НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край) от 12.01.2019 № 2А-424/19

Дело №2а-424/2019

УИД 27RS0012-01-2019-000690-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 30 сентября 2019 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.

с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Будник Г.И.

при секретаре судебного заседания Косоговой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тырминского сельского поселения о признании бездействия незаконными и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Верхнебуреинского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Тырминского сельского поселения, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Согласно п. 21 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся размещение информации в государственном адресном реестре. Согласно Реестру улиц с обозначением номеров домов, расположенных на территории Тырминского сельского поселения имеются объекты капитального строительства по адресам <адрес>. Вместе с тем, сведения об указанных объектах капитального строительства отсутствую в государственном адресном реестре (далее ГАР).

Кроме того, в ГАР имеются сведения о том, что на территории п. Тырма имеются объекты капитального строительства по адресам <адрес> Вместе с тем, указанные адреса отсутствуют в Реестре. При отсутствии адреса в ГАР невозможно выполнении процедуры регистрации контроль-кассовой техники, затрудняется осуществление налогового контроля. Отсутствие надлежащей организации и проведение работ по размещению, изменению и аннулированию содержащихся в ГАР сведений об адресах, создает проблемы, при получении гражданами государственных услуг в части регистрационных действий (регистрация недвижимости, регистрация по месту жительства и т.п.), чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Просит суд признать бездействие администрации Тырминского сельского поселения незаконными и обязать снести в государственный адресный реестр сведения об адресах объектов капитального строительства и исключить из государственного адресного реестра недостоверные сведения.

Помощник прокурора Верхнебуреинского района Будник Г.И. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, уточнив, что согласен с возражениями администрации Тырминского сельского поселения, в том, что объекты вспомогательного характера: водоколонки и трансформаторные подстанции не должны вноситься в ГАР, поэтому просит исключить из исковых требований указание на адреса <адрес> полном объёме по указанным в нём основаниям. В остальном требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик – глава администрация Тырминского сельского поселения, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя. Администрацией представлен отзыв, согласно которому считают административный иск необоснованным, ссылаясь на следующее.

В соответствии со ст. 8 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221 присвоение объекту адресации адреса осуществляется:

а) в отношении земельных участков в случаях;

б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях;

в) в отношении помещений в случаях.

Таким образом, <адрес> (водоколонка); <адрес> (КТП5); <адрес> (водоколонка), 15а (КТП6); <адрес> (КТП5), 21а (водоколонка); <адрес> (КТП21), 32а (КТП19), 16а (бывший комплекс леспромхоза), не вносятся.

Дома, расположенные по адресам: <адрес>, были внесены ранее.

Суд, выслушав мнение помощника прокурора, изучив возражения административного ответчика, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Сельское поселение в силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По делу установлено, что администрация Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района является органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, в соответствии с п. 21 ч. 1 указанного ФЗ присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Указанные положения также закреплены в п. 16 ст. 5 Устава Тырминского сельского поселения.

Федеральный закон Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ под государственным адресным реестром понимается государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.

Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления, осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предоставляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Как определено ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Таким образом, предоставление публичной муниципальной услуги в виде присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса является одной из возложенных на администрацию муниципального образования законом функций. Предоставление такой услуги составляет деятельность по реализации функций указанного органа местного самоуправления, целью предоставления которой является удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.

Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443–ФЗ гласит, что содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных.

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи. При написании адреса органами государственной власти, органами местного самоуправления обеспечивается соблюдение установленных Правительством Российской Федерации требований к структуре адреса.

Государственный адресный реестр размещается на официальном сайте федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном оператором федеральной информационной адресной системы, и должен быть доступен для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

На основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обязаны в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра:

- проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;

- разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Помощником прокурора Верхнебуреинского района 21.07.2019 осмотром официального сайта, находящегося в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке http://fias.nalog.ru/ExtenderSearchPage.aspx (Федеральная информационная адресная система) установлено, что в нем отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, находящихся по адресу <адрес>, 18а, <адрес>, 5, 7, 9, <адрес>, 16а, <адрес>, 5, 9, 11, 13 в <адрес> (л.д. 18-23).

Из представленного администрацией Тырминского сельского поселения реестра улиц с обозначением домов, следует, что <адрес> расположены на территории Тырминского сельского поселения (л.д. 6-17).

Также согласно представленным прокурором сведениям в ГАР имеются объекты, которые отсутствуют в реестре улиц Тырминского сельского поселения (л.д.19-27).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Тырминского сельского поселения в нарушении требований Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-Ф3 в Государственном адресном реестре не внесены уточнения по перечню объектов капитального строительства, что создает препятствия при получении гражданами государственных услуг, и тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.

Содержащийся письменном в отзыве административного ответчика довод о том, что ряд объектов уже внесен в ГАР, какими-либо доказательствами (выпиской из ГАР, скриншотами страниц сайтов) не подтвержден.

В силу положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд на основании ч. 2 ст. 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что органом местного самоуправления администрацией Тырминского сельского поселения при ведении государственного адресного реестра сведения об адресах внесены не в полном объеме.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что присвоение адресов объектам недвижимого имущества, изменению и аннулированию адресов направлено на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.

Как закреплено в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2012 г. № 19 - П, в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применении законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Названные положения Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи требуют от государства максимально широких гарантий реализации конституционных прав и свобод, с тем, чтобы они были не иллюзорными, а реально действующими и эффективными Соответствующие обязанности возлагаются исходя из конституционных начал разграничения предметов ведения и полномочий, в том числе, на органы местного самоуправления.

Таким образом, следует признать, что административное исковое заявление подано прокурором в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при этом требования прокурора заявлены в соответствии с действующим законодательством и в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска о признании бездействия административного ответчика и обязании устранить выявленные нарушения.

Обсуждая в соответствии с требованиями ст. 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается прокурор, суд считает необходимым обязать ответчика совершить вышеуказанные действия в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом следует отметить, что в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе в соответствии с требованиями ст. 189 КАС РФ обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Тырминского сельского поселения по непринятию мер по ведению государственного адресного реестра незаконными.

Обязать администрацию Тырминского сельского поселения течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- внести в государственный адресный реестр сведения об адресах объектов капитального строительства находящихся по адресам <адрес> в <адрес>;

- исключить из государственного адресного данные об объектах капитального строительства, сведения о которых отсутствуют в адресном Реестре улиц, распложённых на территории Тырминского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 07 октября 2019 года.

Судья Р.М. Ханбиков