НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область) от 15.07.2022 № 2-1315/2021

УИД: 66RS0025-01-2021-002198-19 г/д 2-144/2022

Решение изготовлено

15.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 14 июня 2022 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Якимовой Н.А.

с участием прокурора Клинюшиной О.П.

ответчика Носкова К.Н.

представителя ответчиков главы Верхнеалдинского городского округа Сальникова И.Б., администрации Верхнесалдинского городского округа Синельниковой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа к Носкову Константину Николаевичу, главе Верхнесалдинского городского округа Сальникову Игорю Борисовичу, администрации Верхнесалдинского городского округа о признании распоряжения не законным, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа, в котором просит признать незаконным распоряжение главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ .... «О выплате материальной помощи», взыскать с Носкова К.Н. в бюджет Верхнесалдинского городского округа незаконно полученную материальную помощь в сумме 125 750 рб. 20 коп. В обоснование заявленных требований указано, что Верхнесалдинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения антикоррупционного и бюджетного законодательства в части начисления выплат главе Верхнесалдинского городского округа, в результате которой было установлено, что порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, регламентирован решением Думы Верхнесалдинского городского округа № .... от д.м.г.. Согласно п. 1 решения № .... от д.м.г. заработная плата состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в п. 6 решения № .... относятся ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Пункт 10 решения № .... (исключен решением Думы ВСГО от д.м.г.) предусматривал дополнительную гарантию, которая не предусмотрена в Уставе Верхнесалдинского городского округа. Оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с п. 10 решения № ..... В связи с выявленными нарушениями 21.06.2021 в адрес главы Верхнесалдинского городского округа было вынесено представление, которое рассмотрено, однако, в добровольном порядке в бюджет ВСГО сумма в размере 125 750 руб. 20 коп. не возвращена.

В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме.

Ответчик Носков К.Н. в судебном заседании пояснил, что не признает заявленные требования. Исполняя обязанности главы Верхнесалдинского городского округа, он руководствовался Уставом Верхнесалдинского городского округа, иными локально-нормативными, нормативными актами. Оспариваемое распоряжение было издано им в соответствии с Решением Думы Верхнесалдинского городского округа № ....

Синельникова А.Н., действующая как представитель администрации Верхнесалдинского городского округа и как представитель главы Верхнесалдинского городского округа Сальникова И.Б., в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы ответчику Носкову К.Н., ранее являющемуся главой Верхнесалдинского городского округа, осуществляется за счет средств бюджета Верхнесалдинского городского округа, расходы на заработную плату Главы городского округа входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Думы городского округа на соответствующий год. На 2020 год был утвержден годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с Решением Думы городского округа № .... от д.м.г., согласно которому в состав заработной платы входят должностной оклад и ежемесячные и иные дополнительные выплаты. Пунктом 10 Решения Думы № .... было предусмотрено, что при наличии экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года. Поскольку в 2020 году образовалась экономия фонда оплаты труда, Носкову К.Н. и была выплачена материальная помощь по итогам года в размере двух должностных окладов, что также предусмотрено локально-нормативным актом. При этом оспариваемое распоряжение не было издано Носковым К.Н. единолично, оно было согласовано с уполномоченными лицами. Прокурором не представлено доказательств, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы городского округа, поскольку бюджету Верхнесалдинского городского округа ущерб не был причинен.

Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

По смыслу указанной нормы в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от д.м.г.№ .... главой Верхнесалдинского городского округа был избран Носков К.Н.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1, 3 ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

В частью 4 статьи 36 Закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования, в том числе: глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4.1. статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются за счет средств местного бюджета гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Устава Верхнесалдинского городского округа, утвержденного Решением Верхнесалдинской районной Думы Свердловской области от 15.06.2005 № 28, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа; глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа; Счетная палата Верхнесалдинского городского округа.

Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 23 Устава, в исключительной компетенции Думы городского округа находится рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Дума городского округа заслушивает ежегодный отчет главы городского округа о результатах его деятельности, деятельности администрации городского округа и иных подведомственных главе городского округа органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой городского округа.

Согласно ст. 23.1 Устава, Председатель Думы городского округа подписывает решения Думы городского округа; организует выполнение правовых актов Думы городского округа в пределах своей компетенции; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы городского округа.

Согласно статье 28 Устава, Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава. Глава городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

В силу ч. 8 ст. 28 Устава, Глава городского округа подконтролен и подотчетен населению и Думе городского округа.

Согласно ст. 29 Устава, Главе городского округа за счет средств местного бюджета гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что с д.м.г. оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от д.м.г.№ .... «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе».

Согласно данного Решения, заработная плата состоит из месячного должностного оклада и ежемесячных и иных дополнительных выплат, утверждены размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

Данным решением установлено, что годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, формируется за счет средств, направляемых на выплаты: должностных окладов; дополнительных выплат; районного коэффициента (пункт 4).

При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и районного коэффициента, предусматриваются средства в размере 21,0 должностного оклада на дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 6 настоящего Решения (пункт 5).

В состав дополнительных выплат заработной платы лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, входят: ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 6).

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере 1,58 должностного оклада (пункт 7).

Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере двух должностных окладов в год. Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, производится с учетом уральского коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 9).

Лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года за счет экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе (пункт 10).

Таким образом, судом установлено, что с д.м.г. оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от д.м.г.№ ....

Из оспариваемого распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа следует, что оно было издано в соответствии с Решением Думы городского округа от д.м.г.№ .... в том числе, в соответствии с п.10 Решения. На момент издания распоряжения, пункт 10 Решения Думы № ...., являлся действующим, незаконным или недействительным признан не был. Распоряжение согласовано Председателем Думы городского округа, также на распоряжении имеется виза уполномоченного лица о том, что имеется экономия по фонду оплаты труда с целью выплаты материальной помощи в размере двух должностных окладов.

Выплаченная денежная сумма в размере двух должностных окладов за счет экономии фонда оплаты труда была начислена в размере, предусмотренном нормативными актами, в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и имеющих целевое назначение. Также из представленных суду документов следует, что выплата денежных средств была произведена в размерах, не превышающих пределы установленного фонда оплаты труда и не превышающих размер экономии фонда оплаты труда.

Доводы прокурора о нарушении ответчиком Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе дополнительных денежных вознаграждений, не свидетельствуют о неправомерности действий ответчика по изданию распоряжения № ....-к от д.м.г. «О выплате материальной помощи за счет экономии фонда оплаты труда».

Действительно, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Вместе с тем, в данном случае распоряжение было вынесено в соответствии с локально-нормативными актами, согласовано с уполномоченными должностными лицами.

Кроме этого, 04.10.2021 на заседании рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области были рассмотрены материалы о несоблюдении ответчиком запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Согласно выписке из протокола, в действиях Носкова К.Н. допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликтов интересов, поскольку от него не поступало уведомлений о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

12.11.2021 выписка из протокола заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области была рассмотрена на внеочередном заседании Думы городского округа, по результатам рассмотрения вынесено Решение Думы городского округа № .... от д.м.г., копия которого направлена в Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа к Носкову Константину Николаевичу, главе Верхнесалдинского городского округа Сальникову Игорю Борисовичу, администрации Верхнесалдинского городского округа о признании распоряжения не законным, взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В.Исаева