по формуле Дп = Т / 10 x Пп, где:

Т - утвержденный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики за одну десятикилометровую зону;

Пп - плановый пассажирооборот, пасс.-км, определяется по формуле Пп = Обтр x Нр, где:

Обтр - объем транспортной работы, ваг.-км, определенный в Соглашении;

Нр - расчетная наполняемость вагона, определенная в Соглашении.

Пунктом 2.13 Правил предоставления субсидии предусмотрено, что для перечисления субсидии Минтранс Чувашии в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии представляет в Минфин Чувашии платежные документы с приложением копий документов, указанных в пункте 2.2 настоящих Правил, по каждому получателю субсидии.

Выплата субсидии за отчетный месяц осуществляется исходя из фактически недополученных доходов за отчетный месяц в пределах размера субсидии, установленного соглашением на соответствующий квартал.

В силу пункта 2.15 Правил предоставления субсидии оценка результативности использования субсидии осуществляется по итогам отчетного года Минтрансом Чувашии.

Анализ положений норм права, содержащихся в оспариваемых Правилах предоставления субсидий, позволяет суду сделать вывод, что они не вступают в противоречие с положениями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», поскольку предметом их регулирования являются разные правоотношения, и не нарушают права административного истца на полное возмещение потерь в доходах, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования.

Как следует из общих положений оспариваемых Правил предоставления субсидий целью предоставления субсидий является компенсация части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки на территории Чувашской Республики, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозки пассажиров, эти Правила не направлены на реализацию норм, содержащихся в пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», предусматривающих полное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня.

Субсидия, предусмотренная указанными Правилами, предоставляемая ежемесячно и определяемая по формуле С = 0,5 x Дн, вопреки доводам административного истца, даже без учета коэффициента «0,5» не может повлечь возмещения реально понесенных перевозчиком в отчетном периоде потерь в результате установления тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня, поскольку недополученные доходы получателя субсидии (Дн) по этой формуле определяются как разница между экономически обоснованными затратами получателя субсидии, связанными с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (Рп) и плановым доходом получателя субсидии при осуществлении таких перевозок (Дп), а не его реальным доходом, что в итоге в любом случае может привести к предоставлению субсидии в большем или меньшем размере, чем фактически понесет потери перевозчик в отчетном периоде в результате установления таких тарифов, сборов и платы.

Предметом правового регулирования оспариваемых Правил предоставления субсидий являются бюджетные отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса, которыми являются Министерство финансов Чувашской Республики как исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и Минтранс Чувашской Республики как главный распорядитель средств республиканского бюджета, выделенных в виде субсидий организациям железнодорожного транспорта.

В этой связи, суд находит правомерными доводы Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что субсидии установленные Правилами предоставления субсидий являются мерой государственной поддержки, которая не связана с установлением льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте, а реализуется по инициативе органов государственной власти Чувашской Республики, в связи с чем Правила предоставления субсидии не могут оцениваться на соответствие его требованиям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», предметом регулирования которых является объем прав перевозчиков на возмещение потерь в доходах, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования, а не отношения между участниками бюджетного процесса на уровне субъекта Российской Федерации.

Получении субсидии в рамках указанных Правил предоставления субсидий не может повлечь отказ в возмещении фактических потерь в доходах, возникших у АО «Содружество» в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня, основанных на документально подтвержденных экономически обоснованных расходах перевозчика за конкретный календарный период.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, не устанавливает каких-либо ограничений в деятельности хозяйствующих субъектов, не влияет на конкурентоспособность оказываемых услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, не затрагивают равенства прав перевозчиков в названной сфере, в связи с чем заявленные АО «Содружество» исковые требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Содружество» о признании недействующими с 01 января 2017 года Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики, утверждённых постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 533, в части: применения слова «части» во фразе «на компенсацию части потерь в доходах» в названии, а также в пунктах 1.1, 1.2 и абзаце 4 пункта 2.2; применения понижающего коэффициента «0,5» в формуле С = 0,5 х Дн пункта 2.12 Правил предоставления субсидий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики С.Н. Уряднов

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2017 года.