дело № 12-497/2021
РЕШЕНИЕ
г. Верхняя Пышма 30 ноября 2021 года
Судья Верхнепышминского городского суда Свердловской области Колесова Ю.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Главного управления Минитерства юстиции РФ по Свердловской области ФИО1 (далее – Управление) на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 10.08.2012 о прекращении производства по делу в отношении Фонда развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 215 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - фонд, организация),
УСТАНОВИЛ:
Согласно обжалуемому постановлению, прекращено производство по делу в отношении Фонда развития МБОУ СОШ № на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Управления ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просила его отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. В жалобе указала на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку в результате анализа представленных документов установлено, что выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения, указанные в повторном письменном предупреждении от 25.05.2021 № Фондом не устранены, каких-либо дополнительных документов, подтверждающих устранение нарушений, как видно из обжалуемого постановления, представителями Фонда представлено не было. Вывод судьи об отсутствии умысла Фонда на не исполнение требований предписания, не соответствует диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не предусматривающей освобождение от ответственности в случае попыток устранения нарушений.
В судебном заседании представитель Управления ФИО2 поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Фонда ФИО3, ФИО4 просили постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу Управления – без удовлетворения. Пояснили, что все требования, изложенные в повторном предупреждении, были устранены, о чем был направлен отчет по устранению нарушений от 05.07.2021 и представлены подтверждающие документы.
Заслушав представителей Управления и Фонда, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 14.01.2021 № 26-р «О проведении плановой документарной проверки Фонда развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 215 с углубленным изучением отдельных предметов» проведена плановая документарная проверка в отношении Фонда на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
В ходе проверки выявлены факты расходования денежных средств на цели, не предусмотренные уставом, в том числе распределение прибыли учредителям (участникам).
В результате проведенной плановой документарной проверки Фонда выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
По данному факту Главным управлением 20.02.2021 Фонду вынесено письменное предупреждение №.
В устранение нарушений, выявленных в ходе плановой документарной проверки и указанных в предупреждении от 20.02.2021 №, Фондом были представлены документы.
На основании пп. 1 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 15.04.2021 № «О проведении внеплановой документарной проверки Фонда развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № с углубленным изучением отдельных предметов», проведена внеплановая документарная проверка в отношении Организации с целью установления факта устранения нарушений, указанных в предупреждении от 20.02.2021 №, срок исполнения которого истек 14.04.2021 (акт проверки от 25.05.2021).
В результате внеплановой проверки выявлены факты расходования денежных средств на цели, не предусмотренные уставом, в том числе распределение прибыли учредителям (участникам).
Также в результате проведенной внеплановой проверки установлено, что Фондом не в полном объеме устранены нарушения, указанные в письменном предупреждении от 20.02.2021 №, что подтверждено актами проверок от 20.02.2021 и от 25.05.2021, предупреждением.
По данному факту Главным управлением вынесено повторное предупреждение от 25.05.2021 № с указанием срока устранения нарушений до 05.07.2021 включительно.
В целях устранения нарушений, указанных повторном письменном предупреждении от 25.05.2021 №, в Главное управление 05.07.2021 Фондом представлены документы.
В результате анализа представленных документов установлено, что нарушения, указанные в повторном письменном предупреждении от 25.05.2021 №, Организацией не устранены, а именно:
в нарушение п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» полученная Организацией в проверяемом периоде прибыль распределялась между участниками, что также является нарушением п. 2 ст. 123.19, п. 4 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как Организацией в проверяемом периоде имущество использовалось не для достижения целей, указанных в уставе Организации;
в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Организацией не проводился обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год.
Положения устава Организации противоречат законодательству Российской Федерации: пункт 4.2 устава Организации противоречит п. 3. ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».Кроме того, Организация расходовала денежных средств на цели, не предусмотренные уставом, в том числе распределила прибыль учредителям (участникам).
В связи с чем, по факту не устранения нарушений, указанных в повторном предупреждении от 25.05.2021 №, 08.07.2021 Главным управлением 08.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Фонда.
При вынесении обжалуемого постановления мировой судья, заслушав представителя Фонда и исследовав материалы дела, в том числе отчет по устранению нарушений (их. 14834 от 05.07.2021 года) с пояснениями по проведенным мероприятиям относительно исполнения предупреждения: документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости - договор субаренды и порядок расчетов по нему; журнал учета проверок с внесенными сведениями; трудовой договор с Президентом Фонда; новую редакцию Устава, переданную па регистрацию; документы, подтверждающие размещение отчетности Фонда па официальном сайте; договор на осуществление аудиторской проверки; инвентарный список нефинансовых активов, пришел к выводу о том, что у Фонда отсутствовал умысел на не исполнение предписания от 25.05.2021 № от 25.05.2021, поскольку Фондом предприняты необходимые действия и представлены документы, подтверждающие устранение нарушений.
Между тем мировым судьей при вынесении постановления не учтено, что указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку эти же документы были представлены Фондом должностному лицу Управления и расценены последним как не устраняющие нарушения, указанные в повторном предупреждении от 25.05.2021 №, каких-либо дополнительных документов, подтверждающих исполнение предписания, Фондом в суд не представлено.
А именно: не представлены документы, подтверждающие факт использования имущества Фонда для достижения целей, указанных в Уставе Фонда; договор аудиторской проверки и платежное поручение об оплате аванса по нему представлены после составления протокола об административном правонарушении; на момент составления протокола государственная регистрация изменений в учредительных документах не была осуществлена, положения п. 4.2 Устава Фонда противоречат п. 3 ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Указанные обстоятельства не исследовались и надлежащей правовой оценки не получили, в связи с чем вывод мирового судьи о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Фондом предприняты меры, направленные на исполнение требований предписания, а следовательно, у Фонда отсутствовал умысел на не исполнение предписания, нельзя признать законным и обоснованным.
В связи с изложенным постановление мирового судьи о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое рассмотрение.
В то же время согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения юридическим лицом, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку с момента совершения административного правонарушения трехмесячный срок давности привлечения Фонда к административной ответственности истек 06.10.2021, что в силу положений ч. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 10.08.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Фонда развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 215 с углубленным изучением отдельных предметов за отсутствием состава административного правонарушения отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении Фонда развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 215 с углубленным изучением отдельных предметов прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья Ю.С. Колесова