НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 04.05.2021 № 21-219/2021

Дело № 21-219/2021

Судья Тимофеева Е.М.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

4 мая 2021 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» Игнатьева А.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 02-84 от 21 декабря 2020 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ПАО «Чебоксарский агрегатный завод»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 02-84 от 21 декабря 2020 года ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 500000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года названое постановление должностного лица от 21 декабря 2020 года изменено, Обществу с применением положений частей 3.2., 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначен административный штраф в размере 250000 рублей. В остальном постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными актами, защитник Общества Игнатьев А.И. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу.

Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, заслушав возражения представителя административного органа Кочкомазовой О.С., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.41.1 КоАП РФ административным правонарушением признается неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия,- ограничения их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливая имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установлен распоряжением Правительства РФ от 8.12.2017 № 2970 –р (далее - Перечень).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 8).

При предоставлении ПАО «ЧАЗ» отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 г. в графе 6 должны отразиться количество товаров, выпущенных в обращение на территории РФ в году предшествующему отчётному, в отношении которых возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации, т.е. данные берутся из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2018 г.

Произведённую продукцию в 2018 г. Общество реализовало с использованием тары деревянной прочей и её частей, ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона, а также изделиями упаковочных пластмассовых и прочих, которые подлежат утилизации после утраты ей потребительских свойств согласно перечню, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2017 № 2970 –р.

Согласно декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации, за 2018 г. количество тар деревянных прочих и её частей составило 411201,37 кг, ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона - 22212,798 кг, изделий упаковочных пластмассовых прочих - 42757,157 кг.

На основании декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2018 г., Управление рассчитало сумму экологического сбора за упаковку в сумме 232253,0 руб. и направило требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ сумм экологического сбора от 25 ноября 2020 г. № 10-13817.

Норматив утилизации товаров и упаковки товаров ПАО «ЧАЗ» не выполнен. Таким образом, Обществу необходимо было внести плату за экологический сбор.

В соответствии с частью 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Сумма экологического сбора составила 232253,00 руб.

Срок внесения экологического сбора, учитывая указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. №206, от 02 апреля 2020 г. № 239, от 28 апреля 2020 г. № 294,- до 12мая 2020 г.

Плата за экологический сбор Обществом не внесена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41.1 КоАП РФ.

Факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения по признаку неуплаты в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, и вина юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в частности: актом проверки от 2 декабря 2020 года, предписанием об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отчетностью ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год, декларацией о количестве выпущенных в обращении на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 и 2019 годы, актом от 25.11.2020 проведения правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2019 год, требованием о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм экологического сбора за 2019 год.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы заявителя о незаконности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41.1 КоАП РФ, после признания Общества решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 1 ноября 2019 года несостоятельным (банкротом) тщательно проверены судьей районного суда и обоснованно опровергнуты со ссылкой на положения статей 4, 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Как правильно указано в решении судьи, в данном конкретном случае обязательные платежи по внесению экологического сбора по итогам отчетного периода – календарный 2019 год, срок внесения которых наступил 12 мая 2020 года после даты принятия заявления о признании должника банкротом и признания Общества банкротом, являются текущими, следовательно, подлежали внесению в установленный законодательством срок.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действующее законодательство о банкротстве, равно как и законодательство об охране окружающей природной среды, не содержит норм, освобождающих юридических лиц от внесения экологического сбора в установленные сроки.

Само по себе утверждение автора жалобы о том, что в настоящее время Общество осуществляет расчеты по текущим платежам третьей очереди, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершенном административном правонарушении.

В частности, статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Вместе с тем из материалов дела не следует, что Обществом принимались зависящие от него своевременные и исчерпывающие меры по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2019 год, являющейся текущим платежом, в том числе вне очереди за счет конкурсной массы, которую составляет все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства (статья 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р утратило силу с 1 января 2021 года.

Вместе с тем данное обстоятельстве не влечет прекращение производства по делу, поскольку распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р, вступившим в силу с 1 января 2021 года, утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в который включены тара деревянная прочая и её части, ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона, изделия упаковочные пластмассовые прочие, а предусмотренная законом обязанность производителей, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивать экологический сбор по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню, не отменена.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено судом в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, при этом принято во внимание имущественное положение Общества, находящегося в состоянии банкротства, что послужило для назначения наказания в размере менее минимального размера, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ.

Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа, назначенного судьей районного суда, равно как и признания административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Порядок и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 02-84 от 21 декабря 2020 года (с учетом изменений, внесенных решением судьи от 11 марта 2020 года) и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «Чебоксарский агрегатный завод», оставить без изменения, жалобу защитника Игнатьева А.И. - без удовлетворения.

Судья А.В.Голубев

Решение31.05.2021