№ 12-853/2021
66RS0029-01-2021-001202-79
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2021 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1, при секретаре Глухове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 07.07.2021 № начальнику Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" ФИО2 по ч. 1 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что действовал в рамках закона и предпринял все зависящие от него меры по выполнению должностных обязанностей, направленные на тушение пожара. Полагает, что изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку он, как руководитель тушения пожара, располагал всей информацией о том, какие силы и средства были задействованы при тушении, что подтверждается его ежедневными отчетами. Поскольку в соответствии с действующим законодательством тушение лесных пожаров в ночное время на участках заболоченной местности запрещено (п. 568 Приказа Минтруда России от 23.09.2020 № 644н "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ"), все оперативные совещания проводились либо рано утром, либо после возвращения с пожара. Отсутствие на совещании командования войсковой части не послужило препятствием к привлечению военных к тушению пожара, что подтверждается материалами дела. По его инициативе проведено межфилиальное маневрирование людей и техники с ПХС 2 типа Свердловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России и ПХС 1 типа Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России. Были задействованы для тушения пожара военнослужащие в/ч №, в резерве находилось 50 военнослужащих в/ч № пытался привлечь к тушению пожара ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов". С 22.04.2020 в тушении пожара был задействован вертолет и границы пожара определялись с воздуха. Представители Департамента находились в в/ч № (<адрес>) всего несколько часов в дневное время. Пожар происходил в районе мишенного поля в 10-ти км от д. Катарач. Площадь пожара, как следует из постановления, 20.04.2021 составляла 1326 га. Координируя и направляя работу пожарных, я перемещался в районе пожара на МТБЛ, сотовая связь в том месте отсутствует, поэтому вполне объяснимо, что я и представители Департамента не встретились, находясь в разных местах распространения пожара. Связь между группами осуществлялась по рации, представители Департамента этим видом связи не воспользовались. Факт нахождения на месте пожара подтверждается путевым листом служебного автомобиля. Полагая, что он не в полной мере привлек лесопожарные формирования, пожарную технику и оборудование, противопожарное снаряжение и инвентарь, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, начальник отдела Департамента лесного хозяйства по УрФО в постановлении ссылается на методику предварительного расчета численности сил, необходимых для тушения лесного пожара. Из постановления следует, что для тушения пожара нужно было привлекать 2 единицы техники и от 16 до 48 человек, в зависимости от площади загорания. По факту в тушении пожара принимали участие от 10 до 33 человек и привлечено от 2 до 5 единиц техники в зависимости от площади пожара. При этом не принято во внимание, что при расчете необходимых для тушения сил и средств в каждом конкретном случае их количество корректируется, исходя из лесорастительных условий, профессиональной подготовки работников, их физического состояния, видов технических средств, их производительности.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 22.1 ФЗ № 69 "О пожарной безопасности") только руководитель тушения лесного пожара управляет всеми силами и средствами тушения.
Согласно разделу 4 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.03.2021 № 167-УГ руководитель тушения лесного пожара:
- осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;
- отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
- устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий;
- взаимодействует с оперативным штабом лесничества;
- при необходимости назначает своего заместителя из наиболее опытных работников, участвующих в тушении пожара;
- не оставляет места пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.
Таким образом, действующее законодательство позволяет отступить от предварительного расчета методики и самостоятельно скорректировать силы и средства тушения пожара.
Кроме того, основной пожар происходил на авиационном полигоне, где осуществлялось бомбометание боевыми снарядами во время учебных полетов. На полигоне могли находиться неразорвавшиеся боеприпасы. Разведка, тушение или локализация пожара в таких условиях не возможна.
Согласно руководящих указаний ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России № от 27.08.2020 при тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, где имеется опасность взрыва боеприпасов и взрывчатых материалов, в случае отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для работников, осуществляющих тушение лесного пожара (ограничение его распространения), тушение производится за пределами опасных зон, т.е. осуществляются мероприятия по сдерживанию распространения огня на большие площади.
Площадь полигона составляет около 1000 га. По данным ИДСМ-Рослесхоз максимальная площадь пожара составляла до 1545 га. Следовательно, с точки зрения техники безопасности, тушение пожара было возможно на площади 545 га (1545 га - 1000 га), поэтому количество задействованных сил и средств никак не нарушало требований методики предварительного расчета численности сил, необходимых для тушения лесного пожара.
В материалах дела нет информации о его действиях из Свердловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, командования в/ч №- 2, в/ч №, в/ч № и непосредственных участников тушения пожара в лесу, которые бы опровергали исполнение им обязанностей и подтверждали отсутствие на месте пожара, что указывает на неполноту и односторонность проведенной проверки.
Именно, благодаря принятым им мерам и усилиями людей, боровшихся с огнем, пожар был полностью потушен. Местность, где произошел пожар труднодоступная, болотистая, что не позволило быстро справиться с огнем.
Информации о задымлении на полигоне на территории <адрес> получена в субботу 17.04.2021 в 13:30, когда он находился по месту жительства в <адрес>. Для того чтобы доехать до <адрес> участка мне необходимо не менее 5 часов. Кроме того, пожар произошел в отдаленном от населенного пункта участка на стрельбище среди болота, куда добраться можно только на тракторе. Осуществляя общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения, с целью проверки, информации и принятия соответствующих мер я немедленно направил сотрудников ПХС и лесничества, на указанную территорию. По моему указанию группу возглавили наиболее подготовленные и опытные работники лесник <ФИО>7 и тракторист <ФИО>8 В связи с отсутствием связи на отдаленной территории объективные сведения поступили ко мне поздним вечером, когда пожарные вернулись из леса и смогли доложить обстановку. Сотрудники ПХС и лесничества находились на тушении пожара до темноты. Они приняли меры к тушению пожара, провели его локализацию, т.е. выполнили все необходимые мероприятия. На следующий день он распорядился провести разведку и, если пожар разгорелся вновь, ликвидировать его. При этом он запретил доступ пожарных на полигон из-за риска взрыва боеприпасов. В ночь на 18.04.2021 произошло ухудшение погодных условий - усилился ветер до 10 м/сек и более. Утром 18.04.2021 пожарные снова выехали в лес и вечером около 21:00 доложили, что ночью из-за ветра пожар распространился на новые участки.
Для борьбы с огнем были привлечены все возможные силы и средства, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Таким образом, им предприняты все возможные и зависящие от него меры для тушения пожара и безопасности работников, участвовавших в тушении. Все мероприятия по определению границ территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, были проведены.
Ущерб от пожара, отраженный в постановлении прокурора, рассчитан лесничеством и является предварительным. Действительный ущерб определяет лесопатолог и он может быть значительно ниже предварительных расчетов.
Таким образом, не установлены все обстоятельства, инкриминируемого административного правонарушения, обвинения носят голословный характер и не подтверждаются объективными доказательствами, что свидетельствует об отсутствии полно, всесторонне и объективно проведенного административного расследования должностными лицами Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, состоящего из реальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Выслушав в судебном заседании объяснения ФИО2, его защитника Хайруллина Д.С., поддержавших доводы жалобы, должностное лицо Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО3, помощника военного прокурора военной прокуратуры Еланского гарнизона Центрального военного округа ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.
Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.
Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.
Согласно ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
В отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, Планы тушения лесных пожаров разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, а именно - Департаментом военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (п. 8 главы III Приказа Министра обороны РФ от 03.09.2020 № 444 "Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России от 17.04.2020 №-к ФИО2 переведен на должность начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес", в этот же день с ним заключено дополнительное соглашения № к трудовому договору от 01.02.2018 №.
Согласно п. 11.12 и 11.13 указанного дополнительного соглашения ФИО2 обязан обеспечивать и контролировать соблюдения работниками филиала правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда, противопожарной безопасности, состояние производственной и трудовой дисциплины, обеспечивать исполнение всеми работниками филиала своих обязанностей, возложенных на них трудовыми договорами и должностными инструкциями для чего ему предоставлены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия, то есть ФИО2 является должностным лицом.
На основании п. 3 гл. I Плана тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденного Директором Департамента военного имущества Минобороны России 27.01.2021, лицами, ответственными за организацию тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России, являются начальник Лесничества <ФИО>11, начальник Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России ФИО2, заместитель начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России <ФИО>14
На основании п. 4 гл. IV Плана тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденного Директором Департамента военного имущества Минобороны Росши 27.01.2021, Кудреватых допущен к руководству тушения лесных пожаров.
В соответствии с разделом 4 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.032021 № 167-УГ, лесопожарные формирования, противопожарная техника и оборудование по прибытию в район действующего лесного пожара поступают в распоряжение руководителя тушения лесного пожара. Руководитель тушения лесного пожара:
1) осуществляет общее руководство имеющимися сипами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;
2) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
3) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре;
4) взаимодействует с оперативным штабом лесничества;
5) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;
6) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.
На основании раздела 3 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.032021 г. № 167-УГ, ответственный за тушение природных пожаров незамедлительно принимает меры по организации тушения природных пожаров.
17.04.2021 в 13:30 на территории Ертарского мастерского участка Камышловского лесничества Минобороны России сотрудниками Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России обнаружен лесной пожар в 6,68 км от <адрес>. Площадь пожара на момент обнаружения 15,0 га. Причина возникновения пожара - осуществление бомбометания боевыми снарядами во время учебных полетов на авиационный полигон в/ч №.
В соответствии с реестром лесных и нелесных пожаров за период с 01.01.2021 по 17.04.2021 (отчетная форма 1Т-ИСДМ Федерального агентства лесного хозяйства), лесной пожар зафиксирован системой космического мониторинга пожаров 17.04.2021 в 13:41 местного времени (номер в реестре - термоточка №). Координаты термоточки №
В соответствии с письмом Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России от 21.04.2021 № начальником Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России ФИО2 сообщено в Военную прокуратуру Еланского гарнизона о том, что лесной пожар в 21:00 17.04.2021 локализован и в связи с заболоченной местностью и труднопроходимыми лесными дорогами пожар ликвидировать не удалось.
В соответствии с письмом Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России от 28.04.2021 № руководителем тушения лесного пожара № являлся начальник филиала ФИО2. Также он является заместителем начальника оперативного штаба по тушению лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России и постоянно находился на тушении пожара с момента его обнаружения до момента ликвидации пожара. В период с 17.04.2021 по 24.04.2021 по распоряжению заместителя начальника ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России от 19.042021 №, 21.04.2021 произведено межфилиальное маневрирование людей и техники с ПХС 2 типа Свердловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России и ПХС 1 типа Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России при тушении действующего лесного пожара. Площадь лесного пожара определялась ФИО2 визуально.
При проведении военной прокуратурой Еланского гарнизона проверки соблюдения лесного законодательства при тушении лесного пожара установлена следующая хронология сил и средств для тушения лесного пожара №:
- на 17.04.2021 ПХС-1 типа - 2 человека; "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники; в/ч № - 5 человек, 2 единицы техники. Итого: 10 человек и 2 единицы техники. Площадь пожара - 15,0 га;
- на 18.04.2021 ПХС-1 типа - 2 человека; "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники. Итого: 5 человек и 1 ед. техники. Площадь пожара - 250,0 га;
- на 19.04.2021 ПХС-1 типа - 5 человек, 1 единица техники; "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники; в/ч № - 10 человек, 1 единица техники. Итого: 18 человек и 3 единицы техники. Площадь пожара - 350,0 га;
- на 20.04.2021 ПХС-1 типа - 5 человек, 1 единица техники; "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники; в/ч № - 21 человек, 1 единица техники. Итого: 29 человек и 3 единицы техники. Площадь пожара - 550,0 га;
- на 21.04.2021 произведено маневрирование техники с ПХС-2 типа 1 единица техники ДТ - 75 с плугом ПКЛ - 70 и 3 человека, маневрирование с ПХС-1 типа 1 единица техники. МТЗ - 82 с плугом ПКЛ - 70 и 3 человека, "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники, в/ч № - 22 человека, 1 единица техники. Итого: 31 человек и 4 единицы техники. Площадь пожара - 550,0 га;
- на 22.04.2021 ПХС-1 типа 3 человека, 1 единица техники; ПХС-2 типа 3 человека, 1 единица техники, "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники, в/ч № - 22 человека, 1 единица техники, в/ч № - МИ-8 с ВСУ, Итого: 31 человек и 5 единиц техники. В 10:30 местного времени лесной пожар локализован. Площадь пожара-550,0 га;
- на 23.04.2021 ПХС-1 типа 3 человека, 1 единица техники; ПХС-2 типа 3 человека, 1 единица техники, "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники, в/ч № - 22 человека, 1 единица техники, в/ч № МИ-8 с ВСУ. Итого: 31 человек и 5 единиц техники. Площадь пожара - 550,0 га;
- на 24.04.2021 ПХС-1 типа 3 человека, 1 единица техники; ПХС-2 типа 3 человека, 1 единица техники, "УЛХиП" - 3 человека, 1 единица техники, в/ч № - 22 человека, 1 единица техники, в/ч № - МИ-8 с ВСУ. Итого: 31 человек и 5 единиц техники. В 14:00 местного времени лесной пожар был ликвидирован. Площадь пожара - 550,0 га.
На основании модуля сайта ФБУ "Авиалесоохрана" ИСДМ-Рослесхоз "Предварительный расчет сил, необходимых для тушения лесного пожара" для тушения лесного пожара необходимо было следующее количество сил и средств:
- на 17.04.2021 по данным ФБУ "Авиалесоохрана" расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 16 человек. Площадь пожара по данным ИСДМ-Рослесхоз составляла 524 га;
- на 18.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять, 22 человека, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 590 га;
- на 19.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 30 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла770 га;
- на 20.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара должно составлять 48 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 1326 га;
- на 21.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 48 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 1537 га;
- на 22.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 48 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 1545 га;
- на 23.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 48 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 1545 га;
- на 24.04.2021 расчетное количество сил и средств, занятых на тушении лесного пожара, должно составлять 48 человек, 2 единицы техники. Площадь пожара составляла 1545 га;
Указанная методика предварительного расчета численности сил необходимых для тушения лесного пожара использоваться для случаев, когда отсутствует более детальная информация по ситуации в районе пожара.
Лесной пожар ликвидирован 24.04.2021 в 14:00. Площадь, пройденная пожаром, в соответствии с актом о лесном пожаре от 29.04.2021 № составила 3 37,9 га, из них лесной площади 2065,7 га, в том числе по Свердловской области 1189,04 га, по <адрес> 876,7 га, нелесной площади 1872,11 га, в том числе по Свердловской области 931,6 га, по <адрес> 940,51 га.
Согласно объяснениям ФИО2 от 10.06.2021, он, как руководитель тушения лесного пожара 17.04.2021 и 18.04.2021 отсутствовал в месте возникновения лесною пожара, находился на оперативной связи с работниками Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес из п/о Порошино. Пояснил, что сотрудники Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" лучше знают указанную местность, а также, что <адрес> участок находится на значительном удалении ст. п/о Порошино, в связи с чем, он не мог оперативного приехать, на место возгорания, а лесник <ФИО>16 и тракторист <ФИО>8 Находились на месте, так как они исполняют свои должностные обязанности на данном участке. Лично на место тушения пожара ФИО2 прибыл 19.04.2021 с заместителем <ФИО>3 В.А. и механиком <ФИО>12
Таким образом, информацией о том, сколько сил и средств было задействовано в ходе тушения пожара как 19.04.2021, так и в другие дни ФИО2 не располагал. Определение границ лесного пожара осуществлялось ФИО2 посредством визуального осмотра. Оперативные данные о площади пожара, интенсивности переданы в диспетчерскую службу Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес".
В соответствии с протоколом заседания оперативного штаба Камышловского лесничества Минобороны России от 20.04.2021 № по вопросу наращивания сил и средств для ликвидации пожара от 17.04.2021 в <адрес>, принято решение задействовать в тушении в числе прочих - 30 человек личного состава войсковой части №. На заседании присутствовали: начальник Лесничества <ФИО>11, начальник Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России ФИО2, заместитель начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России <ФИО>15
Кроме того, на основании протокола заседания оперативного штаба Камышловского лесничества Минобороны России от 20.04.2021 № по повестке введения режима ЧС принято решение направить в адрес МО <адрес> предложение о введении режима ЧС. На заседании присутствовали: начальник Лесничества ФИО5, начальник Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России ФИО2, заместитель начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России <ФИО>17
Также отмечено, что 20.04.2021 представителями Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу осуществлен выезд в войсковую часть № в <адрес>, при этом руководитель тушения лесного пожара - ФИО2 отсутствовал на тушении пожара вблизи д. Катарач.
Таким образом, указание на участие 20.04.2021 в двух заседаниях оперативного штаба Камышловского лесничества Минобороны России, начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России ФИО2, не соответствуют действительности, отметка о его заочном участии отсутствует. Прямая связь с лицами, занятыми в тушении лесного пожара отсутствовала, ввиду не покрытия мест пожара зонами сотовой связи, таким образом, заочное участие ФИО2 в заседании штаба было исключено.
В соответствии с п. 1 гл. VII Плана тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России на период пожароопасного сезона 2021, утвержденного Директором Департамента военного имущества Минобороны России 27.012021, привлекаемые силы и средства подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств, предусматривают привлечение 8 человек личного состава в/ч №.
В силу п. 2 гл. V Плана тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России, в/ч № и в/ч №, являются организациями, оказывающими содействие в тушении лесных пожаров.
Принятие решения на заседании оперативного штаба о привлечении 30 человек личного состава в/ч № не соответствует Плану тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России на период пожароопасного сезона 2021 года, а принятие такого решения без участия командования войсковой части, является формальным.
Таким образом, информация о постоянном нахождении ФИО2 на тушении пожара в период с 17.04.2021 по 24.04.2021, указанная в письме Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" от 28.04.2021 №, является недостоверной.
Динамика развития площади лесного пожара, в комплексе с несвоевременностью и недостаточностью принятия мер по тушению лесного пожара, указывает на несоответствие действий руководителя тушения лесного пожара Сводному плану тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 19.03.2021 № 167-УГ.
Белее того на место пожара своего заместителя, в соответствии с п. 4 главы IV Плана тушения лесных пожаров на территории Камышловского лесничества Минобороны России, начальник Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" ФИО2 не направил, то есть фактически никто из предусмотренных планами руководителей тушения лесных пожаров к месту возгорания не прибыл, работу по организации тушения пожара не возглавил.
Учитывая вышеизложенное, прокурор и должностное лицо пришли к выводу о том, что начальником Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" ФИО2, не выполнены мероприятия, предусмотренные сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, а именно, в период с 17.042021 по 24.04.2021, находясь по адресу: Свердловская область <адрес>
- не эффективно осуществлял общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;
- не имел возможности отвечать за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
- не установил границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий;
- не эффективно осуществлял взаимодействие с оперативным штабом лесничества;
- не назначил своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;
- периодически оставлял место лесного пожара до его локализации и ликвидации лесного пожара.
По данному факту 10.06.2021 военным прокурором Еланского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, которое отвечает требованиям ст. 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вышеуказанные обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются материалами прокурорской проверки, в том числе письменными объяснениями ФИО2 от 10.06.2021; ответами Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес", Камышловского лесничества Минобороны России о результатах тушения пожара, возникшего 17.04.2021; актом № о лесном пожаре с приложениями.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица в отношении должностного лица начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" ФИО2 является законным и обоснованным.
Оснований не доверять имеющимся в деле доказательствам, содержанию, полноте и оформлению которых дана надлежащая оценка при рассмотрении дела по существу, не имеется. Они последовательны, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вопреки доводам жалобы и стороны защиты в материалы дела не представлено допустимых и относимых доказательств, опровергающих установленные в ходе прокурорской проверки обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствующие о выполнении всех необходимых мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Назначенное ФИО2 наказание является справедливым.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден. Оснований, для применения положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Оснований для снижения размера назначенного административного штрафа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 07.07.2021 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Камышловского филиала ФГАУ "Оборонлес" ФИО2 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья