НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 18.05.2017 № 21-276/2017

Дело № 21-276/2017

Судья Алексеева А.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

18 мая 2017 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алексеева А.Г. на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ананьевой О.Н. № 15-19-09/03П-2017 от 19 января 2017 года и решение судьи Моргаушского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 марта 2017 года по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера бухгалтерии отдела МВД России по Моргаушскому району Чувашской Республики Алексеева А.Г.,

У С Т А Н О В И Л

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ананьевой О.Н. № 15-19-09/03П-2017 от 19 января 2017 года главный бухгалтер бухгалтерии отдела МВД России по Моргаушскому району Чувашской Республики Алексеев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Алексеев А.Г. просит отменить указанные постановление и решение, ссылаясь на их незаконность, необоснованность и несправедливость. По мнению заявителя, при производстве по делу об административном правонарушении не доказано представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям закона, составлен по истечению срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ и без принятия решения о возбуждении дела, в тексте постановления неверно указано наименование занимаемой им должности, имеются основания для признания допущенного правонарушения малозначительным.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав Алексеева А.Г., поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ивановой Е.О. об оставлении постановления должностного лица и решения судьи без изменения, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

На основании статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает:1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета;3) отчет о финансовых результатах деятельности;4) отчет о движении денежных средств;5) пояснительную записку.

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О бухгалтерском учете" под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 5 вышеназванного закона объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Согласно статье 9 Закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Из положений статьи 10 Закона следует, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Согласно статье 13 Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Из материалов дела следует, что письмом МВД по Чувашской Республике от 31.12.2013 № 40-1511 установлен срок представления годовой бюджетной отчетности отделом МВД России по Моргаушскому району 19.01.2015 в электронном виде и 20.01.2015 на бумажном носителе.

Отдел МВД России по Моргаушскому району годовая бюджетная отчетность за 2014 год подписана 20.01.2015 и направлена сопроводительным письмом от 20.01.2015 № 302, при этом в нарушение требований частей 1, 2 статьи 9, частей 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 3, 4, 297, 345, 373 Инструкции № 157н, Алексеев А.Г., являющийся главным бухгалтером бухгалтерии отдела МВД, не обеспечив отражение дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2015 на счете 30223 «Расчеты по коммунальным услугам» в сумме 39 026 руб., на счете 30225 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» в сумме 6 727 руб., и учитывая по состоянию на 01.01.2015 телевизор, полученный в 2012 году в качестве приза из МВД по Чувашской Республике, на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации» по стоимости 14 699 руб., допустил искажение бюджетной отчетности и в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 264.1. БК РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402- ФЗ, пунктов 18, 20 Инструкции № 191н представил в МВД по Чувашской Республике заведомо недостоверную бюджетную отчетность за 2014 год: Баланс (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2015 - по коду строки 490 «Расчеты по принятым обязательствам» (030200000) на сумму 45 753 руб., Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 01.01.2015, Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по счету 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации», по коду строки 210 с завышением на сумму 14 699 руб.

Указанные нарушения выявлены старшим контролером – ревизором контрольно – ревизионного отдела в финансово – бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике С.Т.Е. в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 15 ноября 2016 года по 2 декабря 2016 года на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 14 ноября 2016 года № 448, результаты которой оформлены актом от 12 декабря 2016 года.

Факт совершения главным бухгалтером Алексеевым А.Г. вмененного ему административного правонарушения и её виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе протоколом об административном правонарушении № 15-19-09/03 от 12 января 2017 года, актом выездной проверки от 12 декабря 2017 года, бюджетной отчетностью за 2014 год, актами сверок с контрагентами, первичными и иными финансовыми документами, Положением о бухгалтерии ОМВД России по Моргаушскому району, должностным инструкцией главного бухгалтера бухгалтерии отдела от 5 октября 2012 года, приказом министра МВД по Чувашской Республики от 18 июля 2011 года № 916л/с о назначении Алексеева А.Г. га должность главного бухгалтера бухгалтерии ОМВД России по Моргаушскому району, и другими доказательствами.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица административного органа и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Алексеева в нарушении статьи 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402- ФЗ, Инструкции № 157н и Инструкции № 191н, его действия правильно квалифицированы по статье 15.15.6 КоАП РФ.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, размер штрафа определен в минимальном размере, правовых оснований для снижения размера штрафа не имеется.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права при привлечении Соколовой Е.Н. к административной ответственности не допущено.

Доводы Алексеева А.Г. о неосведомленности в недостоверности бюджетной отчетности, об отсутствии нарушений при ведении бюджетного учета тщательно проверены судьей районного суда и обоснованно опровергнуты с подробным приведением мотивов.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из должностных обязанностей главного бухгалтера и предоставленных для реализации вмененных обязанностей полномочий Алексеев А.Г. обязана был обеспечить наджещее ведение бюджетного учета и представление достоверной бюджетной отчетности.

Довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, тщательно исследованы как должностным лицом, так и судьей районного суда, выводы об отсутствии оснований для освобождения Алексеева А.Г. от административной ответственности за малозначительностью являются правильными.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Между тем, категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Учитывая, что действия должностного лица посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения бюджетного законодательства, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, оценив характер совершенного правонарушения, в том числе степень вины правонарушителя, суд не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятых актов, по делу не допущено.

Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом после обнаружения правонарушения по результатам плановой выездной проверки, в данном случае отдельного процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении не требовалось.

Вопреки доводам жалобы, составление указанного протокола по истечению сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, не влечет его недействительность.

Имеющаяся в деле явная техническая ошибка, выраженная в неправильном указании должности Алексеева П.Г., является опиской, устранение которой возможно должностным лицом административного органа в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ, без изменения существенного содержания постановления.

Двухгодичный срок давности привлечения Алексеева П.Г. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства, не нарушен, поскольку начало течения срока следует исчислять с даты представления отчетности в МВД Чувашской Республики – 20 января 2015 года.

Иных доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о незаконности принятых по делу постановления и решения, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи отмене и изменению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ананьевой О.Н. № 15-19-09/03П-2017 от 19 января 2017 года и решение судьи Моргаушского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 марта 2017 года по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера бухгалтерии отдела МВД России по Моргаушскому району Чувашской Республики Алексеева А.Г. оставить без изменения, жалобу Алексеева А.Г. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев