НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вельского районного суда (Архангельская область) от 23.08.2021 № 2А-663/2021

Дело № 2а-663/2021

УИД 29RS0001-01-2021-001058-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 23 августа 2021 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по ним,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России по Архангельской области и НАО) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2017 года в размере 8202 руб. 13 коп. за 2020 год, пеней за период с 13 мая по 14 июня 2020 года в размере 49 руб. 62 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2017 года в размере 2129 руб. 91 коп., пеней за период с 13 мая по 14 июня 2020 года в размере 12 руб. 89 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период до 01 января 2017 года в размере 932 руб. 93 коп., по сроку уплаты 01 января 2017 года, пеней за период с 29 января по 16 декабря 2019 года в размере 73 руб. 53 коп., всего 11401 руб. 01 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 29 сентября 2015 года по 01 апреля 2020 года. Административный ответчик выступал страхователем и был зарегистрирован в ГУ – УПФ РФ в Вельском районе Архангельской области. ФИО1 является плательщиком страховых взносов и наделен обязанностью по правильности и своевременности уплаты и исчисления страховых взносов. Между тем, ФИО1 не были перечислены денежные средства в размере 8202 руб. 13 коп. - взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в пенсионный фонд на выплату страховой премии с 01 января 2017 года. Кроме того, ФИО1 не были перечислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за период с 01 января по 17 февраля 2020 года в размере 2129 руб. 91 коп., что свидетельствует о невыполнении административным ответчиком обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» о суммах подлежащих уплате. В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по уплате страховых взносов ФИО1 начислены пени по страховым взносам в пенсионный фонд на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 49 руб. 62 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 12 руб. 89 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 73 руб. 53 коп. за период с 29 января по 16 декабря 2019 года. Мировым судьей судебного участка Вельского судебного района Архангельской области 17 декабря 2020 года по заявлению МИФНС России по Архангельской области и НАО был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности. На основании поступивших возражений ФИО1 судебный приказ от 17 декабря 2020 года отменен определением мирового судьи судебного участка Вельского судебного района Архангельской области от 14 января 2021 года.

Межрайонная ИФНС России по Архангельской области и НАО в судебное заседание своего представителя не направила, исполняющий обязанности начальника ФИО2 просила рассмотреть дело без участия представителя инспекции.

Административный ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме от 23 августа 2020 года просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

До 01 января 2017 года исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Статьей 12 Закона № 212-ФЗ установлено, что тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны, в том числе: зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом.

На основании ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно частям 1 и 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу ч. 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с 29 сентября 2015 года и прекратил свою деятельность 01 апреля 2020 года.

ФИО1 выступал страхователем и был зарегистрирован в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, регистрационный , являлся плательщиком страховых взносов в бюджет ПФР, а также плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В силу п. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Расчет суммы задолженности по страховым взносам ФИО1 уполномоченным органом произведен: с 01 января 2017 года за период с 01 января по 01 апреля 2020 года, то есть за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2020 году по сроку уплаты 12 мая 2020 года, в размере 8202 руб. 13 коп. (90 руб. 13 коп. + 8112 руб. 00 коп. = 8202 руб. 13 коп.) 32448 руб. : 12 : 30 * 1 день в апреле = 90 руб. 13 коп. 32448 руб. : 12 * 3 мес. = 8112 руб. 00 коп. Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за период с 01 января по 17 февраля 2020 года, то есть за период осуществления деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя в 2020 году, по сроку уплаты 12 мая 2020 года составляют 2129 руб. 91 коп. (23 руб. 41 коп. + 2106 руб. 50 коп. = 2129 руб. 91 коп.) 8426 руб. 00 коп. : 12 : 30 * 1 день в апреле = 23 руб. 41 коп. 8426 руб. 00 коп. : 12 * 3 мес. = 2106 руб. 50 коп.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты причитающихся сумм налога, либо уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года составила 49 руб. 62 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года. Сумма задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года составила 12 руб. 89 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года. Сумма задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная до 01 января 2017 года составила 73 руб. 53 коп. за период с 29 января по 16 декабря 2019 года.

Уполномоченным органом в адрес ФИО1 были направлены требования от 17 декабря 2019 года, от 15 июня 2020 года.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма по почте. В установленный срок, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены.

Расчет задолженности по пеням за просрочку уплаты страховых взносов произведен налоговым органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, отражен в материалах дела, у суда сомнений в его правильности не имеется, альтернативный расчет административным ответчиком суду не представлен.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с плательщика страховых взносов, пени административным истцом соблюдены.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, с учетом ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

МИФНС России по Архангельской области и НАО обратилась к мировому судье судебного участка Вельского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, пени.

17 декабря 2020 мировым судьей судебного участка Вельского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам в размере 10468 руб. 08 коп.

Определением мирового судьи судебного участка Вельского судебного района Архангельской области от 14 января 2021 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями, судебный приказ от 17 декабря 2020 года отменен.

Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, с учетом ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 задолженности страховым взносам, пени по уплате страховых взносов, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 103, 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, данные в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Вельского муниципального района, от уплаты которой административный истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по ним – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пении (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог в размере 8202 руб. 13 коп. за 2020 год, пени в размере 49 руб. 62 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере 2129 руб. 91 коп. за 2020 год, пени в размере 12 руб. 89 коп. за период с 13 мая по 14 июня 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01 января 2017 года: налог в размере 932 руб. 93 коп. по сроку уплаты 01 января 2017 года, пени в размере 73 руб. 53 коп. за период с 29 января по 16 декабря 2019 года, всего – 11401 руб. 01 коп.

Реквизиты для перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года: УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России по Архангельской области и НАО, ИНН <***>, расчетный счет , БИК 011117401, Банк – Отделение Архангельск, г. Архангельск, ОКТМО 11605101, КБК 18 (налог), КБК 18 (пени).

Реквизиты для перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС РФ с 01 января 2017 года: УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России по Архангельской области и НАО, ИНН <***>, расчетный счет , БИК 011117401, Банк – Отделение Архангельск, г. Архангельск, ОКТМО 11605101, КБК 18 (налог), КБК 18 (пени).

Реквизиты для перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС РФ до 01 января 2017 года: УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России по Архангельской области и НАО, ИНН <***>, расчетный счет , БИК 011117401, Банк – Отделение Архангельск, г. Архангельск, ОКТМО 11605101, КБК 18 (налог), КБК 18 (пени).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Вельского муниципального района государственную пошлину в размере 456 руб. 04 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Судья Н.В. Сидорак