НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 11.01.2019 № 3А-49/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дело № 3а-7/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2019 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.,

с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Агафоновой Дарьи Александровны, Агафонова Александра Васильевича о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 года, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о,

установил:

Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень), который опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru).

Согласно пункту 83 Перечня включено здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ...

Агафонова Д.А., ... Агафонов А.В. обратились в суд с административным иском о признании недействующим пункта 83 Перечня, мотивируя свои требования тем, что собственником указанного здания до 26 мая 2017 года являлся Агафонов А.В., который по договору дарения подарил ... Агафоновой Д.А. Указанное здание не обладает признаками объектов, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку для предпринимательской деятельности, осуществляемой в указанном здании ... Агафоновой Н.В. фактически используется площадь в размере 10 кв.м., за которую оплачивается единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Остальная часть здания используется под личное подсобное хозяйство и в коммерческих, торговых целях не используется, третьим лицам не сдается. По обращению собственника административным ответчиком издано распоряжение от 24.09.2018 № 778-р, которым утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования здания, которые провело обследование здания в неполном составе (в составе трех человек из шести назначенных). Административные истцы не согласны со сведениями, изложенными в акте обследования, где комиссией определена общая площадь под размещение объектов торгового назначения в размере 55,7 процентов, что не соответствует действительности. При исчислении и определении доли фактической площади объекта нежилого фонда, комиссией учитывались помещения нежилого здания, которые не входят и не используются для размещения объектов торгового назначения и коммерческих целей. Ссылаясь на технический паспорт нежилого помещения, изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации» г.Алатырь от 22 ноября 2007 года, указывают, что склад площадью 36,3 кв.м. используется под личное подсобное помещение и не соответствует торговому назначению; гараж площадью 44,2 кв.м. используется под личный автотранспорт и в соответствии с законодательством подлежит исключению; вспомогательная площадь: коридор площадью 11, 4 кв.м., котельная площадью 4,1 кв.м.; касса площадью 5,7 кв.м. законсервирована под личные вещи, своего назначения не оправдывает и не используется для коммерческих нужд; кабинет площадью 8,3 кв.м. под офис не оборудован, так же законсервирован, заполнен личными вещами, не предназначенными для торговых и офисных целей; бухгалтерия площадью 8,7 кв.м. под офис не оборудовано, так же законсервировано, не используется по назначению и занята личными вещами собственника. Таким образом, по своему прямому назначению используется лишь часть нежилого здания площадью 10 кв.м., а потому, включение его в Перечень, нарушает права, свободы и законные интересы собственника, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебное заседание Агафонова Д.А., ... Агафонов А.В. не явились. Представитель Агафоновой Д.А. Плетнев М.А. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что площадь помещения, используемого под торговую деятельность составляет 16, 6 кв.м., что подтверждено данными технического паспорта, изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации» г.Алатырь по состоянию на 06.12.2018 года.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Семенова Н.Ю. по существу административного иска возражала, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах предоставленных ему полномочий и в установленном порядке, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Представленными доказательствами подтверждается правомерность отнесения принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером ... к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с учетом требований статьи 378.2 НК РФ.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация г.Алатырь Чувашской Республики в судебное заседание не направила своего представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

В силу пункта 1.3 решения Собрания депутатов города Алатырь Чувашской Республики от 20.02.2016 № 02/07-6 «Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога в новой редакции» установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 1.4).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Оспариваемый Приказ Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о, опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части административными истцами нормативный правовой акт принят уполномоченными органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административными истцами не оспаривается.

В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в числе прочего, в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как видно из материалов дела, собственником нежилого здания общей площадью 158,8 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... с 20 июня 2017 года является Агафонова Д.А., о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации № ... (л.д.112). Из объяснений законного представителя Агафоновой Д.А. Агафоновой Н.В. судом установлено, что ранее указанное здание принадлежало на праве собственности Агафонову А.В., который на основании договора дарения от 26.05.2017 подарил его ... Агафоновой Д.А.

Из объяснений представителя Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Семеновой Н.Ю. судом установлено, что основанием для включения указанного здания в Перечень на 2017 год послужили данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (государственном кадастре недвижимости) о назначении нежилого здания с кадастровым номером .... Впоследствии, было дополнительно установлено, что указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером ..., имеющем вид разрешенного использования «для строительства здания магазина».

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2017, от 19.12.2018 нежилое здание общей площадью 158,8 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., 2007 года постройки, имеет наименование «магазин».

Указанное здание расположено на земельном участке площадью 450 кв.м. с кадастровым номером ..., относящемся к землям населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования – для строительства здания магазина (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2017, от 14.12.2018).

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при включении принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером ... в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, нарушений требований законодательства допущено не было, принадлежащее административному истцу здание, правомерно включено в Перечень, поскольку, во-первых, указанное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение торгового объекта, что является самостоятельным основанием для включения данных зданий в оспариваемый перечень согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, во – вторых, назначение нежилого здания предусматривает его использование для осуществления торговой деятельности. В связи чем, отсутствовала необходимость установления фактического использования данного здания в целях применения статьи 378.2 НК РФ, подлежащего определению согласно Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343,

Учитывая изложенное, доводы административных истцов о фактическом использовании менее чем 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, подтвержденный договорами безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.01.2017 (л.д.91-93), от 01.06.2017 (л.д. 49-52), техническим паспортом от 06.12.2018, изготовленным МУП «Бюро технической инвентаризации», обследование объекта и последующее составление комиссией, образованной распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 24.09.2018 № 778-р, акта обследования по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от 04.10.2018 (л.д.68-70), для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Агафоновой Дарье Александровне, Агафонову Александру Васильевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим пункта 83 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 14 января 2019 года