НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнепышминского городского суда (Свердловская область) от 19.09.2023 № 2-769/2023

УИД 66RS0024-01-2023-000182-41

Дело № 2-769/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2023 года

г. Верхняя Пышма 12 сентября 2023года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Карасевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карачевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску товарищества собственников жилья (ТСЖ) ««Карасьеозерское» к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате обязательных взносов (платы за содержание и управление общим имуществом),

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «Карасьеозерское обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате обязательных взносов за период с января 2019 года по январь 2023 года в сумме 370400,00 рублей, суммы пени за период с 11.01.2019 по 15.01.2023 в размере 41905, 00 рублей.

В обоснование своих требований истец указал следующее. ФИО1, на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта . Право собственности ФИО1 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, 09.01.2014 (номер регистрации Указанный жилой находится на территории поселка «Карасьеозерское», который находится в управлении ТСЖ «Карасьеозерское». Членом ТСЖ должник не является. Согласно п.2.1. Устава ТСЖ «Карасьеозерское», предметом деятельности ТСЖ является совместное управление имуществом, которое принадлежит собственникам жилых домов в пос. «Карасьеозерское», и предназначено для обслуживания более чем одного жилого дома (общее имущество поселка), обеспечение эксплуатации этого имущества, владение, пользование и в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом поселка, управление и содержание инфраструктуры поселка, мест общего пользования. Статьями 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан ежемесячно, до десятого числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Как следует из ч. 6 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, собственники жилья вносят плату за содержание жилого помещения (в том числе, связанную с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья. При этом, отсутствие договора не является основанием для освобождения собственника от внесения платы за содержание жилого помещения. В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения. На ответчике, таким образом, лежит бремя несения расходов, связанных с содержанием общего имущества и инфраструктуры поселка. Поэтому, несмотря на то, что ответчик не является членом ТСЖ, обязан нести плату за содержание жилого помещения, расположенного на территории поселка «Карасьеозерское», находящегося в управлении ТСЖ «Карасьеозерское». Положениями п.3 ч.1 ст.137 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платежей для собственников утверждается решениями Общего собрания членов Товарищества. В силу ч.3 ст.137 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения собственниками обязанностей по участию в общих расходах, товарищество собственников жилья вправе потребовать в судебном порядке, принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. В соответствии с п.5.7 Устава ТСЖ «Карасьеозерское», собственники жилых домов, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом поселка, его инфраструктурой, местами общего пользования. Размер такой платы утверждается Общим собранием членов Товарищества. Плата вносится в соответствии с договорами, заключенными между собственниками, не являющимися членами товарищества и товариществом. Однако отсутствие договора не является основанием для невнесения платы. Согласно п.5.9. Устава ТСЖ «Карасьеозерское», размер обязательных платежей и (или) вносов, а также размер платы за содержание и управление общим имуществом поселка устанавливается Общим собранием членов Товарищества. Решением годового собрания ТСЖ «Карасьеозерское» от 09.04.2011 утвержден размер ежемесячного взноса с домовладения в сумме 5 600 рублей. С октября 2015 года сумма ежемесячного взноса установлена в размере 7 200 рублей (Протоколы общих собрания от 24.09.2015, от 10.11.2017). транспортного средства 01 января 2020 года размер взноса (платы на содержание и управление общим имуществом) составляет 7500, 00 рублей (протокол от 16.11.2019). с 01 января 2022 года размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 8000, 00 рублей (протокол от 18.04.2022 года). Ответчик, таким образом, обязан оплачивать ежемесячные взносы в размере, установленном товариществом собственников жилья. Между тем, указанная обязанность ответчиком не выполняется. В период с января 2019 года пол июля 2022 года у ответчика образовалась задолженность по уплате ежемесячных взносов в общей сумме 2370,400 рублей. С учетом требований ч.14 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку со стороны ответчика имеет место невнесение платы за содержание общего имущества, ответчик обязан уплатить пени, размер которых составляет, по состоянию на 14.01.2023 – 41905, 00 рублей. Данный иск предъявлен по требованиям в отношении жилого дома по <адрес>. В собственности ответчика находится два жилых дома, расположенных в <адрес>. Плата за содержание и управление общим имуществом в отношении жилого дома по <адрес> ответчикам также не вносилась в добровольном порядке. Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 июня 2019 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, с ФИО1 взыскана задолженность в отношении жилого дома по адресу: <адрес>. С требованием о взыскании в судебном порядке в платы в отношении жилого дома по адресу: <адрес> взыскатель ранее не обращался. В августе 2022 года истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, судебный приказ был вынесен 22.08.2022 года, однако по заявлению ФИО1 судебный приказ был отменен.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель истца ТСЖ «Карасьеозерское» ФИО2 предмет исковых требований уточнила. Просила взыскать с ФИО1, в счет погашения задолженности по уплате обязательных взносов (расходов на содержание общего имущества, общей инфраструктуры), за период с сентября августа 2019 года по январь 2023 года в сумме 320000, 00 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пени в размере 22236, 00 рублей за период с 13.08.2019 по 15.01.2023 по день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки с 16.01.2023 по день фактического исполнения обязательства.

В судебном заседании представитель истца ТСЖ «Карасьеозерское» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения иска поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дополнительно указала следующее. Ответчик ошибочно полагает, что плата за содержание и управление общим имуществом в отношении дома по <адрес> не должна взиматься, поскольку в настоящее время Ответчик «перевел» жилой дом по адресу: <адрес> нежилое (баня). Как следует из выписки из ЕГРП, приложенной к иску, объект недвижимости с кадастровым номером , принадлежащий Ответчику и расположенный по адресу : <адрес> являлся жилым домом. На основании п. 2-5 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Таким образом, поскольку ранее в ЕГРП содержал сведения об объекте по адресу <адрес> как о жилом доме, то он таковым являлся, а Ответчик обязана была платить членские взносы за указанный жилой дом в силу следующего. Период, за который взыскивается заложенность по внесению платы за содержание и управление общим имуществом: август 2019 г. – январь 2023 г. Как следует из Устава ТСЖ «Карасьеозерское» от 10.11.2017 г., действовавшего до 26.07.2022 г. :

- п. 5.7. Устава ТСЖ «Карасьеозерское» - собственники жилых домов, не являющиеся членами Товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом посёлка, его инфраструктурой, местами общего пользования. Размер такой платы утверждается Общим собранием членов Товарищества. Плата вносится в соответствии с договорами, заключенными между собственниками, не являющимися членами Товарищества, и Товариществом. Однако отсутствие договора не является основанием для невнесения платы.

- п. 5.8. Устава ТСЖ «Карасьеозёрское», обязательные платежи и (или) взносы, а также плата за содержание и управление общим имуществом посёлка вносятся членами Товарищества и собственниками, не являющимися членами Товарищества, ежемесячно не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным.

- п. 5.9. Устава ТСЖ «Карасьеозёрское», размер обязательных платежей и (или) взносов, а также размер платы за содержание и управление общим имуществом посёлка устанавливаются Общим собранием членов Товарищества.

Решением годового общего собрания ТСЖ «Карасьеозёрское» от 09.04.2011 г. утвержден размер ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) с домовладения в сумме 5 600 (пять тысяч шестьсот) рублей (копия Решения общего собрания от 09.04.2011 приложена к иску). С октября 2015 года сумма ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) установлена в размере 7 200 (семь тысяч двести) рублей (Протоколы общих собраний от 24.09.2015 и от 10.11.2017). С 01 января 2020 года размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей (Протокол от 16.11.2019). С 01 января 2022 размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 8000 (восемь тысяч) рублей (Протокол от 18.04.2022 ). Таким образом, основанием для внесения платы за содержание за содержание и управление общим имуществом посёлка, его инфраструктурой, местами общего пользования для собственников, не являющихся членами Товарищества, является наличие в собственности жилого дома. Ответчик являлась собственником жилого дома по адресу <адрес> вплоть до его «перевода» в нежилое», а следовательно, в указанный период была обязана вносить плату за содержание и управление общим имуществом. При этом материалы дела не содержат дату «перевода» строения по адресу: <адрес> из жилого в нежилое. Однако такая дата имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Не имеет в данном случае правового значения то обстоятельство, что земельные участки, на которых стояли жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес> были объединены в единый земельный участок 26.01.2021 г., поскольку, в силу вышеизложенного, именно наличие у строения статуса жилого является основанием для взимания платы. С доводами, изложенными в Отзыве Ответчика на исковое заявление Истец не согласен по следующим основаниям. Как следует из материалов регистрационного дела в отношении объекта по адресу : <адрес> 07.04.2009 г. - дом по адресу <адрес> был введен в эксплуатацию как жилой дом. 19.12.2013 г. ФИО1 приобрела у ФИО3 на основании Договора купли - продажи недвижимости от 19.12.2023 г. жилой дом с земельным участком по адресу <адрес>. 20.10.2020 г. (спустя 7 лет после приобретения жилого дома по адресу: <адрес>) ФИО1 обратилась в регистрирующий орган с заявлением об изменении назначения объекта с жилого на нежилое. 30.10.2020 г. Управлением Росреестра по Свердловской области было отказано в изменении назначении жилого дома по адресу <адрес> на нежилое. 04.2022 г. (спустя еще 2 года) ФИО1 вновь обратилась в регистрирующий орган с заявлением об изменении назначения объекта с жилого на нежилое. 20.04.2022 г. на основании заявления ФИО1 Управлением Росреестра по Свердловской области государственная регистрация изменения назначения жилого дома по адресу <адрес> на нежилое была приостановлена до 20.10.2022 г. Сведений о дате фактического внесения в ЕГРП изменений назначения жилого по дома по адресу : <адрес> материалы регистрационного дела не содержат. Таким образом, довод Ответчика о том, что объект по адресу: <адрес> всегда был баней не состоятелен. Тем не менее, из вышеизложенного следует, что объект по адресу: <адрес> изначально был введен в эксплуатацию как жилой дом, приобретался и использовался Ответчиком 10 лет как жилой дом и только в 2023 г. (т.е. уже после предъявления настоящего иска, предположительно в марте 2023 г.) был «переведен» в нежилое. В рамках настоящего дела взыскивается задолженность с августа 2019 по январь 2023 г., т.е. за период, когда объект по адресу: <адрес> являлся жилым. ТСЖ «Карасьеозерское» неоднократно предлагало представить Истцу документ, подтверждающий дату внесения в ЕГРП изменений относительно назначения дома по адресу: <адрес>, Озерная, <адрес>, однако ответа получено не было. Поведение Ответчика в данном случае следует квалифицировать как нежелание представить доказательства с какой даты в ЕГРП внесена запись о «переводе» дома по адресу: <адрес> из жилого в нежилое и как отказ от опровержения факта правомерности взыскания с нее задолженности, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает Истец. К представленным в материалы дела письмам ТСЖ «Карасьеозерское» в ЕМУП Спецавтобаза от 26.02.2020 г. и в Арбитражный суд Свердловской области от 14.01.2020 г., которыми ТСЖ «Карасьеозерское» якобы подтверждает, что признавало дом по адресу : <адрес> нежилым, следует отнестись критически, так как указанные письма являются копиями, оригиналы в материалы дела не представлены. ТСЖ «Карасьеозерское» письма с указанным содержанием не подписывало. Происхождение данных писем ТСЖ «Карасьеозерское» неизвестно. Несостоятельным является довод Ответчика о том, в соответствии с редакцией Устава Истца от 10.11.2017 г. плата за содержание и управление общим имуществом посёлка должна была вноситься каждым собственником в независимости от наличия в его собственности жилых домов.

Как следует из Устава ТСЖ «Карасьеозерское» от 10.11.2017 г., действовавшего до 26.07.2022 г.:

- п. 5.7. Устава ТСЖ «Карасьеозерское» - собственники жилых домов, не являющиеся членами Товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом посёлка, его инфраструктурой, местами общего пользования. Размер такой платы утверждается Общим собранием членов Товарищества. Плата вносится в соответствии с договорами, заключенными между собственниками, не являющимися членами Товарищества, и Товариществом. Однако отсутствие договора не является основанием для невнесения платы.

- п. 5.8. Устава ТСЖ «Карасьеозерское», обязательные платежи и (или) взносы, а также плата за содержание и управление общим имуществом посёлка вносятся членами Товарищества и собственниками, не являющимися членами Товарищества, ежемесячно не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным.

- п. 5.9. Устава ТСЖ «Карасьеозерское», размер обязательных платежей и (или) взносов, а также размер платы за содержание и управление общим имуществом посёлка устанавливаются Общим собранием членов Товарищества. Указанные положения Устава не содержат какого-либо правила о том, что собственник должен вносить плату только за один дом, если в его собственности более одного дома. Имеющиеся в материалах дела протоколы Решений общих собраний ТСЖ «Карасьеозерское» также такого правила не содержат. Решением годового общего собрания ТСЖ «Карасьеозерское» от 09.04.2011 г. утвержден размер ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) с домовладения в сумме 5 600 (пять тысяч шестьсот) рублей (копия Решения общего собрания от 09.04.2011 приложена к иску). С октября 2015 года сумма ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) установлена в размере 7 200 (семь тысяч двести) рублей (копии Протоколов общих собраний от 24.09.2015 и от 10.11.2017 приложены к иску). С 01 января 2020 года размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей (копия Протокола от 16,11.2019 приложена к иску). С 01 января 2022 размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 8000 (восемь тысяч) рублей (копия Протокола от 18.04.2022 приложена к иску). Поскольку, как следует из вышеизложенного, в период за который взыскивается задолженность дом по адресу <адрес> являлся жилым, Ответчик обязана вносить плату за содержание и управление общим имуществом поселка, в том числе и за него. Указанный вывод подтверждается и действиями иных собственников домов в ТСЖ «Карасьеозерское» Все собственники всегда вносили плату за содержание и управление общим имуществом посёлка, его инфраструктурой, местами общего пользования пропорционально количеству жилых домов, находящихся в их собственности, что подтверждается актами сверок с 2019 г., приложенными к настоящему отзыву.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, реализует свои процессуальные права посредством представителей по доверенности.

Представители ответчика ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав следующее. По Договорам купли-продажи от 19.12.2013г. (регистрация перехода права собственности 09.01.2014г.) ФИО1 приобрела у семьи ФИО15 единое домовладение, которое состояло из следующих объектов недвижимости:

- жилой дом площадью 878,1 кв.м, и земельный участок площадью 2 475 кв.м, по адресу <адрес>

- жилой дом площадью 96,6 кв.м, (фактическое использование - БАНЯ) и земельный участок площадью 1 689 кв.м, по адресу <адрес>

Данные объекты недвижимости с момента окончания строительства всегда использовались собственниками как единое домовладение - жилой дом с баней. Факт единства данных объектов недвижимости также подтверждается схемой электроснабжения, которая была запроектирована еще в начале строительства. Согласно указанной схеме коттедж с баней имеет общий главный распределительный щит, от которого идет единое запитывание на оба объекта. ТСЖ «Карасьозерское» изначально было известно, что фактически объект по <адрес> является нежилым и используется собственниками как баня, входит в состав единого домовладения. Предыдущий собственник ФИО6 являлся членом ТСЖ «Карасьозерский». Для оплаты взносов ТСЖ присвоило домовладению единый номер лицевого счета по которому как предыдущими собственниками, так и Ответчиком осуществлялась оплата. Иные лицевые счета в отношении объектов недвижимости Ответчика отсутствуют. Квитанции о начислении платы отдельно в отношении бани (<адрес>) на протяжении 10 лет Истцом не выставлялись и собственникам не направлялись. Кроме того, в письме от 26.01.2020г. ТСЖ «Карасьеозерское» в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» в целях исключения начисления платы за вывоз мусора подтверждало, что объекты по <адрес> и <адрес> являются жилым домом с баней и подключены к единому прибору энергоучета. С момента приобретения объектов недвижимости до сентября 2016 года жилой дом и баня сдавались в аренду семье ФИО12, которые продолжали там проживать и оплачивать взносы в ТСЖ «Карасьеозерский». Данное обстоятельство подтверждено материалами гражданского дела о взыскании взносов с ФИО1 за период с сентября 2015г. по июль 2018г. В последующем в доме и бане начался капитальный ремонт. Ремонтные работы продолжались вплоть до 2022 года. Их длительная продолжительность обусловлена тем, что в апреле 2017 года была инициирована процедура банкротства ФИО6 (дело ), в рамках которой оспаривались сделки по продаже имущества, в том числе жилого дома и бани по <адрес>, принадлежащих ранее должнику. Судебный спор был окончен в кассационной инстанции - Определением Арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2021г. В адрес ТСЖ «Карасьеозерское» направлялись судебные запросы о предоставлении информации о собственниках. В ответе от 14.01.2020г. ТСЖ «Карасьеозерское» указывало, что собственником домовладения по адресу: <адрес> (баня) и <адрес>. с 19.12.2013г. является ФИО1 Решением собственника земельного участка ФИО1 от 03.11.2020г. земельный участок по адресу Озерная,15 (к.н. , площадь 1 689 кв.м.) и земельный участок по адресу Озерная 17 (к.н. , площадь 2 475 кв.м.) были объединены. В результаты был образован и зарегистрирован в ЕГРН 26.01.2021г. единый земельный участок с к.н. , площадью 4 164 кв.м., которому был присвоен адрес: <адрес>, земельный участок 15/17. Также были внесены изменения в ЕГРН по техническим характеристикам объекта по <адрес> нежилое, вид разрешенного использования - объект вспомогательного использования (баня), материал наружных стен - деревянные, площадь 212,8 кв.м. Таким образом, на сегодняшний день ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, нежилого объекта (бани) по адресу: <адрес>, которые расположены на едином земельном участке <адрес>. Выводы Истца о наличии у Ответчика в собственности двух жилых домов не соответствуют действительности. Порядок взимания платы за содержание и управление общего имущества для собственников, не являющихся членами Товарищества, за период с 2014 по 2022 гг. неоднократно изменялся. До принятия редакции Устава ТСЖ «Карасьеозерское», утвержденной Решением Общего собрания членов от 10.11.2017г. (зарегистрирован в ЕГРЮЛ 04.04.2018г.) плата взималась с каждого домовладения, что подтверждается Протоколом собрания ТСЖ «Карасьеозерский» от 24.09.2015г. В соответствии с п.5.7, и п. 4 ст. 8.2. Устава ТСЖ «Карасьеозерский», в редакции утвержденной Решением Общего собрания членов от 10.11.2017г., установлено, что размер платы за содержание общего имущества поселка для собственников жилых домов, не являющихся членами товарищества, устанавливается Общим собранием членов ТСЖ. Согласно п.4 Протокола Общего собрания членов ТСЖ «Карасьеозерское» от 10.11.2017г. утвержден размер обязательного платежа собственников, не являющихся членами ТСЖ, в сумме 7 200 (семь тысяч двести) рублей. Пунктом 5.9.1. Устава ТСЖ «Карасьеозерский», в редакции утвержденной Решением Общего собрания членов от 18.04.2022г. (зарегистрирован в ЕГРЮЛ 26.07.2022г.), предусмотрено «размер платы за содержание и управление общим имуществом поселка устанавливается с учетом принципа: взимание с одного дома и (или) с одного земельного участка одного платежа (взноса). Соответственно, каждый собственник, не являющийся членом Товарищества, вносит платежи (взносы) пропорционально количеству жилых домов и (или) земельных участков, которые находятся у него в собственности. Соответственно, если в собственности у собственника, не являющегося членом Товарищества, находится два жилых дома и (или) земельных участка, то такой собственник обязан вносить два взноса. Из буквального анализа указанных документов следует, что в разные периоды времени был предусмотрен абсолютно различный порядок взимания платы за содержание и управление общим имуществом с собственников, не являющихся членами ТСЖ, а именно: 1. До 04.04.2018г. плата за содержание и управление имуществом взималась ТСЖ «Карасьеозерское» с каждого домовладения.

2. С 04.04.2018г. по 26.07.2022г. плата за содержание и управление имуществом взималась ТСЖ «Карасьеозерское» с каждого собственника - вне зависимости от наличия количества жилых домов в его собственности. В данный период времени ФИО1 являлась единоличным собственником объектов недвижимости. 3. С 26.07.2022г. плата за содержание и управление имуществом взимается ТСЖ «Карасьеозерское» с каждого жилого дома и/или земельного участка - пропорционально их количеству. На данный момент ФИО1 принадлежит один жилой дом, расположенный на едином земельном участке. Поэтому объяснимо поведение ТСЖ «Карасьеозерский», которое до июля 2022 года не предпринимало каких-либо попыток по начислению и взиманию платы за объект по Озерной, 15. В настоящее время Истец пытается распространить действие Устава, зарегистрированного в ЕГРЮЛ в июле 2022 года на правоотношения сторон, начиная с 2019 года, что является недопустимым. Также дополнительно в отзыве на иск указано, что истцом не доказаны расходы по содержанию общего имущества. Истцом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие в ТСЖ общего имущества и оказания истцом услуг по его обслуживанию и управлению. Какого-либо экономического обоснования установленного размера платы за пользование общим имуществом и инфраструктурой товарищества Истцом не представлено, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт действительного выполнения ТСЖ «Карасьеозерский» работ (предоставления услуг) по содержанию и управлению общим имуществом.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.

Согласно ч. 4 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.

Из ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что товарищество собственников жилья вправе:

1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

Согласно ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания (ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника относится к компетенции товарищества и не связывается с членством в товариществе. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, относится: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (подпункт 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации); утверждение составленных правлением ТСЖ смет доходов и расходов на соответствующий год (пункт 3 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах, товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.

Частью 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе

В соответствии с ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. Из ч.6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Вместе с тем, отсутствие договора, заключенного с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, не освобождает собственника помещения от обязанности нести соответствующие расходы, производить оплату работ и услуг по содержанию и ремонту общего домового имущества (статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости с КН , расположенного по адресу: <адрес>. Объект недвижимости имеет площадь 212,8 кв.м, назначение – нежилое, наименование – баня, расположен на земельном участке с КН , право собственности на объект с КН зарегистрировано 09.01.2014, что подтверждается актуальными сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.1 л.д. 210-211). Также установлено, что ранее данный объект недвижимости имел назначение – жилой дом, площадь 96.6 кв.м., распложен на земельном участке с КН , что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 09.07.2020, материалами реестрового дела, представленными по запросу суда Управлением Росреестра по Свердловской области. Согласно материалам реестрового дела, выпискам из единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости – земельный участок с КН снят с кадастрового учета 26.01.2021, при этом образован объект недвижимости земельный участок с КН . На земельном участке с КН (дата постановки на кадастровый учет 26.01.2023) расположены объекты недвижимости с ( в настоящее время баня, ранее – жилой дом), с КН (жилой дом), земельный участок образован путем объединения двух земельных участков с КН , КН Как следует из выписки единого государственного реестра недвижимости, материалов реестрового дела в отношении объекта недвижимости с КН изменения в характеристики объекта недвижимости с КН ЕГРН внесены 05.05.2022 года.

Все указанные объекты недвижимости расположены на территории Товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Карасьеозерское».

Согласно распоряжению Администрации города Екатеринбурга Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 12.02.2012 на основании заявления от 04.02.2012 земельному участку с КН и местоположение: <адрес>, следующий адрес: «<адрес>

Согласно п.2.1. Устава Товарищества собственников жилья ««Карасьеозерское», предметом деятельности Товарищества является совместное управление имуществом, которое принадлежит собственникам жилых домов в <адрес> и предназначено для обслуживания более чем одного жилого дома (общее имущество поселка), обеспечение эксплуатации этого имущества, владение, пользование и в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом поселка, управление и содержание инфраструктуры поселка, мест общего пользования.

Из п.2.2. Устава следует, что целями деятельности Товарищества являются: 1) совместное управление общим имуществом поселка, его инфраструктурой; 2) совместное использование собственниками жилых домов общего имущества поселка, его инфраструктуры, мест общего пользования; 3) создание, содержание, сохранение и приращение общего имущества поселка, его инфраструктуры.

Для достижения целей, указанных в п.2.2. Устава? Товарищество осуществляет, в том числе, обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества поселка и элементов инфраструктуры поселка, содержание и благоустройство поселка, мест общего пользования, текущий и капитальный ремонт общего имущества поселка, инженерных сооружений и других элементов инфраструктуры (п.2.3. Устава).

Как следует из Устава ТСЖ «Карасьеозерское» от 10.11.2017 г., действовавшего до 26.07.2022 г :

п. 5.7. Устава ТСЖ «Карасьеозерское» - собственники жилых домов, не являющиеся членами Товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом посёлка, его инфраструктурой, местами общего пользования. Размер такой платы утверждается Общим собранием членов Товарищества. Плата вносится в соответствии с договорами, заключенными между собственниками, не являющимися членами Товарищества, и Товариществом. Однако отсутствие договора не является основанием для невнесения платы. Согласно п.5.8. Устава, обязательные платежи и (или) взносы, а также плата за содержание и управление общим имуществом поселка вносятся как членами Товарищества, так и собственниками, не являющимися членами Товарищества, ежемесячно, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным. Размер обязательных платежей и (или) взносов, а также размер платы за содержание и управление общим имуществом поселка устанавливается Общим собранием членов Товарищества на основе принятой сметы доходов и расходов Товарищества. К расходам Товарищества (общим расходам) относятся, в том числе, необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества поселка, элементов инфраструктуры, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию общего имущества поселка, элементов инфраструктуры, специальные взносы и отчисления в резервный фонд (п.5.9 Устава). Из п.5.11 Устава следует, что неиспользование принадлежащего жилого дома (на территории ТСЖ), либо отказ от пользования общим имуществом поселка и его инфраструктурой, не являются основанием для освобождения домовладельца полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества.

В соответствии с п.4 п.8.2 (раздел 8 Органы управления. Общее собрание членов товарищества) Устава ТСЖ «Карасьеозерское», установление размера обязательных платежей и (или) взносов членов Товарищества, а также размера платы за содержание общего имущества поселка для собственников жилых домов, не являющихся членами Товарищества, относится к компетенции Общего собрания членов Товарищества.

Пунктом 8.10 Устава установлено, что решения общего собрания членов Товарищества по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, в том числе п.8.2. Устава, принимается не менее, чем двумя третями голосов от общего числе голосов членов Товарищества.

Пунктом 5.9.1. Устава ТСЖ «Карасьеозерский», в редакции утвержденной Решением Общего собрания членов от 18.04.2022г. (зарегистрирован в ЕГРЮЛ 26.07.2022г.), предусмотрено: «размер платы за содержание и управление общим имуществом поселка устанавливается с учетом принципа: взимание с одного дома и (или) с одного земельного участка одного платежа (взноса). Соответственно, каждый собственник, не являющийся членом Товарищества, вносит платежи (взносы) пропорционально количеству жилых домов и (или) земельных участков, которые находятся у него в собственности. Соответственно, если в собственности у собственника, не являющегося членом Товарищества, находится два жилых дома и (или) земельных участка, то такой собственник обязан вносить два взноса.

Из материалов дела следует, что решениями общего собрания ТСЖ «Карасьеозерское» установлены размер ежемесячного платежа (взноса) для членов ТСЖ, и размер обязательного платежа для собственников, не являющихся членами ТСЖ. Решением годового общего собрания ТСЖ «Карасьеозерское» от 09.04.2011 г. утвержден размер ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) с домовладения в сумме 5 600 (пять тысяч шестьсот) рублей. С октября 2015 года сумма ежемесячного взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) установлена в размере 7 200 (семь тысяч двести) рублей (Протоколы общих собраний от 24.09.2015 и от 10.11.2017). С 01 января 2020 года размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей (Протокол от 16.11.2019). С 01 января 2022 размер взноса (платы за содержание и управление общим имуществом) составляет 8000 (восемь тысяч) рублей (Протокол от 18.04.2022).

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 июня 2019 года, вступившим в законную силу 29.10.2019, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, с ФИО1 в пользу товарищества собственников жилья (ТСЖ) ««Карасьеозерское» взыскана сумму задолженности по уплате обязательных взносов (платы за содержание управление общим имуществом), за период с сентября 2015 года по июль 2018 года в размере 250 400 рублей, сумму пени за период с 13.10.2015 по 07.09.2018 – 61 076,82 рублей, в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины – 6 314,77 рублей за объект, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, подтверждается пояснениями сторон и материалами дела, что ответчик ФИО1 в настоящее время осуществляет оплату за содержание объекта, расположенного на территории ТСЖ «Карасьеозерское» по адресу: <адрес>.

По пояснениям стороны ответчика, ответчик, несмотря на изначальное несогласие с такой оплатой, подчинился решению суда, и в настоящее время оплачивает взносы.

Вместе с тем, по пояснениям стороны истца, до лета 2022 года истец не обладал достаточной информацией о количестве объектов, находящихся в собственности ФИО7, в связи с чем начисление производилось только за один объект, расположенный по адресу: <адрес>. После получения информации о том, что юридически ответчик владеет двумя разными объектами (жилыми домами), истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за объект – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, вынесенный судебный приказ был отменен по заявлению ФИО7

Изучив доводы сторон, суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Правила разрешения вопросов, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного дома, по аналогии закона (ст.ст.7,8 Жилищного кодекса Российской Федерации), могут быть применены как к правоотношениям членов жилищно- строительного кооператива, объединяющего собственников земельных участков и жилых домов, расположенных на определенной территории (ТСЖ), так и собственников жилых домов, расположенных на этой же территории (ТСЖ), не являющихся членами ТСЖ.

С учетом ч.1 ст.7 Жилищного кодекса Российской Федерации, применительно к ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что объекты (плата за обслуживание которых предъявлена к взысканию с ответчика) находятся в эксплуатации ТСЖ «Карасьеозерское», оказываемые ТСЖ «Карасьеозерское» услуги подлежат оплате всеми владельцами (собственниками) земельных участков, и расположенных на них жилых домов, находящихся на территории ТСЖ. При этом, указанные расходы должны нести как собственники, являющиеся членами данного ТСЖ, так и собственники, не являющиеся членами ТСЖ, независимо от членства в ТСЖ, поскольку исходя из содержания и смысла ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяемой на основании ч.2 ст.7 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт общего имущества.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 N 158-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 46, частью 4 статьи 146 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации" вышеуказанные нормы закона, рассматриваемые в системной взаимосвязи с нормами пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, как призванные обеспечить баланс прав и законных интересов всех участников общей собственности на общее имущество здания, в том числе при управлении многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости (жилья), не препятствующие формированию общей воли сособственников о видах и размере расходов, необходимых для надлежащего содержания и эксплуатации общего имущества, и не предполагающие взимание с собственников помещений в многоквартирном доме платы за неоказываемые услуги (невыполняемые работы) по управлению общим имуществом многоквартирного дома, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права. Установленный действующим жилищным законодательством правовой механизм участия собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса - многоквартирного дома, возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирном доме бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (статья 210 ГК Российской Федерации), направлен на обеспечение баланса интересов всех обладателей помещений в многоквартирном доме - как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми (определения от 24 февраля 2011 года N 251-О-О, от 27 октября 2015 года N 2471-О, от 28 января 2016 года N 165-О, от 26 апреля 2016 года N 795-О и от 26 января 2017 года N 163-О).

Поскольку размер взносов был определен на общих собраниях членов ТСЖ для собственников жилых домов не являющихся членами ТСЖ, как на каждого домовладельца, начисление указанных взносов в утвержденном размере после принятия решений общих собраний, являлось обязательным для все лиц, являющихся собственниками жилых домов. Решения общих собраний членов ТСЖ «Карасьеозерское», которыми установлены размеры обязательных платежей для собственников жилых домов (на территории ТСЖ), не являющихся членами ТСЖ, и исходя из которых, ответчику начислялись платежи в спорный период, не были отменены или признаны недействительными в установленном законом порядке, следовательно, обязательны к исполнению.

Обязанность по оплате указанных выше услуг, в силу закона, не ставится в зависимость от наличия между собственником и организацией, созданной для управления многоквартирным домом или для управления общим имуществом собственников жилых домов (в ТСЖ), оформленного в письменном виде договора, которым могут быть установлены особые условия относительно размера и порядка внесения платы. Отсутствие договора, на который ссылается ответчик, не препятствует определению размера платы за содержание общего имущества, и, соответственно, не может являться основанием для освобождения собственника от несения соответствующей обязанности, с учетом фактического предоставления ТСЖ указанной услуги по содержанию жилья, а также ее принятия и потребления истцом. В судебном заседании обстоятельств неоказания услуг по содержанию общего имущества, его управлением, со стороны ТСЖ «Карасьеозерское», не установлено. Напротив установлено, и подтверждено письменными материалами дела, что такие услуги оказывались, и принимались ответчиком, в спорный период.

Указанное выше судебное решение в силу п.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела. В соответствии с частью 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти обстоятельства, не будет отменен в порядке, предусмотренном законом.

Определяя период задолженности (неуплаты ответчиком взносов за содержание объекта, расположенного по адресу: <адрес>), суд полагает возможным исходить из системно-логического толкования норм Устава ТСЖ «Карасьеозерское». Принципом взимания взносов согласно Уставу является принцип взимания взноса с каждого земельного участка (домовладения) даже при отсутствии на нем жилого дома или иного объекта недвижимости; при этом очевидно, что строения (жилые дома, нежилые строения) в любом случае будут располагаться на земельном участке. Учитывая вышеприведенные положения Устава в разных редакциях, а также пояснения представителя истца о том, что в настоящее время отсутствуют основания для начисления ФИО7 ежемесячных взносов за 2 объекта ( в собственности ФИО7 в настоящее время находится 1 земельный участок и 1 жилой дом), суд полагает возможным взыскать с ответчика задолженность за период с августа 2019 года по 26 января 2021 года (дата снятия земельного участка КН кадастрового учета). Именно после юридического объединения земельных участков (внесения об этом в сведения единого государственного реестра недвижимости) ответчик действительно является собственником единого домовладения с расположенным на едином земельном участке жилым домом и вторым жилым домом (баней) (несмотря на то, что изменения в ЕГРН относительно назначения данного объекта внесены 05.05.2022, в материалы дела представлены доказательства (заключение по проекту АО «Екатеринбургская сетевая компания», заявление ФИО1 в материалах реестрового дела от 27.10.2020, ответ ТСЖ «Карасьеозерское» на судебный запрос в Арбитражный суд Свердловской области от 14.01.2020) того, что данный объект являлся баней (ставить под сомнение достоверность имеющихся доказательств у суда оснований нет). С учетом объединения земельных участков к объектам недвижимости применимо понятие «домовладение». Понятие "домовладение" определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 года N 37, согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. Фактически домовладение представляет собой учитываемый под одним адресом комплекс, включающий земельный участок с элементами благоустройства и другие объекты недвижимого, а иногда и движимого имущества. Инструкция была разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации. С учетом того, что после объединения земельных участков земельному участку с КН и расположенным на нем зданиям был присвоен единый административный адрес, суд полагает, что данное юридическое обстоятельство является основанием для прекращения начисления взносов за объект недвижимости – жилой дом с КН , несмотря на то, что изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости по данному объекту недвижимости (площадь, назначение) внесены 05 мая 2022 года. С учетом изложенного суд отклоняет также и доводы стороны ответчика о том, что объекты недвижимости, принадлежащие ФИО7 всегда входили в состав единого домовладения. С учетом данных единого государственного реестра недвижимости, которые признаются достоверными, ответчик владела разными земельными участками вплоть до 26 января 2021 года.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, и подтверждающих их доказательств, в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности по уплате обязательных взносов (платы за содержание управление общим имуществом) за период с 01 августа 2019 года по 26 января 2021 года в размере 132290, 32 рубля.

Исковые требования в части взыскания с ответчика суммы пени заявлены истцом правомерно.

Поскольку ответчиком плата за содержание и управление общим имуществом поселка, его инфраструктурой, местами общего пользования, не производилась ответчиком, обязательные платежи (установленные решениями общих собраний членов ТСЖ), для собственников, не являющихся членами ТСЖ, не производились в вышеуказанный период, истцом, в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, произведено начисление пени, за период 11.01.2019 по 15.01.2023, размер которых составил, с учетом уточнения предмета иска, 22 236, 00 рублей.

Вместе с тем, суд при определении размера пени учитывает следующее.

Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Статья 18 Закона N 98-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе вводить особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени). Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которым предусмотрен мораторий на начисление исполнителями коммунальных услуг, поставщиками коммунальных ресурсов и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы). В силу пункта 2 постановления N 424 положения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с пунктами 19, 21, 148(1) и 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", до 1 января 2021 г. применяются в части, не противоречащей постановлению N 424. Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г. Пункт 4 постановления N 424 также предусматривает, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г. Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что с 28 февраля 2022 г. до 1 января 2024 г. пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются, исходя из минимальной ключевой ставки Банка России, выбранной из двух величин: ставки, действовавшей на 27 февраля 2022 г. (9,5% годовых), и ставки на день фактической оплаты (исполнения обязательства): - за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капремонт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей данной статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Указанное Постановление вступило в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 01.04.2022 г. и действует в течение 6 месяцев до 01.10.2022 г. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что целью введения моратория, предусмотренного указанной статьей, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного закона. В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Как разъяснено в пункте 7 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве. Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 г., одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации этот же правовой режим распространяется и на проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности. Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их совокупности следует, что в отношении должников - юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, с момента введения моратория, т.е. с 01.04.2022 г. на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. При этом положения законодательства о моратории подлежат применению и к гражданам, не зависят от даты возникновения долга и обязательства, а также наличия возбужденных дел о банкротстве.

С учетом обстоятельств дела, в том числе отсутствия требований об уплате взносов за спорный период времени со стороны истца, длительного периода действия моратория на начисление пени с 06.04.2020 по 31.12.2020, с 01.04.2022 по 30.09.2022, суд полагает возможным применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации для определения размера пени и определить размер пени, подлежащей взысканию с ответчика в размере 10000, 00 рублей на дату вынесения судом решения.

Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Таким образом, при установлении обстоятельств неисполнения ответчиком обязательства, обеспеченного неустойкой, имеются основания для взыскания пени начиная со дня вынесения судом решения и до дня фактического исполнения обязательства ответчиком.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционального размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Представленным в материалы дела платежными документами подтверждается, что истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в общей сумме 7323, 00 рублей, что соответствует размеру государственной пошлины, установленной ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, распределение расходов по уплате государственной пошлины должно быть произведено по правилу о пропорциональном распределении судебных расходов, при этом снижение размера пени на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием для снижения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию в пользу истца. Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, произведенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2715, 16 рублей подлежат взысканию с ответчика (пропорционально удовлетворенным исковым требованиям о взыскании взносов за содержание и управление общим имуществом (требования истца удовлетворены на 41 %). Государственная пошлина в размере 700, 64 рубля подлежит возврату истцу как излишне оплаченная (истец в процессе рассмотрения дела требования уточнил, размер исковых требований в части размера взыскиваемых сумм уменьшил).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования товарищества собственников жилья (ТСЖ) ««Карасьеозерское» к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате обязательных взносов (платы за содержание и управление общим имуществом) удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>) в пользу товарищества собственников жилья «Карасьеозерское» (ИНН <***>) задолженность по уплате обязательных взносов (платы за содержание управление общим имуществом) в размере 132290, 32 рубля, сумму пени в размере 10000, 00 рублей с продолжением начисления пени на сумму основного долга по день фактического исполнения денежного обязательства (в порядке, указанном в мотивировочной части решения), расходы по уплате государственной пошлины в размере 2715, 16 рублей.

Вернуть ТСЖ «Карасьеозерское» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 700, 64 рубля (платежное поручение от 16.01.2023 ПАО Банк Синара).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья О.В. Карасева