НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вельского районного суда (Архангельская область) от 28.10.2019 № 2А-940/19

Дело № 2а-940/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 28 октября 2019 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Аламбаевой В.С.,

с участием представителя заинтересованного лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) Некрасовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лосева В. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

установил:

Лосев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России по Архангельской области и НАО) об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В обоснование заявленных требований указано, что в январе 2019 года Лосевым В.В. получено извещение об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 2446 руб. 00 коп. ежемесячно, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии. За первое полугодие 2019 года административным истцом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации уплачено 14676 руб. 00 коп. Лосев В.В. не согласен с данной обязанностью. С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет. С августа 2000 года административный истец относится к плательщикам страховых вносов, так как является адвокатом Вельской коллегии адвокатов. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не гарантирует увеличение ранее назначенной пенсии. Действующее законодательство не дает возможности реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами, а именно, как с военными пенсионерами, работающими по трудовому договору, так и самозанятыми военными пенсионерами, не достигшими пенсионного возраста и не имеющими соответствующего страхового стажа. Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации нарушаются пенсионные права административного истца и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерацией. Полагает, что в целях обеспечения реализации социальных прав самозанятых военных пенсионеров, достигших предельного пенсионного возраста и имеющих такое право, но не желающим осуществить переход на страховую пенсию, административный ответчик должен освободить его от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебное заседание истец Лосев В.В. не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело без его участия.

МИФНС России по Архангельской области и НАО в судебное заседание своего представителя не направила. В соответствии с представленным отзывом начальник инспекции Рогозин В.С. просил отказать Лосеву В.В. в удовлетворении заявленных требований, а также указал, что положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов за исключением некоторых периодов. Законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента прекращения такого статуса.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) Некрасова О.В. указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Статья 3 названного закона была дополнена пунктом 6, в соответствии с которым военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

На основании ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В силу ст. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Из статьи 3 названного закона следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно пункту 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В связи со вступлением в силу 01 января 2017 года Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01 января 2017 года осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период (год) передаются налоговыми органами в органы ПФР для контроля полноты начисления страховых взносов.

Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (пункты 1, 3, 6 – 8 ч. 2 ст. 12 закона).

Пунктом 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 – 8 части 1 статья 12 Закона № 400-ФЗ, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Другие основания для освобождения от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование отсутствуют.

Из материалов дела следует, что Лосев В.В. состоит на учете в налоговом органе по месту жительства.

Лосеву В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

Лосев В.В. имеет статус адвоката и состоит в реестре адвокатов Архангельской области, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно индивидуальному лицевому счету застрахованного лица административный истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» с ДД.ММ.ГГГГЛосеву В.В., после достижения 60 лет, бессрочно назначена страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты).

Административный истец по настоящее время имеет статус адвоката и осуществляет профессиональную деятельность в качестве адвоката в Вельской коллегии адвокатов.

До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с 01 января 2017 года регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 ст. 419 и пункта 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование. При этом, учитывая положения подпункта 1 пункта 9 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.

В силу п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в частности, установление страховой пенсии по старости, которую получает административный истец.

Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, указанных в пунктах 1, 3, 6 – 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Лосев В.В., как действующий адвокат, независимо от того, является или он военным пенсионером или нет, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование, в размере исходя из стоимости страхового года, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что возложение на него, являющегося военным пенсионером, обязанности по уплате страховых взносов нарушает его конституционные права, основаны на неверном толковании норм материального права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Ссылка административного истца на то, что уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не гарантирует увеличение размера ранее назначаемой ему страховой пенсии, является несостоятельной, поскольку Лосев В.В. является работающим гражданином и имеет право на перерасчет размера получаемой страховой пенсии по старости, в том числе после прекращения профессиональной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Лосеву В. В. в удовлетворении заявленных требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак