НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вельского районного суда (Архангельская область) от 28.01.2021 № 2-105/2021

Дело № 2-105/2021

29RS0001-01-2021-000041-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Власовой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щекотова А. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера и произведению перерасчета размера страховой пенсии по старости,

установил:

Щекотов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) (далее – Пенсионному фонду) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера и произведению перерасчета размера страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 30 ноября 2020 года, обосновывая требования тем, что он с 2005 года является пенсионером по старости, с 15 июня 1974 года по 27 мая 1976 года проходил действительную срочную военную службу в военно-строительном отряде № 326 (В/Ч 41751), дислоцировавшемся в г. Печора Коми АССР, который отнесен к районам Крайнего Севера, выполнял работу и получал за нее заработную плату. Из фонда заработной платы военного-строительного отряда МО СССР уплачивались взносы на госстрахование. При обращении в Пенсионный фонд 30 ноября 2020 года, ему было отказано во включении работы в военно-строительном отряде в период прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с чем истец не согласен.

В судебном заседании Щекотов А.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, наставая на незаконности действий ответчика, нарушающих его права, поскольку в период военной службы с 15 июня 1974 года по 27 мая 1976 года он фактически работал в военно-строительном отряде, получая заработную плату, из которой производились соответствующие отчисления. Несмотря на это, период работы в военно-строительном отряде не учтен в его специальном стаже, дающем право на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера, чем нарушены его пенсионные права.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) по доверенности Некрасова О.В. в судебном заседании исковые требования Щекотова А.Н. не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело Щекотова А.Н., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закона).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Исходя из ч. 8 ст. 18 Закона в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В судебном заседании установлено и это следует из письменных материалов дела, что с 06 марта 2005 года Щекотов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости.

Согласно военному билету НЛ № 3287850, выданному Вельским районным военным комиссариатом Архангельской области 11 июня 1974 года, а также справке Военного комиссариата Архангельской области от 15 ноября 2019 года № 2/175 Щекотов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в СА по призыву в в/ч 41751 с 11 июня 1974 года по 04 июня 1976 года.

Согласно информации ОАО «ГУОВ» от 26 декабря 2012 года войсковая часть 41751 (326 военно-строительный отряд) входила в состав воинских частей ГУОВ МО РФ, в период с 1973 по 1983 годы дислоцировалась в г. Печора Коми АССР, в 1992 году расформирована.

30 ноября 2020 года Щекотов А.Н. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в военно-строительном отряде при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера в г. Печора Коми АССР.

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) в ответе от 29 декабря 2020 года № 10529 отказало Щекотову А.Н. во включении периода прохождения военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона, в связи с несоблюдением условий, а также в связи с тем, что не предоставлены иные документы, подтверждающие факт работы в районах Крайнего Севера.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

При разрешении настоящего спора, судом учитывается, что согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Печора Коми АССР относится к районам Крайнего Севера, начиная с 01 января 2008 года.

Вельский район Архангельской области на основании Распоряжения Правительства РФ от 12 июля 1993 года № 1245-р «О внесении дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, начиная с 01 июля 1993 года.

Судом установлено и это следует из копии трудовой книжки, что Щекотов А.Н. действительно проходил военную службу в период с 11 июня 1974 года по 04 июня 1976 года в г. Печора Коми АССР, после увольнения со службы с 01 октября 1976 года был трудоустроен в Вельское райобъединение «Сельхозтехника», в реммастерскую слесарем, находившееся на территории Вельского района Архангельской области.

Также судом установлено, что период военной службы Щекотова А.Н. в СА по призыву ответчиком засчитан в страховой стаж истца, как иной период, а не как период оплачиваемой работы, учитывая, что бесспорных доказательств, подтверждающих факт работы истца в районе Крайнего Севера в данный период, не было представлено.

В судебное заседание также не представлено указанных доказательств, при этом, ссылка истца на приказ Министра обороны СССР от 08 марта 1965 года № 60 «О введении в действие положения о военно-строительных отрядах министерства обороны СССР» (далее – приказа), при несоблюдении предусмотренных законом условий, в данном случае несостоятельна, доводы истца в обоснование иска основаны на неверном толковании закона.

Так, согласно пп. 14-15 приказа призыв и увольнение военных строителей производятся на общих основаниях порядком и в сроки, установленные Законом о всеобщей воинской обязанности. Военнослужащие военно-строительных отрядов проходят действительную военную службу на общих основаниях с военнослужащими Вооруженных Сил.

В силу п. 28 приказа при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию срок службы в военно-строительных отрядах засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж непрерывной работы порядком, установленным трудовым законодательством для лиц, уволенных с действительной военной службы.

Кроме того, судом достоверно установлено, что истец Щекотов А.Н. после увольнения с военной службы устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по истечению трех месяцев после увольнения в запас, и что истцом не оспаривается и доказательств обратному суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, в совокупности с указанными нормами материального права, суд приходит к выводу, что Щекотов А.Н. не имеет право на включение спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях.

Учитывая, что период военной службы истца не может быть учтен в стаж его работы в районах Крайнего Севера, соответственно, у истца отсутствует право для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона и произведении перерасчета с 30 ноября 2020 года, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Щекотову А.Н. к Пенсионному фонду надлежит отказать полностью.

Спор рассмотрен судом, исходя из заявленных исковых требований, при этом законных оснований для выхода за рамки данных требований, у суда не имеется.

Учитывая, что истцу в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная за подачу иска в суд, не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Щекотову А. Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) о признании права на повышенный фиксированный размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера и произведению перерасчета размера страховой пенсии по старости с 30 ноября 2020 года – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская