НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнепышминского городского суда (Свердловская область) от 24.07.2023 № 2А-720/2023

Мотивированное решение составлено 24.07.2023.

Дело № 2а-720/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2023 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,

при секретаре Балалихиной В.С.,

с участием представителя административного ответчика Николаевич Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Гарипову Марату Равилевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, встречному иску Гарипова Марата Равилевича к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области о признании незаконными действий, признании недействительным требования, обязании произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц,

У С ТА Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №32 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гарипову Марату Равилевичу о взыскании, с учетом уточнения требований, недоимки по земельному налогу за 2021 год в размере 47 рублей 61 копейка, по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ) за 2021 год в размере 14 592 рубля 00 копеек, по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ) за 2021 год в размере 17 177 321 рубль 39 копеек. В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество и земельного налога, поскольку имеет зарегистрированные на его имя объекты недвижимости и земельный участок. Следовательно, обязан уплачивать своевременно и в полном объеме указанные виды налогов. До настоящего времени недоимка по налогам административным ответчиком не оплачена.

Административный ответчик Гарипов М.Р. обратился в суд с встречным административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по первоначальному административному иску от 18.01.2023 года в части неверного начисления по налогу на имущество за 2021 год и признать незаконными следующие действия административного ответчика (административного истца по первоначальному административному иску): начисление налога на имущество физических лиц, произведенного на основании завышенной кадастровой стоимости и неверной ставке налога на имущество по объекту недвижимости , а также по неверной ставке налога на имущество по объекту недвижимости . Признать недействительным требование об уплате налога и пени и возложить обязанность произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2021 год по объектам недвижимости и .

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области по доверенности Николаевич Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, встречные исковые требования не признала.

Административный ответчик Гарипов М.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица ППК «Роскадастр» по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 115).

Представитель заинтересованного лица ИФНС России № 22 по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменные пояснения, в которых просил полностью удовлетворить первоначальный иск и отказать в удовлетворении встречного иска (л.д. 122-126, 130).

Представитель заинтересованного лица ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав представителя административного истца Николаевич Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации,

для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Согласно выписке из реестра объектов налогообложения, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, последний в спорный период являлся собственником следующего земельного участка:

- <адрес>, кадастровый ;

Согласно выписке из программного комплекса «АИС Налог-3 ПРОМ» о состоянии расчета с бюджетом налогоплательщика по земельному налогу на дату начисления земельного налога за 2021 год в размере 1 858 рублей 00 копеек в карточке числилась переплата в размере 1 810 рублей 39 копеек.

Таким образом, недоимка по земельному налогу за 2021 год составляет 47 рублей 61 копейка. Размер недоимки по налогу в указанной сумме подтверждается расчетом налога за 2021 год и сведениями о принадлежности объекта недвижимости (земельного участка) административному ответчику.

Установлено, что административный ответчик в течение налогового периода за 2021 год являлся собственником вышеуказанного земельного участка, следовательно, он обязан уплачивать земельный налог.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно выписке из реестра объектов налогообложения, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, последний в спорный период являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По расчетам административного истца недоимка административного ответчика по налогу на имущество за 2021 год составляет по объектам, расположенным в рамках ОКТМО – 14 592 рубля 00 копеек, по объектам, расположенным в рамках ОКТМО – 17 177 321 рубль 39 копеек.

В силу ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.45 НК РФ). В случае неуплаты налога в установленные сроки взыскание с физического лица производится в судебном порядке (ст.48 НК РФ).

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области в адрес Гарипова М.Р. было направлено требование от 13.12.2022 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 14 592 рубля 00 копеек, 17 191 961 рубль 00 копеек, по земельному налогу в размере 47 рублей 61 копейка, предоставлен срок для добровольного исполнения до 23.12.2022.

Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было.

В связи с неисполнением Гариповым М.Р. обязанности по уплате налога на имущество за 2021 год, земельного налога за 2021 год, МИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

26.12.2022 мировым судьей судебного участка № 2 Верхнепышминского судебного района Свердловской области в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налоговым обязательствам с должника Гарипова М.Р. отказано.

20.01.2023 года административный истец обратился в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с настоящим иском.

Судом установлено, что 14.02.2023 года административным ответчиком оплачены денежные средства в счет погашения задолженности по налогам в размере 14 592 рубля 00 копеек, 47 рублей 61 копейка.

Согласно информации Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области указанные платежи зачтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2021 год (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ).

Оставшаяся задолженность административным ответчиком не погашена. Доказательств обратного, ответчиком в суд не представлено.

Согласно решению ГБУ «Центр имущественных платежей» о пересчете кадастровой стоимости от 25.01.2023 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером с 01.01.2018 года составляет 615 955 555, 68 рублей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 64 108 619 рублей.

В соответствии со ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В г. Москве перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами и включены в указанный перечень.

Согласно п. 4 статьи 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц», объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах: а) 1,2 кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году; б) 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2016 году; в) 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2017 году; г) 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2018 году и следующие налоговые периоды. Согласно пункту 4.1 статьи 1 Закона, объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей – в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Расчет налога за объект недвижимости с кадастровым номером – 64 108 619 (налоговая база) *1 (доля) * 1,5 (налоговая ставка) *10/12=801 358 рублей 00 копеек.

Расчет налога за объект недвижимости с кадастровым номером – 615 955 555,68 (налоговая база) *1 (доля) * 2,0 (налоговая ставка) *10/12=10 265 925 рублей 90 копеек.

14.02.2023 года административным ответчиком произведен единый налоговый платеж в размере 14 592 рубля 00 копеек, в размере 47 рублей 61 копейка.

Указанные платежи зачтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2021 год (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ).

Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ) за 2021 год составляет 11 052 644 рубля 30 копеек (801 358+10 265 925,90-14592-47,61).

При таких обстоятельствах, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.12.2022 Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области в части определения недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2021 год в сумме, превышающей 11 052 644 рубля 30 копеек, недействительно.

Незаконных действий административным ответчиком Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области не допущено, поскольку на момент расчета задолженности по налогу на имущество, решения о пересчете кадастровой стоимости еще не были приняты.

Задолженность административного ответчика по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенных в рамках ОКТМО 65732000) за 2021 год составляет 14 592 рубля 00 копеек, указанный расчет произведен административным истцом верно.

Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Гарипову Марату Равилевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, подлежат удовлетворению в части. Встречные требования Гарипова Марата Равилевича к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области о признании незаконными действий, признании недействительным требования, обязании произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, подлежат удовлетворению в части.

Согласно статье 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Административный ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов, исковые требования МИФНС № 32 удовлетворены в части, с административного ответчика надлежит взыскать в федеральный бюджет госпошлину в сумме 60 000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Гарипову Марату Равилевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, - удовлетворить в части.

Взыскать с Гарипова Марата Равилевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области задолженность по земельному налогу за 2021 год в размере 47 рублей 61 копейка, по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенных в рамках ОКТМО ) за 2021 год в размере 14 592 рубля 00 копеек, по налогу на имущество физических лиц (по объектам, расположенным в рамках ОКТМО ) за 2021 год в размере 11 052 644 рубля 30 копеек.

В удовлетворении оставшейся части требований Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Гарипову Марату Равилевичу, отказать.

Взыскать с Гарипова Марата Равилевича госпошлину в федеральный бюджет в сумме 60 000 рублей 00 копеек.

Встречные требования Гарипова Марата Равилевича к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области о признании незаконными действий, признании недействительным требования, обязании произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, удовлетворить в части.

Признать недействительным требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.12.2022 Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области в части определения недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2021 год в сумме, превышающей 11 052 644 рубля 30 копеек.

В удовлетворении оставшейся части встречных требований Гарипова Марата Равилевича к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья Е.А. Шелепова.