Дело № 21-248/2020Судья Степанова Н.А.Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении
9 июня 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Храмкова Александра Владимировича на постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии № 1075 от 27 декабря 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора филиала Марий Эл и Чувашии акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» Храмкова Александра Владимировича,
установил
постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии № 1075 от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2020 года, руководитель Управления продаж - заместитель директора филиала Марий Эл и Чувашии АО «ЭнергосбыТ Плюс» Храмков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему как должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей (с применением положений частей 2.2., 2.3. статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Храмков А.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав Храмкова А.В.и его защитника Ливанову О.В., поддержавших жалобу, мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии Митроновой Н.Ю. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за тепловую энергию включена в состав платы за коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Пунктом 36 Правил № 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу подпункта «е» пункта 31 Правил № 354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Постановлением Госслужбы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 14.12.2018 № 134-32/т тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям с 1 января 2019 года, утвержден в размере 1548,77 руб./Гкал.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» ставка налога на добавленную стоимость повышена с 18 до 20 процентов с 1 января 2019 года.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома на основании договоров, заключенных с организациями, обслуживающими МКД.
При рассмотрении дела должностным лицом органа административной юрисдикции и судьей районного суда установлено, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» РСО начисление платы за тепловую энергию по многоквартирным домам, распложенным в г. Чебоксары и находящимся в управлении ООО «Алста», ООО «Домоуправление», ООО УК ЖКХ «Инженер», ООО «Забота», ООО УК «Теплый дом», ООО «Жилкомсервис-1», ООО «Хотей», ТСЖ «Победа», ТСЖ «Дом 2/3», ТСЖ «Коммунальщик-2», ТСЖ «Связист», ТСЖ «Мир», ТСН «Аврора», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Лидер», ТСЖ «Электрик», произвело в январе 2019 года исходя из показаний приборов учета тепловой энергии за период с 16 декабря 2018 года по 25 декабря 2018 года по тарифу за тепловую энергию в размере 1290,64 руб. /Гкал с применение налоговой ставки НДС в размере 20%. При аналогичных расчетах в декабре 2019 года применялся тариф за тепловую энергию 1290,64 руб./Гкал и налоговая ставка НДС 18%.
Тем самым Филиалом Марий Эл и Чувашии АО «ЭнергосбыТ Плюс» начисленная плата за отопление в январе 2019 года исходя из показаний приборов учета тепловой энергии до 25 декабря 2018 года предъявлена названным выше обслуживающим организациям - исполнителям коммунальных услуг к оплате в излишних суммах, размер которых составил от 96,43 руб. до 34037,97 руб.
Мониторинг актов снятия суточных показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии, отчетов о распределении показаний ОДПУ за декабрь 2018 года показал, что начисление платы за потребление тепловой энергии в период с 19 по 25 декабря 2018 года собственникам помещений МКД, находящихся на обслуживании ООО «Текстильщик», ресурсоснабжающей организацией произведено в январе 2019 года с аналогичными нарушениями.
Принимая во внимание, что завышение налоговой ставки не является превышением регулируемых государством цен, предельных цен, надбавок (наценок) к ценам, максимальной розничной цены, регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобное), вместе с тем при изложенных выше обстоятельствах привело к завышению стоимости товара, имущественных прав с налогом, выставленных покупателю, должностным лицом органа административной юрисдикции вынесено постановление о привлечении заместителя директора – руководителя управления продаж тепловой энергии Филиала Марий Эл и Чувашии АО «ЭнергосбыТ Плюс» Храмкова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
С учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ действия Храмкова А.В. как должностного лица, в служебные полномочия которого входит в том числе производство начисления и выставления первичных документов за потребленную энергию, по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ по признаку иного нарушения порядка ценообразования квалифицированы правильно.
Представленное в вышестоящий суд Положение об Управлении не исключает административную ответственность Храмкова А.В как руководителя Управления отдела продаж, Положение о котором оставлено без изменения и возлагает на него, в том числе функции в сфере продаж энергии по анализу действующего законодательства, участию в подготовке в материалов для установления тарифов, выборочному контролю текущей деятельности управления биллинга в части правильности порядка расчета стоимости проданной тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды).
Наказание в виде административного штрафа назначено с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом личности Храмкова А.В., его имущественного положения и устранения допущенных нарушений в декабре 2019 года, соответствует требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ.
Доводы Храмкова А.В. о том, что его действия не являются каким – либо нарушением установленного порядка ценообразования, не образуют состав административного правонарушения и не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, приводились им при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда, тщательно проверены и обосновано опровергнуты по основаниям, подробно приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами должностного лица органа административной юрисдикции и судьи районного суда основанием для отмены (изменения) вынесенных по делу постановления и решения не являются.
Существенных процессуальных нарушений по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30,9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии № 1075 от 27 декабря 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора филиала Марий Эл и Чувашии акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» Храмкова Александра Владимировича оставить без изменения, жалобу Храмкова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев