НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область) от 02.08.2022 № 2-250/2022

УИД: 66RS0007-01-2021-008779-48

г/д 2-250/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 02 августа 2022 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Юкиной Е.В.,

при помощнике судьи Шушаковой С.Н.,

с участием: представителя истца - помощника Верхнесалдинского городского прокурора Клинюшиной О.Е.,

ответчика - Савченко М.В.,

представителя ответчиков - главы Верхнесалдинского городского округа Сальникова И.Б., администрации Верхнесалдинского городского округа - Синельниковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах Верхнесалдинского городского округа к Савченко Михаилу Владимировичу, главе Верхнесалдинского городского округа Сальникову Игорю Борисовичу, администрации Верхнесалдинского городского округа о признании распоряжения главы городского округа, постановления администрации городского округа незаконными, взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа, в котором просит признать Распоряжение главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О премировании», Постановление администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О выплате материальной помощи Главе Верхнесалдинского городского округа» незаконными, пункт 2 Распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа № ....-к от д.м.г. «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», пункт 2 Распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», пункт 2 Распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», пункт 2 Распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко» незаконными; взыскать с Савченко Михаила Владимировича в пользу бюджета Верхнесалдинского городского округа незаконно полученные премии, материальную помощь и надбавки в общем размере 1 053 303 руб. 85 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что Верхнесалдинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения антикоррупционного и бюджетного законодательства в части начисления выплат главе Верхнесалдинского городского округа, в результате которой было установлено, что порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, регламентирован решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 118 от 25.09.2018 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе». Согласно п. 1 решения Думы № 118 от 25.09.2018 заработная плата состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в п. 6 решения № 118 от 25.09.2018 относятся ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Вместе с тем, пункт 10 Решения Думы № 118 (исключен решением Думы ВСГО от 29.09.2021) предусматривал дополнительную гарантию, которая не предусмотрена в Уставе Верхнесалдинского городского округа, «материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года». Оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с п. 10 решения № 118 от 25.09.2018. Надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Распоряжением главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к Главе городского округа Савченко М.В. выплачено дополнительное денежное вознаграждение по итогам 2019 года в размере 9029,77 руб., Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к главе Верхнесалдинского городского округа выплачена материальная помощь в размере 70 000 руб. Также в ходе проверки установлено, что главе Верхнесалдинского городского округа за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года выплачивалась следующие надбавки, не предусмотренные Решением Думы № 118 и Уставом Верхнесалдинского городского округа. Всего за весь период главой Верхнесалдинского городского округа Савченко М.В. с учетом премий, материальной помощи и надбавок, не предусмотренных нормативными правовыми актами Верхнесалдинского городского округа получены денежные средства в размере 1 053 303 руб. 85 коп., которые прокурор просит взыскать с Савченко М.В. в качестве неосновательного обогащения.

В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме.

Ответчик Савченко М.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что исполняя обязанности главы Верхнесалдинского городского округа, он руководствовался Уставом Верхнесалдинского городского округа, иными локально-нормативными, нормативными актами. Оспариваемые распоряжения были изданы в строгом соответствии с Решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 118 от 25.09.2018 г.

Представитель ответчиков - администрации Верхнесалдинского городского округа и главы Верхнесалдинского городского округа Сальникова И.Б. - Синельникова А.Н., в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы ответчику Савченко М.В., ранее являющемуся главой Верхнесалдинского городского округа, осуществляется за счет средств бюджета Верхнесалдинского городского округа, расходы на заработную плату Главы городского округа входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Думы городского округа на соответствующий год. На 2019 год был утвержден годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с Решением Думы городского округа № 118 от 25.09.2018, согласно которому в состав заработной платы входят должностной оклад и ежемесячные и иные дополнительные выплаты. Пунктом 10 Решения Думы № 118 от 25.09.2018 было предусмотрено, что при наличии экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года. Поскольку в 2019 году образовалась экономия фонда оплаты труда, Савченко М.В. и была выплачена материальная помощь по итогам года, что также предусмотрено локально-нормативным актом. При этом оспариваемые распоряжения не были изданы Савченко М.В. единолично, они были согласованы с уполномоченными лицами. Прокурором не представлено доказательств, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы городского округа, поскольку бюджету Верхнесалдинского городского округа ущерб причинен не был.

Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

По смыслу указанной нормы в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от 20.12.2017 № 34 главой Верхнесалдинского городского округа был избран Савченко М.В. (л.д.17).

Решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от 30.09.2020 № 296 полномочия главы Верхнесалдинского городского округа Савченко М.В. были досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию (л.д.19).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона № 131-ФЗ) под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1, 3 ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

В частью 4 статьи 36 Закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования, в том числе: глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4.1. статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются за счет средств местного бюджета гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Устава Верхнесалдинского городского округа, утвержденного Решением Верхнесалдинской районной Думы Свердловской области от 15.06.2005 № 28, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа; глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа; Счетная палата Верхнесалдинского городского округа.

Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 23 Устава, в исключительной компетенции Думы городского округа находится рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Дума городского округа заслушивает ежегодный отчет главы городского округа о результатах его деятельности, деятельности администрации городского округа и иных подведомственных главе городского округа органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой городского округа.

Согласно ст. 23.1 Устава, Председатель Думы городского округа подписывает решения Думы городского округа; организует выполнение правовых актов Думы городского округа в пределах своей компетенции; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы городского округа.

Согласно статье 28 Устава, Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава. Глава городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

В силу ч. 8 ст. 28 Устава, Глава городского округа подконтролен и подотчетен населению и Думе городского округа.

Согласно ст. 29 Устава, Главе городского округа за счет средств местного бюджета гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе».

Согласно указанному Решению, заработная плата состоит из месячного должностного оклада и ежемесячных и иных дополнительных выплат, утверждены размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

Данным решением установлено, что годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, формируется за счет средств, направляемых на выплаты: должностных окладов; дополнительных выплат; районного коэффициента (пункт 4).

При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и районного коэффициента, предусматриваются средства в размере 21,0 должностного оклада на дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 6 настоящего Решения (пункт 5).

В состав дополнительных выплат заработной платы лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, входят: ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 6).

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере 1,58 должностного оклада (пункт 7).

Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере двух должностных окладов в год. Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, производится с учетом уральского коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 9).

Таким образом, судом установлено, что с 01.01.2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе».

Спорные денежные поощрения главы городского округа Савченко М.В. в расчетных листках за период 2019 года, представленных в материалы дела, отражено с наименованием начисления «пер.над», что подтверждается следующим расчетом:

- январь 2019 года - оклад за 15 рабочих дней составляет 46475,29 руб. х 1,58 = 73430,96 руб.,

-февраль 2019 года - оклад составляет 52672,00 руб. х 1,58 = 83221,76 руб.,

-март 2019 года - оклад за 9 рабочих дней составляет 23702,40 руб. х 1,58 = 37449,79 руб.,

-апрель 2019 года - оклад за 17 рабочих дней составляет 40701,09 руб. х 1,58 = 64307,72 руб.,

-май 2019 года - оклад составляет 52672,00 руб. х 1,58 = 83221,76 руб.,

-июнь 2019 года - оклад составляет 52672,00 руб. х 1,58 = 83221,76 руб.,

-июль 2019 года - оклад за 13 рабочих дней составляет 29771,13 руб. х 1,58 = 47038,39 руб.,

-август 2019 года- оклад составляет 52672,00 руб. х 1,58 = 83221,76 руб.,

-сентябрь 2019 года- оклад за 18 раб. дней составляет 45147,43 руб. х 1,58 = 71332,94 руб.,

-октябрь 2019 года - оклад за 14 раб. дней составляет 32061,22 руб. х 1,58 = 50656,73 руб.,

-ноябрь 2019 года- оклад за 9 рабочих дней составляет 23702,40 руб. х 1,58 = 37449,79 руб.,

-декабрь 2019 года - оклад за 17 раб. дней составляет 40701,09 руб. х 1,58 = 64307,72 руб.

В расчетных листках за март, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года, с наименованием начисления «гос.об.» отражены начисления среднего заработка, в связи с направлением Савченко М.В. в служебную командировку, что подтверждается распоряжениями Главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», от д.м.г.№ ....-к «О служебной командировке главы Верхнесалдинского городского округа М.В. Савченко», а также табелем учета рабочего времени за март, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года (л.д.72-93), распоряжением администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования работников администрации Верхнесалдинского городского округа».

Из пояснений представителя ответчика следует, что наименования начислений «пер.над» и «гос.об.» в расчетных листках указаны исходя из возможностей программы «Контур.Зарплата («АМБа»), применяемой для расчета заработной платы до д.м.г., в которой справочник наименований начислений установлен разработчиком и функция редактирования данного справочника отсутствовала, что подтверждается скринщотами экрана компьютера с открытой программой «Контур.Зарплата («АМБа»).

Расчетные листы из бухгалтерской программы, на основании которых сформулировано требование прокурора, не являются первичными отчетными документами, не содержат даты составления документа, его наименования, содержания факта хозяйственной жизни, подписи ответственных должностных лиц, в связи с чем, они не могут быть приняты судом в качестве доказательств осуществления выплат ответчику надбавок, не предусмотренных решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118, на основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Верхнесалдинского городского прокурора о взыскании с Савченко М.В. сумм надбавок в общем размере 891 256 руб. 30 коп. (974 274,08 руб. с учетом районного коэффициента) являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Из пункта 10 решения Думы городского округа от 25.09.2018 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе» следует, что лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года за счет экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

При этом порядок назначения материальной помощи и дополнительного вознаграждения по итогам года не установлен, но определено, что такие выплаты выплачиваются в пределах установленного фонда оплаты труда.

В соответствии с ежегодными решениями Думы городского округа о бюджете Верхнесалдинского городского округа главным распорядителем бюджетных средств, планируемых на содержание главы Верхнесалдинского городского округа, является администрация Верхнесалдинского городского округа.

В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Устава Верхнесалдинского городского округа глава городского округа исполняет полномочия главы администрации городского округа и к его полномочиям относится организация исполнения бюджета городского округа, распоряжение сметой доходов и расходов администрации городского округа.

Так как главным распорядителем бюджетных средств, запланированных на содержание главы Верхнесалдинского городского округа, является администрация Верхнесалдинского городского округа, а глава Верхнесалдинского городского округа является главой администрации Верхнесалдинского городского округа, подписание им правовых актов о выплате материальной помощи и дополнительного вознаграждения в пределах средств, установленных Думой городского округа на содержание главы, не выходит за пределы его полномочий.

Из оспариваемых распоряжений главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О премировании», и постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О выплате материальной помощи Главе Верхнесалдинского городского округа» следует, что они были изданы в соответствии с Решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118, в том числе, в соответствии с п.10 указанного Решения. На момент издания распоряжений, пункт 10 Решения Думы от 25.09.2018 № 118, являлся действующим, незаконным или недействительным признан не был. Распоряжение согласовано Председателем Думы городского округа, также на распоряжении имеется виза уполномоченного лица о том, что имеется экономия по фонду оплаты труда с целью выплаты материальной помощи главе городского округа.

Выплаченная Савченко М.В. денежная сумма в размере 79029,77 руб. за счет экономии фонда оплаты труда была начислена в размере, предусмотренном нормативными актами, в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и имеющих целевое назначение. Также из представленных суду документов следует, что выплата денежных средств была произведена в размерах, не превышающих пределы установленного фонда оплаты труда и не превышающих размер экономии фонда оплаты труда.

Доводы прокурора о нарушении ответчиком Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе дополнительных денежных вознаграждений, не свидетельствуют о неправомерности действий ответчика по изданию распоряжения от д.м.г.№ ....-к «О премировании», и постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О выплате материальной помощи Главе Верхнесалдинского городского округа».

Действительно, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Однако, в данном случае распоряжение было вынесено в соответствии с локально-нормативными актами, согласовано с уполномоченными должностными лицами.

Данный вывод суда подтверждается, в том числе, постановлением от д.м.г. об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 286 УК РФ, в отношении Савченко М.В., по основанию предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Кроме этого, в силу пп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы, и согласуются с положениями статьи 8 Конвенции Международной организации труда от 01.07.1949 г. № 95 «Относительно защиты заработной платы», разрешающими производить вычеты из заработной платы только на условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективных договорах или в решениях арбитражных судов, а также с положениями статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающими право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту, обязательными для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нормы международного и гражданского права не содержат оснований для взыскания в судебном порядке суммы задолженности с работника, которому была излишне начислена заработная плата по вине работодателя.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации возврат денежных средств в качестве неосновательного обогащения может быть осуществлен только при наличии недобросовестности со стороны получателя денежных средств и счетной ошибки.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В исковом заявлении Верхнесалдинским городским прокурором указано, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий и иных выплат, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на ненадлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Кроме того, Верхнесалдинский городской прокурор в исковом заявлении ссылается на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Вместе с тем, Верхнесалдинским городским прокурором не представлено доказательств, достоверно и бесспорно подтверждающего указанные доводы. Все доводы истца основаны на критической субъективной оценке результатов проверки. Кроме того, в исковом заявлении не указано каким требованиям закона не отвечают оспариваемые ненормативные правовые акты.

Таким образом, требования Верхнесалдинского городского прокурора о признании распоряжения главы Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О премировании», постановления администрации Верхнесалдинского городского округа от д.м.г.№ ....-к «О выплате материальной помощи Главе Верхнесалдинского городского округа» незаконными, взыскании с Савченко М.В. полученных премий и материальной помощи в общей сумме 79029,77 руб., являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах Верхнесалдинского городского округа к Савченко Михаилу Владимировичу, главе Верхнесалдинского городского округа Сальникову Игорю Борисовичу, администрации Верхнесалдинского городского округа о признании распоряжения главы городского округа, постановления администрации городского округа незаконными, взыскании неосновательного обогащения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2022 г.

Судья Юкина Е.В.