НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край) от 30.06.2022 № 2А-653/2022

Дело № 2а-653/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 30 июня 2022 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,

с участием заместителя прокурора Шамаилова С.Х.,

представителя ответчика администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Дубовой Н.П., действующей на основании доверенности от 22.10.2021 № 334,

секретаря Афанасьевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального Хабаровского края, выразившееся в длительном непроведении обследования 26 многоквартирных домов, расположенных в п. Тырма Верхнебуреинского района: ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, и непризнания их аварийными и подлежащими сносу, о возложении обязанности на администрацию Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края признать данные многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016, направить заявку на включение многоквартирных домов в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр, о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить указанные многоквартирные дома в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Верхнебуреинского района в ходе осуществления надзора за исполнением жилищного законодательства установлено, что указанные 26 жилых многоквартирных домов на территории Тырминского сельского поселения в соответствии с постановлениями главы Тырминского сельского поселения от 17.03.2020 № 27, от 02.04.2020 № 30, от 03.04.2020 № 31, от 04.04.2020 № 32, от 05.04.2020 № 34, от 06.04.2020 № 35, от 07.04.2020 № 37, от 08.04.2020 № 38, от 09.04.2020 № 39, от 10.04.2020 № 40, от 11.04.2020 № 43, от 13.04.2020 № 44, от 23.04.2020 № 45, от 06.05.2020 № 46, от 07.05.2020 № 47, от 08.05.2020 № 48, от 12.05.2020 № 51, от 13.05.2020 № 52, от 14.05.2020 № 53, от 15.05.2020 № 55, от 15.05.2020 № 56, от 18.05.2020 № 57, от 19.05.2020 № 59, от 19.05.2020 № 60, от 19.05.2020 № 61, от 20.05.2020 № 62 признаны аварийными и подлежащими сносу. Данные многоквартирные дома были переданы администрацией Верхнебуреинского района безвозмездно в собственность Тырминского городского поселения по акту приема-передачи от 30.12.2005, физический износ которых на 31.12.2005 составлял 100 %. Из актов обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Тырминского сельского поселения от 31.01.2020 № 7, следует, что у 26 многоквартирных домов основные несущие конструкции и конструкционные элементы домов имеют значительные повреждения и деформации, деревянные перекрытия поражены гнилью, а несущие стены имеют сквозные трещины, отклонены от вертикали. Согласно техническим отчетам ООО «ДВ Стройэкспертиза» по результатам обследования вышеуказанные дома являются аварийными и непригодными для проживания. Согласно техническим паспортам от 06.11.2005, степень износа 26 многоквартирных домов в процентном соотношении составляла 65 %, при этом степень износа фундамента составляла 70%, текущий и капитальный ремонт не производился. Учитывая то, что последняя инвентаризация многоквартирных домов производилась в 2005 году, администрация на протяжении 14 лет фактически бездействовала, не принимая мер по их оценке на предмет аварийности до весны 2020 года. Согласно программе переселения, участниками определены муниципальные образования края, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признание таковыми в установленном порядке до 01.01.2017 и сведения о которых внесены в АИС «Реформа ЖКХ», реализация мероприятий сформированной на основании заявок муниципальных образований края предусмотрена до 31.12.2022. Ответственным исполнителем, а также распорядителем бюджетных средств программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Таким образом администрацией Тырминского сельского поселения надлежащие меры к выполнению возложенных на неё полномочий в сфере признания многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, управлению жилищным фондом не приняты, что не позволило включить указанные дома в программу переселения, тем самым повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в спорных многоквартирных жилых домах, а также неопределенного круга лиц. Учитывая длительность бездействия администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района, датой совершения оспариваемого бездействия следует считать период с принятия в собственность муниципального имущества (31.12.2005) до принятия постановлений о признании 26 многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (20.05.2020).

Заместитель прокурора Шамаилов С.Х. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Дубова Н.П. административные исковые требования не признала, поддержала письменные возражениях по иску, согласно которым круг лиц, в интересах которых обратился истец можно индивидуализировать (граждане, проживающие в спорных домах), таким образом, административному истцу не предоставлено право на подачу такого заявления, и в соответствии с КАС РФ дело подлежит прекращению. Вопрос признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Заключениями межведомственной комиссии о признании спорных домов аварийными и подлежащими сносу были приняты в апреле, мае 2020 на основании заключений ООО «ДВ Стройэкспертиза», составленных с ноября 2019 г. по январь 2020 г., следовательно, признать ответчиком спорные дома аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016 в силу Закона не представляется возможным. Решения межведомственной комиссии не оспорены. Вместе с тем, в отсутствие заявлений, писем, жалоб граждан на неудовлетворительное условия проживания в спорных домах, администрация Тырминского сельского поселения приняла все от неё зависящие меры по признанию данных домов аварийными и подлежащими сносу, таким образом, бездействие со стороны администрации отсутствует. Довод истца, о том, что при разграничении имущества между Верхнебуреинским муниципальным районом и Тырминским сельским поселением, физический износ спорных домов на 30.12.2005 составлял 100 %, является ошибочным, поскольку в данных перечнях насчитывается бухгалтерский износ для снижения балансовой стоимости. Просит производство по административному делу прекратить, в случае отказа в прекращении административного дела, в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края Черкасова Е.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в возражениях по иску просила отказать в удовлетворении требований прокурора, поскольку вопрос признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Решения администрации Тырминского сельского поселения о признании спорных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в 2020 году прокуратурой Верхнебуреинского района в судебном порядке не обжалованы, являются действующими, не признаны незаконными. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В 2020 году на основании заключений межведомственной комиссии постановлениями администрации Тырминского сельского поселения 26 многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими сносу, таким образом, признание их аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016 не основаны ни на нормах закона, ни на фактических обстоятельствах дела. Довод истца о том, что дома в 2005 году имели физический износ 100 %, опровергается заключениями ООО «ДВ Стройэкспертиза» по техническому обследованию домов, согласно которым по удельному объему конструктивных элементов физический износ зданий составляет примерно 80 %, то есть установить физический износ и техническое состояние зданий в целом на 31.12.2016 не представляется возможным, поскольку техническое обследование не проводилось. В адресную программу спорные многоквартирные дома не включены, поскольку признаны аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2017. У Министерства отсутствуют полномочия по внесению изменений в нормативный акт (адресную программу утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр).

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края - www. vbureinsky.hbr@sudrf.ru), руководствуясь положениями ст. 150 ч. 2 КАС РФ, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статьям 2, 4 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жилище.

На основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), органы местного самоуправления обязаны обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления, в том числе, относится учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение).

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Из материалов дела следует, что многоквартирные дома, расположенные в п. Тырма Верхнебуреинского района по ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, были безвозмездно переданы администрацией Верхнебуреинского района в собственность Тырминского городского поселения по акту приема-передачи от 30.12.2005 (т. 1 л.д. 18-23).

Согласно справке КГБУ «Хабкрайкадастр» от 11.04.2022, многоквартирные дома, расположенные в п. Тырма Верхнебуреинского района, имеют физический износ по ул. Первомайская: д. 8 (75 % на 19.06.2004), д. 10 (72 % на 17.06.2004); ул. Почтовая: д. 1 (75 % на 19.04.2004), д. 2 (75 % на 19.06.2004), д. 3 (75 % на 19.06.2004), д. 5 (75 % на 19.06.2004), д. 6 (75 % на 19.06.2004), д. 7 (75 % на 19.06.2004), д. 8 (75 % на 19.06.2004); ул. Нагорная: д. 11 (76 % на 06.07.2004), д. 13 (78% на 16.06.2004), д. 17 (77 % на 05.07.2004), д. 19 (73 % на 22.06.2004), д. 21 (73 % на 11.11.2004), д. 23 (73 % на 24.06.2004); ул. Октябрьская: д. 1 (73 % на 11.11.2004), д. 2 (78 % на 21.06.2004), д. 3 (75 % на 19.06.2004), д. 4 (75 % на 19.06.2004), д. 6 (78 % на 22.06.2004), д. 8 (75 % на 19.06.2004), д. 10 (75 % на 19.06.2004), д. 12 (75 % на 19.06.2004), д. 13 (75 % на 19.06.2004), д. 14 (76 % на 06.07.2004), д. 16 (78 % на 16.06.2004) (т. 1 л.д. 9-14)

Согласно техническим отчетам ООО «ДВ Стройэкспертиза» от 25.11.2019 №№ 29/19 - 43/19 от 27.01.2020 №№ 44/19 - 57/19 по результатам технических обследований объектов «Многоквартирные жилые дома», расположенные по указанным выше адресам, следует, что они имеют 100 % физического износа, являются непригодными для проживания, по техническому состоянию – аварийными и подлежащими сносу (т. 1 л.д. 232-247, т. 2 л.д. 1-130).

Согласно заключениям и актам обследования многоквартирных домов от 15.05.2020 № № 20, 21, от 07.05.2020 № 15, от 06.05.2020 № 14, от 23.04.2020 № 13, от 13.04.2020 № 12, от 11.04.2020 № 11, от 10.04.2020 № 10, от 08.04.2020 № 8, от 07.04.2020 № 7, от 06.04.2020 № 6, от 05.04.2020 № 5, от 09.04.2020 № 9,от 04.04.2020 № 4, от 03.04.2020 № 3, от 02.04.2020 № 2, от 13.03.2020 № 1, от 20.05.2020 № 26, от 19.05.2020 № 25, от 19.05.2020 №№ 25,24, 23, от 18.05.2020 № 22, от 14.05.2020 № 19, от 13.05.2020 № 18, от 12.05.2020 № 17, от 08.05.2020 № 16, расположенных в п. Тырма по ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Тырминского сельского поселения от 31.01.2020 № 7 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», были выявлены основания для признания данных жилых помещений аварийными и подлежащими сносу (т. 1 л.д. 51-229).

В соответствии с постановлениями главы Тырминского сельского поселения от 09.04.2020 № 39, от 17.03.2020 № 27, от 02.04.2020 № 30, от 03.04.2020 № 31, от 04.04.2020 № 32, от 05.04.2020 № 34, от 06.04.2020 № 35, от 07.04.2020 № 37, от 08.04.2020 № 38, от 10.04.2020 № 40, от 11.04.2020 № 43, от 13.04.2020 № 44, от 23.04.2020 № 45, от 06.05.2020 № 46, от 07.05.2020 № 47, от 08.05.2020 № 48, от 12.05.2020 № 51, от 13.05.2020 № 52, от 14.05.2020 № 53, от 15.05.2020 № 55, от 15.05.2020 № 56, от 18.05.2020 № 57, от 19.05.2020 № 59, от 19.05.2020 № 60, от 19.05.2020 № 61, от 20.05.2020 № 62 вышеуказанные многоквартирные дома были признаны аварийными и подлежащими сносу (т. 1 л.д. 25-50).

Согласно договору 11/ПС от 16.04.2019, заключенному между Государственной корпорацией – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Хабаровским краем, в целях выполнения условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной п. 9.10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 185-ФЗ, субъект РФ обязуется обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, расположенного на территории этого субъекта РФ, до 01.09.2025 (п. 2.2.3) (т. 2 л.д 159-162).

В силу пункта 7 «Положения порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2), признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу пункта 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом действующим законодательством рассмотрение вопросов о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, а обоснованность принятого решения по результатам работы комиссии, а также принятого на основании заключения межведомственной комиссии решения органа местного самоуправления может быть проверена исключительно в судебном порядке. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не содержит норм, предусматривающих возможность внесения изменений в акты и заключения межведомственных комиссий. Муниципальный правовой акт может быть изменен с целью его приведения в соответствие с законодательством.

В рамках настоящего дела заключения межведомственных комиссий по 26 спорным многоквартирным домам прокурором Верхнебуреинского района не оспаривалось, следовательно, данные заключения не признаны незаконными и являются действующими.

Возложение судом на орган местного самоуправления обязанности по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016 без учета заключения межведомственной комиссии и вне установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 порядка свидетельствовало бы о вмешательстве в дискреционные полномочия соответствующего органа, нарушении конституционных принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления (статьи 10 и 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185) под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" одной из задач задачи Министерства это обеспечение реализации на территории края государственной политики по переселению граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Постановление Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 N 118-пр утверждена Адресная программа Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., на 2019 - 2025 годы".

Фонд на условиях, установленных ч. 1 ст. 20.14, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Субъект Российской Федерации, обеспечивший переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, который расположен на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, признан таковым до 1 января 2017 г. и переселение граждан из которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и национальными проектами, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение и прогнозного увеличения такого лимита, рассчитанного для данного субъекта Российской Федерации.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Исходя из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, являющийся нанимателем по договору социально найма, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что, реализуя мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органы государственной власти субъекта самостоятельно, в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, утверждают региональную адресную программу, частью которой является перечень многоквартирных домов. Как следствие, никакие иные органы, включая органы местного самоуправления и суд, не вправе подменять в своей деятельности решения исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом установлено и как следует из материалов дела, Тырминским сельским поселением на основании заключений межведомственной комиссий 26 многоквартирных расположенных в п. Тырма по ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, в срок до 1 декабря 2022 г. были признаны в 2020 году аварийными и подлежащими сносу в рамках действующих норм и правил. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым в Хабаровском крае является Правительство Хабаровского края. Законом или иным нормативным актом на Администрацию не возложена обязанность по проведению комплекса мероприятий по включению жилых домов в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Как следствие, решение о включении в адресную программу не зависит от Администрации, которая не наделена полномочиями по внесению изменений в акты иных органов государственной власти и не является органом, уполномоченным на утверждение и внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На основании выше изложенного, суд не находит оснований для признания незаконными бездействий администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в части непризнания указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, а также обязании признать данные многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016 и направлении заявки на включение многоквартирных домов в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 гг., обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить указанные многоквартирные дома в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм закона, суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, Министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в порядке ч. 2 ст. 177 КАС РФ составлено 30.06.2022.

Судья С.Н. Рамзина