НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 20.04.2023 № 2А-2903/2023

дело № 2а-2903/2023

66RS0001-01-2023-001102-52

мотивированное решение

составлено 20.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Кожиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга к Векшиной Светлане Игоревне о взыскании страховых взносов, налога на имущество, транспортного налога, пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга) обратилась с административным исковым заявлением к Векшиной С.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени в размере 13,04 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени в размере 66,5 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемые по ставкам, применяемые к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов: пения в размере 20,36 руб.; транспортный налог с физических лиц: пени в размере 19,56 руб., на общую сумму 119,46 руб.

В обоснование заявленных требований указано, Векшина С.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 13.09.2016 по 04.04.2018, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год административным ответчиком исполнена не в срок, на сумму задолженности были начислены пени. Административный ответчик в спорный период являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, обязанность по уплате налога надлежащим образом им не исполнена. В связи с ненадлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов на сумму задолженности начислены пени. В связи с неисполнением требований об уплате недоимки по страховым взносам, пени в добровольном порядке, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, а после его отмены - в суд с указанным административным исковым заявлением.

В судебное заседание не явился представитель административного истца ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Административный ответчик Векшина в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

В соответствии со ст. 419, п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В силу п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

Кроме того, согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место.

Кроме того, согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В силу п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, с 13.09.2016 по 04.04.2018 Векшина С.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

Исходя из положений ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Векшиной С.И. исчислены страховые взносы за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 4 590 руб. Срок уплаты налога составлял 09.01.2018.

На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в связи с неуплатой страховых взносов за 2017 г. на суммы неодимки начислены пени в размере 66,50 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 13,04 руб. за период с 10.01.2018 по 26.01.2018.

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год погашена платежными документами от 22.02.2018 на сумму 20 000 руб., от 02.01.2023 на сумму 46,01 руб., 11,95 руб., 7,11 руб., от 06.01.2023 на сумму 11,95 руб., 1 493,60 руб., 8,54 руб., от 09.01.2023 на сумму 3,96 руб., 1 066,81 руб., 255,18 руб., 494,89 руб.

Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год погашена платежными документами от 02.01.2023 на сумму 62,11 руб., 9,59 руб., 16,12 руб., от 06.01.2023 на сумму 2 016,40 руб., 11,51 руб., 8,54 руб., 16,12 руб., от 09.01.2023 на сумму 1 440,19 руб., 5,34 руб., 668,11 руб., 344,51 руб.

Векшина С.И. в 2020 году являлся собственником следующего имущества и транспортных средств: квартира, расположенная по адресу: <адрес>; автомобиль X1XDRIVE20D, государственный регистрационный знак , 2013 года выпуска, VIN .

На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга Векшиной С.И. начислены налог на имущество физических лиц, транспортный налог, в ее адрес почтой направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 . Срок уплаты 01.12.2021.

На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом на сумму недоимки по транспортному налогу начислены пени на сумму 19,56 руб., по налогу на имущество начислены пени в размере 20,36 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021.

В связи с наличием указанной задолженности ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика направлены требования по состоянию на 15.12.2022, по состоянию на 26.01.2018 об уплате страховых взносов и пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 15.02.2018, 18.01.2022.

Задолженность по транспортному налогу за 2020 год была погашена платежным документом от 12.01.2022 на сумму 6 017 руб.

Задолженность по налогу на имущество за 2020 год была погашена платежным документом от 12.01.2022 на сумму 1000 руб., от 24.02.2022 на сумму 5 264 руб.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административный ответчик Векшина С.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что задолженность полностью погашена, а административный истец пропустил срок взыскания.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась к мировому судье 29.07.2022, то есть с нарушением срока обращения в суд, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, который истек 18.07.2022.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О и 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Своевременность подачи настоящего административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, транспортному налогу, пени, административным истцом не представлено.

Учитывая изложенное, уважительные причины пропуска срока для обращения в суд отсутствуют, что в силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку административным истцом нарушены сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении требования административного истца о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, транспортному налогу, пени, в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга к Векшиной Светлане Игоревне о взыскании страховых взносов, налога на имущество, транспортного налога, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий