НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 10.06.2021 № А-4215/2021

66RS0-58 а-4215/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Никитиной Л.С.,

при секретаре судебного заседания <ФИО>3,

с участием административного истца <ФИО>1, представителя административного ответчика Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга <ФИО>4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захарова Евгения Алексеевича к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Захаров Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга, в котором заявлены требования о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика считать датой присвоения административному истцу Захарову Е.А. статуса адвоката ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в отношении административного истца вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 795 рублей 62 копейки, пени в размере 95 рублей 05 копеек, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 655 рублей 62 копейки, пени в размере 22 рубля 29 копеек.

13.07.2020 административным ответчиком в отношении административного истца вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 641 рубль 44 копейки, пени в размере 3 рубля 96 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанных требований административным истцом была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган.

ДД.ММ.ГГГГ от налогового органа был получен ответ, в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 2367,26 руб., пени - 139,87 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование-555,16 руб., пени-33,50 руб. Основанием для начисления спорной задолженности явилось наличие у налогового органа сведений о присвоении административному истцу статуса адвоката ДД.ММ.ГГГГ. В жалобе административный истец указал, что присвоение статуса адвоката состоялось ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует решение Совета Адвокатской Палаты Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, налоговым органом доводы административного истца фактически оставлены без рассмотрения. Таким образом, административный истец не имел статуса плательщика страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ на основании подп. 2 п.1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оспариваемые требования о взыскании недоимки и пени за период до ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и необоснованными и нарушают права административного истца.

Административный истец Захаров Е.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем предмету и основаниям.

Представитель административного ответчика Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга <ФИО>4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административный иск. Полагала оспариваемые требования законными и обоснованными.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, плательщики, указанные и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено статьей 430 Кодекса: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рубля за расчетный период 2019 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 НК РФ в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 НК РФ адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержден Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 114н, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 13 раздела II Порядка постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России.

При этом, как установлено Порядком, датой постановки на учет в налоговом органе адвоката по основаниям, предусмотренным пунктом 13 раздела II Порядка, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ: дата приобретения статуса адвоката.

Согласно пункту 1 статьи 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, еси иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 63-ФЗ определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 63-ФЗ территориальный орган юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ).

Таким образом, период начала деятельности адвокатов следует исчислять с момента вступления в силу решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, статус адвоката Захарову Е.А. присвоен квалификационной комиссией адвокатской палаты Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, решение которой вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ после принятия Захаровым Е.А. присяги адвоката. То есть именно с ДД.ММ.ГГГГ Захаров Е.А. является плательщиком страховых взносов.

Из представленных материалов следует, что ИФНС по <адрес> г. Екатеринбурга в адрес Захарова Е.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 795 рублей 62 копейки, пени в размере 95 рублей 05 копеек, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 655 рублей 62 копейки, пени в размере 22 рубля 29 копеек. Согласно письменным расчетам и пояснениям представителя административного ответчика установлено, что сумма недоимки по страховым взносам в указанном размере образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного истца о том, что у Захарова Е.А. отсутствовала предусмотренная законом обязанность уплачивать недоимку по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку статус плательщика страховых взносов Захаров Е.А. приобрёл только ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемое требование нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку административный истец пояснил, что налоговый орган продолжает направлять ему требования об уплате недоимки по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в 2021 году, что подтверждается представленным в материалы дела требованием от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривала тот факт, что в требовании от ДД.ММ.ГГГГ действительно отражена недоимка по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но сумма недоимки уменьшена с учетом произведенных платежей ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ, так как оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

Суд полагает возможным в данном конкретном случае восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска в суд, поскольку суд признает уважительными причины пропуска срока на обращение в суд, указанные административным истцом, а именно: подача административного иска ДД.ММ.ГГГГ в течении трех месяцев со дня получения (ДД.ММ.ГГГГ) ответа на жалобу, в которой <ФИО>1 оспаривал в досудебном порядке указанное требование.

Вместе с тем, суд не находит оснований для отмены оспариваемого требования, поскольку учитывая положения ст. 10 Конституции Российской Федерации судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Суд полагает возможным обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, о чем сообщить в суд и административному истцу в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Также материалами дела подтверждается, что ИФНС по <адрес> г. Екатеринбурга в адрес Захарова Е.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 641 рубль, пени в размере 03 рублей 96 копеек. Согласно письменным расчетам и пояснениям представителя административного ответчика установлено, что сумма недоимки по страховым взносам образовалась в связи с тем, что в налоговый орган в отношении Захарова Е.А. поступили справки формы 2-НДФЛ о полученном доходе в 2019 году: от налогового агента Свердловская областная коллегия адвокатов- налоговая база 12660,10 рублей; от налогового агента ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет»-налоговая база 551 483,53 рублей. Первоначально дополнительный взнос на пенсионное страхование в размере 1 % от дохода свыше 300 000 р. рассчитан суммарно: (564143.63 р.-300000р.) х 1% =2641.44 р. (указанная сумма начислений отражена в требовании). ДД.ММ.ГГГГ по поручению Управления Федеральной налоговой службы России была сделана корректировка, поскольку доход от осуществления деятельности в ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет» не признаётся доходом от адвокатской деятельности. Дополнительный взнос на пенсионное страхование в размере 2641,44 р. и пени был сторнирован ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в карточке расчета с бюджетом.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено, что недоимка по страховым взносам и пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ была сторнирована, не предъявляется в дальнейшем налоговым органом к взысканию, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным и отмене требования от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов административного истца. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд частично удовлетворяет административный иск.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Захарова Евгения Алексеевича к Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконными и отмене требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным требование Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов и пени в отношении Захарова Е.А.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, о чем сообщить в суд и административному истцу в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска-отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение суда составлено 16.06.2021

Судья: