НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 13.07.2022 № 2А-5049/2022

66RS0001-01-2022-004432-37 № 2а-5049/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Л.С., при секретаре судебного заседания Халиловой К.Д.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения, возврате излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Инспекции Федеральной Налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее- ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга), в котором заявлены требования о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга № 151, оформленное в уведомлении от 21.01.2022, в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за расчетные период с 01.01.2017, обязании вернуть излишне взысканную сумму в размере 178 996 рублей 62 копейки.

В обосновании иска указано, что ФИО1 (ИНН ) являлась индивидуальным предпринимателем, 23.12.2019 года снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя. В период с 25.11.2008 года по 23.12.2019 года ИП ФИО1 являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». О переплате по страховым взносам ФИО2 узнала в декабре 2021 года, когда через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом были выставлены требования об уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 28 722, 73 руб., и медицинское страхование в сумме 6 735 руб. 96 коп., в связи с чем, заявителем оплачены соответствующие суммы. Кроме того, налоговым органом пояснено, что имеется переплата страховых взносов на обязательное социальное страхование за расчетные периоды с 01 января 2017 года в сумме 178 996 руб. 62 коп. 18.01.2022 ФИО2 было подано заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Однако письмом от 21.01.2022 @ налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченных страховых вносов, ссылалась положения статей п. 7 ст. 78 НК РФ. При этом право на возврат излишне уплаченных страховых взносов прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации вне зависимости от правильности принятия налоговым органом решения. Поскольку 18.01.2022 ФИО2 обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, именно с этого момента - 18.01.2022 ФИО2 стало известно об имеющейся переплате, соответственно, истец обратился в пределах срока исковой давности.

Определением суда от 20.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении искового заявления по изложенным в нем предмету и основаниям.

Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной Налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административный иск. Полагал, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, сведений об уважительных причинах неявки не сообщил.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации ( далее по тексту- НК РФ), налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В силу п. 7 названной статьи заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

В соответствии с п. 2 ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –НК РФ, в редакции, действовавшей до 31.12.2020) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшалась плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивали сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.

Исходя из положений п. 9 ст. 431 НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2020), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 в период с 25.08.2005 по 27.02.2020 состояла на учете по месту жительства в Межрайонной ИФНС России № 12 по Оренбургской области, в период с 27.02.2020 по 24.05.2021 - в Межрайонной ИФНС России № 20 по Челябинской области, с 24.05.2021 по настоящее время - в Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга. В период с 25.11.2008 по 23.12.2019 ФИО1 применяла упрощенную систему налогообложения, являлась работодателем.

30.01.2018 налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России № 12 по Оренбургской области был представлен расчет по страховым взносам за 2017 год, согласно которому в связи с заявленными к уменьшению суммами страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, возникла переплата в размере 178996,62 рублей, соответственно, уплата страховых взносов не производилась.

Административным истцом было подано заявление от 11.01.2022 о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 178996,62 рублей.

ИФНС по Верх-Исетсколму району г. Екатеринбурга в ответ на вышеуказанное заявление налогоплательщика принято оспариваемое решение от 17.01.2022 № 151 об отказе в возврате в связи с нарушением срока подачи заявления за рамками трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ.

Не согласившись с решением об отказе от 17.01.2022 №151, ФИО1 обратилась с жалобой от 29.03.2022 в Управление ФНС России по Свердловской области.

Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 18.04.2022 №13-06/11467@ жалоба оставлена без удовлетворения.

Сумма переплаты в размере 178996,62 рублей, возникшая по сроку представления расчета по страховым взносам за 2017 год (30.01.2018), образовалась за счет превышения расходов налогоплательщика на социальное обеспечение над начисленными страховыми взносами.

В соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, действовавшими до 31.12.2020, сумма переплаты в размере 178996,62 рублей подлежала зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду страхования на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за 2017 год или возмещению территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Налогоплательщик, представляя расчет по страховым взносам за 2017 год с суммами страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащими уменьшению, располагала сведениями о наличии переплаты. Однако в территориальный орган ФСС РФ за возвратом переплаты ФИО1 не обращалась, что не оспаривала в судебном заседании.

В ходе судебного заседания представитель административного ответчика указал, что возврат суммы излишне уплаченного налога в силу императивных предписаний п. 7 ст. 78 НК РФ может быть самостоятельно осуществлен налоговым органом только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возникшая у ФИО2 переплата не подлежала возврату в указанном выше административном порядке в связи с тем, что заявление о возврате страховых взносов за 2017 год было подано по истечении трех лет (08.04.2021).

Суд полагает указанные доводы представителя административного ответчика обоснованными, поэтому оспариваемое решение налогового органа суд признает законным. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным решения ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 21.01.2022 № 151, так как данное решение принято уполномоченным должностным лицом и соответствует положениям п. 7 ст. 78 НК РФ.

Также в судебном заседании административный истец утверждала, что узнала о наличии переплаты только в декабре 2021 года, в связи с чем, ей не нарушен срок подачи заявления на возврат страховых взносов.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 № 173-0 указал, что пропуск срока, указанного в п.7 статьи 78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 ст. 431 НК РФ установлено, что плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Расчет по страховым взносам за 2017 год представлен заявителем 30.01.2018, соответственно, крайний срок для подачи заявления на возврат страховых взносов за 2017 год - 30.01.2021. Таким образом, ФИО3 не могла не знать о наличии переплаты еще 30.01.2018, поскольку самостоятельно представляла расчет по страховым взносам за 2017 год в налоговый орган, что не отрицала в ходе судебного заседания.

В данном случае ФИО1 обратилась с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в налоговый орган 11.01.2022, т.е. за пределами трех лет установленного срока представления расчета по страховым взносам за 2017 год. Суммы страховых взносов, уплаченных в декабре 2021 года, не имеют отношение к оспариваемому решению, поскольку платежи, осуществленные 11.01.2022, а не в декабре 2021 года, являются уплатой недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года).

Кроме того, в суд ФИО2 обратилась также за пределами установленного законом срока (20.05.2022), в связи с чем, соответствующее требование о возврате излишне уплаченного налога не подлежит удовлетворению.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения, возврате излишне уплаченного налога.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение суда составлено 23.07.2022

Судья: