НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 07.06.2022 № 12-363/2022

№12-363/2022

66RS0005-01-2022-001838-41

РЕШЕНИЕ

07.06.2022 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тихонова Григория Александровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17.02.2022 года по делу № 066/04/9.15-3918/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьевой Е.К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-3918/2021 техническому директору публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» Тихонову Г.А. по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения.

В жалобе Тихонов Г.А. ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания, ссылаясь на то, что указанным постановлением нарушены права и законные интересы, которые состоят в следующем. ПАО «Аэропорт Кольцово» в целях исполнения требований, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», регулярно размещает необходимую информацию на своем официальном сайте. Сведения об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования были раскрыты Обществом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распечаткой из системы сайта о размещении информации общества. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Аэропорт Кольцово» (Исполнитель) и ОАО «Свердловэнерго» (ОАО «МРСК Урала») (Заказчик) был заключен Договор -ПЭ на оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно данному договору ПАО «Аэропорт Кольцово» обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям - физическим и юридическим лицам, приобретающим электрическую энергию для собственных нужд, и имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, а ОАО «МРСК Урала» оплачивать эти услуги. Перечень потребителей определен в Приложении к Договору. Сведения об объеме переданной (отпущенной) электроэнергии по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям в разрезе уровней (диапазона) напряжения были размещены в установленные сроки на официальном сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» в разделе «Партнерам» - «Потребителям. Раскрытие информации в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии» - «Информация по ПП РФ » - п. 19г «Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий» - «Баланс электрической энергии и мощности» в п. 6.1 объем полезного отпуска по сторонним потребителям по диапазонам (уровням) напряжения. Таким образом, баланс электрической энергии и мощности, объем переданной (отпущенной) электроэнергии по договорам на сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» был размещен по форме, утверждённой Приказом ФСТ -э/2 и Постановлением РЭК СО от ДД.ММ.ГГГГ-ПК, в котором объем переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования, это объем полезного отпуска электроэнергии сторонним потребителям (п. 6.1). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФАС России, РЭК Свердловской области было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на официальном сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» размещена информация, в том числе Сведения об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования абз. 2 п.п. «г» п. 19 Стандартов. Раскрытую информацию возможно идентифицировать и определить ее принадлежность к конкретному пункту Стандартов, так как название размещенного на официальном сайте документа соответствует названию пункта нормативного документа - абзац 2 п.п. «г» п.19 «О балансе электрической энергии и мощности». Следовательно, технический директор ПАО «Аэропорт Кольцово» Тихонов Г.А. обеспечил доступ потребителя к информации, раскрываемой в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». Полагает, что вменяемое нарушение отсутствует.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тихонов Г.А., должностное лицо, вынесшее постановление, не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

В судебном заседании защитник Тихонова Г.А. – Берчатова Л.Г. доводы жалобы подержала, просила ее удовлетворить. Дополнительно пояснила, что если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, должностное лицо или иной юридический работник данного юридического лица, не подлежат административной ответственности. Таким образом, новыми изменениями в КоАП РФ ограничена возможность привлечения юридического лица его работников к ответственности за одно и то же правонарушение. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Аэропорт Кольцово» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Аэропорт Кольцово» оплачен административный штраф в размере 100 000 руб.

Заслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц предусмотрена административная ответственность.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации (далее - Правила ), в соответствии с п. 2, пп. «а», «в», «г», «е» п. 4 которого Федеральная антимонопольная служба является органом, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации, форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.

Согласно п. 1 Правил определен порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу (далее - информация), субъектами естественных монополий.

В соответствии с подпунктами «а» - «е» пункта 4 Правил контроль осуществляется антимонопольным органом в форме систематического наблюдения и анализа информации, порядок проведения которых утверждается органом по контролю (пп. «а» п. 7, п. 8 Правил ). При этом данная форма контроля закреплена также пунктом 3.28 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ).

Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее - Закон № 147-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона № 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Стандарты), путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Аналогичное положение содержится в ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), согласно которой основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики. Требования к составу информации, раскрываемой субъектами электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия установлены Стандартами.

Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация -коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Исходя из положений п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Правила ), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы» ПАО «Аэропорт Кольцово» утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике, п. 6 Правил Общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает ПАО «Аэропорт Кольцово» раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.

В соответствии с п. 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящими Стандартами.

Согласно п. 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:

а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

б) опубликования в электронных средствах массовой информации;

в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условиивозмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов;

д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением установленных Стандартами порядка, способов, сроков опубликования информации должностным лицом Свердловского УФАС России через служебный персональный компьютер, находящийся в Свердловском УФАС России (, г. Екатеринбург), был произведен осмотр официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» по адресу: www.svx.aero.

Для фиксирования нарушения установленных Стандартами порядка, способов и сроков опубликования информации ПАО «Аэропорт Кольцово» Свердловским УФАС России был составлен акт осмотра интернет-сайта от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.2 письма ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)»).

Информация о наличии официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» в сети «Интернет» по адресу: www.svx.aero содержится в постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях».

Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода (п. 5 Стандартов).

Перечень информации, подлежащий раскрытию сетевыми организациями, определен п. 12, п. 19 Стандартов.

Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию:

об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования (абз. 2 пп. «г» п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (п. 29 Стандартов).

Как следует из материалов дела, в ходе осмотра всего официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» в сети «Интернет» выявлено не раскрытие Обществом за отчетный 2020 год сведений об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования (абз. 2 пп. «г» п. 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты до ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения об отсутствии и причинах отсутствия вышеуказанной информации на официальном сайте Общества в установленные сроки также не раскрыты (в случае отсутствия таких сведений).

Постановлением Свердловского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-3348/2021 об административном правонарушении ПАО «Аэропорт Кольцово» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 9.15 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А60-57330/2021 вывод Свердловского УФАС России о наличии события административного правонарушения признан обоснованным.

Согласно п. 5 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации (Письмо ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).

Раскрытие информации и указание места её опубликования должно обеспечивать и гарантировать нахождение и получение такой информации заинтересованными лицами и органами, осуществляющими контроль, в ином случае императивное требование закона соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации сетевыми организациями носило бы лишь формальный характер.

Стандарты не предусматривают возможности выборочного размещения необходимой информации. По смыслу Стандартов следует, что в случае действительного отсутствия какой-либо информации, сетевая организация должна указать на факт отсутствия такой информации.

Согласно представленным Обществом документам (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) ответственным лицом за раскрытие информации, предусмотренной Стандартами, на официальном сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» является технический директор Тихонов Г.А.

Тихонов Г.А. переведен на должность технического директора с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о переводе работника на другую работу /Л от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом исполнительного директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ/ок Тихонов Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность технического директора Общества постоянно (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ).

Должностной инструкцией технического директора, утвержденной исполнительным директором Общества ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что технический директор относится к категории руководителей (п. 1.1).

В соответствии с должностной инструкцией технический директор обязан, среди прочего: организовывать и руководить работой подчиненных структурных подразделений (п. 2.4); координировать работу подчиненных ему служб и подразделений (п. 2.5); осуществлять контроль за кадровой и штатной дисциплиной в подчиненных структурных подразделениях в соответствии с возложенными на них задачами и объемами (п. 2.6).

Технический директор вправе, в том числе подписывать, визировать документы, издавать распоряжения и указания по вопросам, входящим в функциональные обязанности (п. 3.4 должностной инструкции); вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями (п. 3.5 должностной инструкции).

С учетом изложенного, технический директор Общества является должностным лицом, осуществляющим организационно - распорядительные функции.

Исполнительным директором ПАО «Аэропорт Кольцово» в целях раскрытия информации ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «О порядке раскрытия информации субъектом естественной монополии (аэропортом)», которым утвержден перечень раскрываемой информации, сроки раскрытия информации и ответственные лица за раскрытие информации (приложение к настоящему приказу).

Так, согласно п. 8 приложения к вышеуказанному приказу ответственным лицом за раскрытие информации и предоставление информации является Панкратов А.В.

Приказом исполнительного директора ПАО «Аэропорт Кольцово» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ» технический директор Панкратов А.В. исключен из приказа , при этом включен технический директор Тихонов Г.А. с назначением его ответственным за раскрытие информации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе в сети Интернет.

Следовательно, Тихонов Г.А., являясь должностным лицом - техническим директором, должен был в силу предоставленных ему полномочий, возложенных обязанностей организовать надлежащим образом работу по раскрытию информации согласно Стандартам, осуществить надлежащий контроль и обеспечить выполнение требований законодательства РФ в части раскрытия информации по регулируемым видам деятельности в сфере энергетики, принять меры, направленные на соблюдение порядка и сроков раскрытия сведений, предусмотренных Стандартами.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ; ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ; письмом от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция ЕИАС Мониторинг; счет-фактурами; актами сверки; требованием о предоставлении информации; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письмом о раскрытии информации от ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ; скриншотами; адресной справкой; письмом от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией; приказом о переводе работника на другую работу /л; дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о переводе работника на другую работу /л; дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра интернет сайта от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вопрос о наличии вины Тихонова Г.А. в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Его вина выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.

Материалами дела подтверждается, что Тихонов Г.А. при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предпринял все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, что свидетельствует о его вине.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Свердловского УФАС обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях Тихонова Г.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного Тихоновым Г.А. деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как оно посягает на регламентированный порядок публичных общественных отношений в области электроэнергетики и естественных монополий, направлено на повышение прозрачности деятельности профессиональных участников розничных рынков электроэнергии и субъектов естественных монополий, предотвращение злоупотреблений. Основания для замены штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Согласно ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юриди

ческого лица, не подлежат административной ответственности.

Однако, в данном случае ПАО «Аэропорт Кольцово» постановлением .15-3348/2020 от ДД.ММ.ГГГГ административный штраф назначен не по правилам, предусмотренным пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-3918/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – Тихонова Григория Александровича оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Черных О.А.